Непрозрачная прозрачность, за того парня, отработка за «вышку», крестик снимите и угроза пожизненным


Важные события понедельника: губернатор пытается убедить общественность в максимальной прозрачности одной из самых непрозрачных сделок последнего времени, после окончания всех возможных значимых выборов на плечи собственников жилья ложатся совершенно неожиданные расходы, федеральные власти решили пойти на крайние радикальные меры в отношении любителей прокатиться за рулём в пьяном виде, а церковь вошла в избирательную кампанию - решительно, но осторожно.

tsu-smi.jpgНепрозрачная прозрачность
В понедельник губернатор Николай Цуканов решил встретиться с прессой, поделиться впечатлениями об инвестиционном форуме в Сочи, в котором калининградская делегация приняла активное участие, а также ответить на многочисленные вопросы. В первую очередь — о структуре правительства, многочисленных недавних отставках и назначениях министров и вице-премьеров.

Одним из наиболее сильных впечатлений, судя по словам губернатора, стало подписание соглашения о создании, расширении и перевооружении объектов транспортного назначения калининградского аэропорта «Храброво». Соглашение это Цуканов подписал вместе с представителем (уже интересно — должность его всегда называется в официальных источниках именно как «представитель», что бы это ни значило) компании «Аэроинвест» Сергеем Крючеком. Компания эта, как известно, не так давно стала обладателем 75% акций ЗАО «Аэропорт „Храброво“», приобретя их за неизвестную общественности сумму у банка «Санкт-Петербург». Вместе с ними зарегистрированная в оффшоре компания фактически завладела ключами от региона; даже сам губернатор назвал во время пресс-конференции аэропорт «дорогой жизни». А относительно деталей переговоров с инвестором и будущего аэропорта, а также роли правительства в этих процессах одухотворённо заявил: «Это будет прозрачный, открытый диалог».

Прозрачности, впрочем, пока что серьёзно не хватает. Когда Цуканов и Крючек вместе с представителями «Санкт-Петербурга» в начале июля подписывали трехстороннее соглашение по развитию аэропорта «Храброво», информацию о сумме инвестиций, которые «Аэроинвест» готова вложить в это самое развитие, также предпочли не разглашать. Зато уже тогда было понятно, что планирует вложить область — 2,2 млрд рублей, взятых в качестве кредита в федеральной казне. Ранее ходили разговоры о том, что этих денег хватило бы на то, чтобы выкупить долю банка и стать собственником большей части аэропорта, о чем областные власти грезили еще со времен Георгия Бооса. Однако случиться этому было не суждено, хотя сумма сделки между «Аэроинвестом» и «Санкт-Петербургом», о которой заявил недавно депутат облдумы Сергей Кононов, — 2,6 млрд рублей — вполне сравнима с размером федерального кредита.

Деньги эти, как выяснилось, всё же потратят на аэропортовые дела, но оригинальным способом. На прошлой неделе депутаты областной Думы большинством голосов одобрили выделение 2,2-миллиардного транша некоему ЗАО «Управляющая компания „Храброво“». Некоему — потому что на самом деле, на момент голосования в Думе этого ЗАО еще не существовало. Почему? По словам министра финансов Виктора Порембского, действовать нужно было «синхронно» с инвестором, быстро такие дела не делаются, но принятие решения о передаче денег несуществующему ЗАО было необходимо для получения бюджетного кредита. А после того, как все формальности будут завершены, будущая управляющая компания начнёт планомерно тратить эти деньги на реконструкцию находящегося на три четверти (25% акций «Храброво» принадлежат частному «Внешэкономбанку») в частных руках аэропорта.

Впрочем, делать это она будет, как говорят чиновники, вовсе не безвозмездно. В обмен мы получим, по словам Порембского, некие «активы». Объяснить, о каких именно активах идёт речь, до сих пор не смог никто из представителей берущего в столице широкими жестами миллиардные кредиты правительства. Виктор Порембский говорил о том, что активы эти впоследствии могут быть проданы, за счёт этой операции будет возможно вернуть в федеральную казну тело кредита и проценты. Александр Рольбинов, недавно выросший в должности до вице-премьера правительства (правда, по выражению лица, вовсе не испытывающий по этому поводу эйфории) очертил единственно возможный механизм образования этих «активов» — дополнительная эмиссия акций ЗАО «Аэропорт „Храброво“», правда говорил он об этом крайне осторожно. Оно и понятно — в его биографии уже имеется факт переговоров с собственниками банкротившейся семимильными шагами авиакомпании «КД авиа», от которой правительство также надеялось получить выпущенные в результате допэмиссии акции в обмен на полученные из того же федерального бюджета 4 млрд рублей на «спасение компании». Получили, как известно, от мёртвого осла уши, деньги понемногу тают в бюджете, хоть бы их хватило на мостовой переход на Сельме, а «КД авиа» благополучно померла. «В любом случае механизмов не очень много, один из механизмов — увеличение капитализации компании путем привлечения и размещения дополнительной эмиссии. Как следствие допэмиссии, покупка акций. Предположительно, участие правительства в капитализации компании и управлении капиталом», — заявил в четверг Рольбинов, этим и ограничился.

Губернатор же подробности переговоров предпочёл не комментировать вообще. Ну, конечно, если не считать комментарием следующее: «Более конкретно — как только мы сможем дать эту информацию... Когда мы закончим все переговоры, мы об этом, безусловно, сообщим. Просто не хотелось бы сейчас говорить о том, что мы еще не закрепили на бумаге». То есть, говорить о деталях переговоров с частной, да еще и зарегистрированной где-то на Бермудах, как говорят многие, компанией, в которую правительство фактически вливает бюджетные деньги, да не просто бюджетные, а взятые в кредит, который когда-то придётся отдавать, губернатор считает возможным только после их завершения. Когда все подписи будут поставлены и фарш, как говорится, провернуть назад будет уже невозможно. Ах это ли не прозрачность? Это ли не открытость? Это ли не диалог с максимальным привлечением общественности?

«Аэроинвест», по словам всё того же «представителя» Сергея Крючека, планирует инвестировать в восстановление (слово «реконструкция» вряд ли способно успокоить тех, кто видит состояние «Храброво» впервые, и тем более — тех, кто лицезреет его уже который год) аэропорта 2,4 млрд рублей — сумму вполне сопоставимую с финансовым участием области. Однако сумма эта была озвучена лишь в пресс-релизе правительства, соглашения, подписанного областью и собственником 75% акций никто из журналистов, конечно, не видел. Остаётся лишь верить, однако в вопросах, касающихся судьбы аэропорта, да и вообще всего, связанного с авиаперевозками в Калининград и обратно, полагаться на веру как-то уже сложновато.

На фоне этих забавных... операций кадровые решения Николая Цуканова как-то меркнут. Хотя, конечно, увольнение «железной леди», бессменной представительницы губернатора в областной Думе Тамары Кузяевой, есть сдвиг совершенно тектонического характера. Непросто представить, что интересы правительства в парламенте сможет представлять кто-либо иной, чем Кузяева, работающая в правительстве с 1991 года (21 год!), участвовавшая в написании Конституции РФ, занимавшая должность полпреда губернатора со времён Леонида Горбенко. Еще сложнее вообразить, что с этой задачей сможет справиться бывшая заместитель главы агентства по имуществу Калининградской области Татьяна Шарова. Каждый раз, когда депутаты обращали внимание на её персону (в большинстве случаев — в связи с хронически невыполняемым планом приватизации областной собственности), Шарова впадала в натуральную истерику. Для усмирения парламентариев последних трёх созывов Кузяевой было достаточно поправить очки.

Возвращаясь к авиаделам, уверенно утверждать что-либо сейчас и в самом деле сложно. Потому как переговоры между правительством и собственниками аэропорта и в самом деле не завершены. Но пока что используемые нынешними правителями схемы оживления являющегося залогом стабильности в регионе аэропорта выглядят еще более мутными, чем жонглирование «путинскими» миллиардами на спасение «КД авиа» в исполнении Георгия Бооса и хитроумные лизинговые/кредитные схемы собственников почившей в бозе региональной авиакомпании. И, несмотря на очевидное нежелание чиновников эти схемы раскрывать, именно сейчас, пока окончательные подписи не поставлены, журналистам и нужно атаковать их вопросами разной степени каверзности. Потому что потом будет уже поздно, деньги будут в оффшорах, а бюджетный кредит придётся отдавать. В том числе и нам с вами.

lampy.jpgЗа того парня
В понедельник замглавы комитета городского хозяйства Калининграда Юрий Кондратьев и директор МУП «Симплекс» Дмитрий Коваленко презентовали журналистам новую форму квитанции, по которой жителям областного центра предстоит оплачивать коммунальные услуги уже с ноября этого года. Во-первых, новая форма стала требованием всевозможных федеральных нововведений, во-вторых, по словам Кондратьева, он сделает оплату услуг более прозрачной — ведь теперь горожане должны оплачивать горячее, холодное водоснабжение не только по своим индивидуальным счетчикам (если они, конечно, есть), но и за общедомовые нужды. Общедомовые нужды будут рассчитываться, исходя из разницы между показаниями общих и индивидуальных приборов учета. К примеру, общедомовой счетчик покажет, что жители потребили 100 литров воды, а сумма показаний индивидуальных отобразит 90 литров. Разница будет «разбрасываться» между квартирами, исходя из их площади.

Правда, большинству жителей Калининграда пока повезло, ведь в областном центре на коммерческий учет поставлены общедомовые счетчики в 34 домах, в остальных приборы учета пока еще регистрируются, либо вовсе не установлены. По идее, в таких домах оплата потребленных коммунальных услуг должна была с сентября идти по новым нормативам, над которыми работает правительство области. Но областные власти работу по разработке нормативов не закончили, поэтому можно надеяться, что для большей части жителей ничего в оплате «коммуналки» не изменится.

Несколько слов о действующих нормативах для индивидуального потребления, которые были установлены администрацией Калининграда несколько лет назад. Они были дифференцированы для жилья с разной степенью благоустройства. В частности, считалось, что один жилец квартиры с централизованным горячим водоснабжением, канализацией, ванной и душем, живущий в доме до 5 этажей включительно, в среднем потребляет 4,89 кубометров холодной воды и 4,38 горячей. Жители «высоток», в которых больше 5 этажей, по мнению городских властей, расходуют в месяц по 5,17 и 4,64 кубометра соответственно.

То есть, жильцы многоэтажных домов, по мнению горвластей, ежемесячно выливают по 500 ведер горячей воды на человека. Если в квартире прописано 4 человека, то по 2000 ведер. Если же не прописан никто, а живет 10 гастарбайтеров, то хозяин квартиры и вовсе ничего за воду не платит. Для тех, кто оплачивает воду по счетчикам, такие кубометро-нормативы давно не снились. К примеру, моя знакомая семья из четырех человек расходует в месяц 5 кубометров горячей воды на всех. Сказать о том, какими будут новые нормативы, и сколько, по мнению властей, воды будет выливаться по пути от того, как она поступает в дом по общей трубе, и тем, как попадает в квартиры, сказать пока сложно.

«Не могу сказать, какими будут новые нормативы, ведь это прерогатива правительства области. Но правительство страны рекомендовало сделать их такими, чтобы стимулировать жителей устанавливать счетчики», — отметил Кондратьев.

На практике это может означать то, что к примеру, расход воды на общедомовые нужды для домов без счетчиков окажется куда выше, чем могло бы быть реальное потребление.

Самое интересное, что в этой ситуации в самом незавидном положении окажутся жители просторных квартир в многоквартирных домах, которые не просто поставили индивидуальные счетчики в квартиры, но и оплатили установку общедомовых приборов. Если вдруг рядом с ними действительно окажется маленькая квартира, в которой прописан один человек, но живет отряд гастарбайтеров, за воду жители просторного жилья будут платить по принципу «за себя и за того парня». По мнению Кондратьева, в данной ситуации нужно будет привлекать управляющую компанию, которая ставила бы на место собственников жилья, а если не получится — идти в суды.

Так или иначе, новая система оплаты коммунальных услуг, призванная сделать ее прозрачной, увы, не до конца справедлива, и в итоге крайними окажутся те, кто платит. Власти в данном случае, фигурально выражаясь, «умывают руки». Остается только дождаться новых нормативов на «коммуналку», которые правительство решило принять очень вовремя — после того, как прошли все федеральные и региональные выборы.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

bfu.jpgОтработка за «вышку»
Наши законодатели высшего уровня решили, что пора бы уже как-то ограничить студенческую вольницу, хотя бы в части работы после окончания вуза.

Некоторые члены Совета Федерации поддержали предложение депутатов Госдумы о том, что выпускники вузов с бюджетных мест должны вернуть долг Родине, отработав два года там, куда их направят. В принципе, ничего сверхреволюционного в этом предложении нет. В Советском Союзе всякий студент еще на стадии «абитуры» знал, что после вуза его куда-то пошлют. И в то время процесс распределения был страшно загадочным процессом, и, честно говоря, очень взяткоемким. Отвертеться от распределения можно было всего парой-тройкой способов — поступив в институт или университет по целевому набору — и тогда молодой специалист шел работать в ту организацию или предприятие, которое его направило, или заимев какую-нибудь "подходящую" болезнь типа туберкулеза, да и все, пожалуй. Даже отличники с «красным дипломом» имели право максимум на выбор места работы из того списка, что был у вуза.

Сейчас же практически все студенты вольные птицы — диплом в зубы и иди, куда хочешь. И привело это к тому, что почти в каждой семье есть «специалист», ни дня не проработавший по специальности. И часто не потому, что этого не хочет, а потому, что не знает, куда податься.

Высшая же власть теперь хочет не просто дать молодым людям, отучившимся на бюджетных местах, возможность работать по специальности, но сделать профильную отработку обязательной в течение двух лет. В случае отказа выпускник должен будет возместить потраченные на его образование средства.

Попытки как-то обеспечить непрерывность потока «вуз-место работы» предпринимались и раньше, но в другом направлении.

Еще в мае этого года новый глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что в России необходимо сократить число людей, получающих высшее образование за счет бюджета, в 2 раза.

Кроме того, по его мнению, и стоимость обучения одного студента должна быть не 60 тысяч, как сейчас, а 200–250 тысяч рублей. Это, считает министр, поможет создать «ценные кадры» для предприятий. Кроме того, дорогое образование, оплаченное из своего кармана, заставит человека подумать, как «отбить» вложения.

После этого в июне этого года он сообщил, что в 2012 году коренных изменений в высшей школе не предвидится, а вот в 2013 году будут «очень требовательно» проверяться учебные заведения. «Поэтому будут изменения: где-то мы будем добавлять бюджетные места — в тех вузах, которые обеспечивают условия, где-то мы будем сокращать, но в целом мы, безусловно, каждому нашему выпускнику школы при условии, что он хорошо сдал единый экзамен, будем гарантировать бюджетное место», — сказал Дмитрий Ливанов.

Руководители калининградских университетов согласны с таким подходом. Ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Волкогон считает, что в России сложился значительный перекос в сторону специалистов с высшим образованием, хотя их экономике требуется гораздо меньше, чем выпускников ссузов. «И никто до сих пор на производстве и в подготовке кадров не отверг такое соотношение: на одного-двух выпускников вуза должно приходиться 5–6 выпускников среднего профессионального образования и 11–12 выпускников, как раньше говорили, профтехобразования, сейчас можно говорить „квалифицированных рабочих кадров“».

Ректор Балтийского федерального университета им. И. Канта Андрей Клемешев тоже думает, что уменьшение количества бюджетных мест и более строгий отбор пойдут только на пользу и вузам, и выпускникам, и региону в целом. Сейчас, по его мнению, высшее образование стало доступным и практически «всеобщим». А это привело к тому, что идут в вузы не за знаниями, а за «корочками».

Так что, вполне вероятно, что со следующего года поступающие на бюджетные места будут иметь два дополнительных весомых стимула хорошенько подумать, а туда ли они подали документы? Ибо «диплом на стенке» может потребовать не только учиться чему-нибудь и как-нибудь, но и вполне реального применения своих знаний и умений там, куда Родина пошлет. Ну, или, солидных «откупных», если адрес "посылания" не устроит.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

cross.jpgКрестик снимите
Русская православная церковь, как известно, религиозная организация. Религиозные организации, как известно, не занимаются политической деятельность. Мы живем, как известно, в светском государстве. Однако вопреки всем этим известностям Калининградская епархия РПЦ решила сказать свое новое слово в организации избирательных кампаний в регионе.

Сегодня епархия внезапно оказалась втянутой в избирательный процесс. Пресс-служба религиозной организации сообщила, что кандидаты используют изображение Храма Христа Спасителя без разрешения церкви. Заявление вызвало некоторое недоумение, ведь Храм находится в центре города, в отличие от его «предместий» забором не обнесен и вроде бы является частью архитектурного ландшафта Калининграда.

Ни в пресс-службе, ни в отделе по связям в общественностью так и не смогли пояснить, какие именно основания есть у епархии для того, чтобы выдвигать подобные требования. Комментарии удалось получить у юриста Людмилы Казимирчик. Оказалось, РПЦ предполагает, что видя изображение храма, избиратели приходят к выводу, что православная община поддерживает именно того или иного кандидата. А религиозные организации, по словам Казимирчик, в избирательных кампаниях не участвуют, значит, никоим образом нельзя использовать изображение храма. Есть ли у калининградской епархии права на данное изображение, юрист пояснить затруднилась, но пригрозилась подать в суд на непослушных кандидатов.

Казимирчик добавила, что кандидаты, изображая храм на своих агитках, позиционируют себя как православные. А следовательно, по мнению юриста, должны следовать «внутренним установлениям» церкви. РПЦ же, по ее словам, в агитации никогда не участвует.

К счастью, в нашей стране, помимо внутренних установлений православных организаций, существует целый ряд других норм и правил. Например, Гражданский кодекс. А в нем — 1276 статья. В ней, кстати, записано, что «допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение произведения архитектуры, которое постоянно находится в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения». Такая же практика действует и на использование изображений в избирательных кампаниях. Правда, пока неизвестно, является ли РПЦ правообладателем Кафедрального собора Храма Христа Спасителя, но это уже вторично.

Пожалуй, было бы даже здорово, если бы кандидаты, которые, следуя политической моде, подчеркивают свою религиозность, отправились в суд. Мы смогли бы наблюдать абсурд в его чистейшем виде. Если верить словам Казимирчик, то епархия бы доказывала, что ее послушник, т. е. кандидат, на самом деле лгун, потому что вводит в заблуждение своих православных избирателей. Лгун, ибо РПЦ его не поддерживает, а избиратели будут думать наоборот. РПЦ же, по словам Казимирчик, не вмешивается в политику никогда. Стоит ли говорить, что одна попытка указать кандидатам, как использовать изображения здания в центре города — это уже политика. Ведь как ни крути, столь пристальное внимание к агиткам — дело никак не божественное, а самое что ни на есть мирское.

Впрочем, может быть, в здании храма и вправду есть некий сакральный смысл и внутренние установления религиозной организации окажутся понятны суду. Это будет новым откровением для нашего общества, но, возможно, после этого и правда придется поднять вопрос о кардинальном изменении законодательства. Слишком многое из того, что писалось под какое-то светское государство, окажется слишком далеко от практики.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

11.jpgУгроза пожизненным
Судя по последним законопроектам и заявлениям, касающихся пьяных водителей, власти решили пойти на крайние радикальные меры. В понедельник стало известно, что депутаты Госдумы от партии «Единая Россия» хотят ужесточить наказание для виновников ДТП, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения. Причем сделать его максимально жестким — вплоть до пожизненного заключения. Единоросс Шамсаил Саралиев вообще сравнил пьяных водителей с террористами — мол, выпивший человек, как и смертник с бомбой, понимает, что ставит под угрозу жизнь совершенно невинных людей.

«Сейчас у нас максимальное наказание за это преступление не соответствует причиненному вреду, но мы хотим прописать в Уголовный кодекс в качестве ответственности за подобного рода преступления пожизненный срок. Возможно, это заставит людей задуматься, что они могут совершить преступление и на всю оставшуюся жизнь очутиться в заключении», — говорил Саралиев.

И заявлением депутата тема нетрезвых автомобилистов в понедельник не исчерпалась. Премьер-министр Дмитрий Медведев, как оказалось, полностью поддерживает ужесточение наказание за совершение ДТП в пьяном виде. Может, конечно, не до пожизненного, но так, чтобы выйти из колонии молодым и красивым, если до этого угробил человека в аварии, у водителя не получилось.

О необходимости жестко карать людей, совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения, говорится не первый раз. В конце августа депутаты фракции ЛДПР уже вносили законопроект, предусматривающий ужесточение ответственности для нетрезвых водителей, ставших причиной аварии с летальным исходом. В числе предложений либерал-демократов — увеличение срока заключения за гибель нескольких людей до 15 лет.

На первый взгляд, такие меры могут выглядеть вполне адекватными: водитель приравнивается к убийце, потому что, фактически, умышленно нарушает правила дорожного движения, что и приводит к человеческим жертвам. Только как эти меры соотносятся с профилактикой нарушений и стремлением уменьшить число «пьяных» ДТП, не совсем понятно. Одним из основных аргументов законодателей, придерживающихся идеи об ужесточении наказания, является рост количества аварий, совершенных нетрезвыми водителями. По последним данным, за 2011 год в стране из-за пьяных автомобилистов погибли 2103 человека, а к сентябрю 2012 года такие ДТП уже унесли жизни 2,3 тыс человек. Можно лишь догадываться, в какую сторону изменятся эти цифры, если ситуацию пустить на самотек.

Только, как правильно замечали эксперты, никакие карательные меры не заставят пьяного человека отказаться от мысли «покататься», если он уже схватился за ключи. «Он не думает о том, что „семь лет — это нормально, это еще куда ни шло, можно их из жизни вычеркнуть, а вот 15 лет, которые со вчерашнего дня — нет, теперь я точно за руль не сяду“. Так не рассуждает никто. Конечно, никому не хочется ни семь, ни 15 лет сидеть», — говорил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин и явно был прав. То же самое и с пожизненным. Да что там говорить — многие безголовые напившиеся лихачи в Уголовный кодекс никогда не заглядывали, потому что «они самые крутые» и «после бутылки водки водят лучше, чем обычно».

Последняя громкая авария в калининградской области подтверждает предположения экспертов. 20 сентября на Приморском кольце в «Гольфе» разбились две девушки. За рулем машины в это время находится пьяный 24-летний следователь следственного отдела по Центральному району СК РФ. Уж кто-кто, а следователь наверняка догадывался об ответственности, которая ему грозит за управление своим подержанным «Гольфом» после веселой гулянки. Но его это не остановило. Не остановит и других, пускай даже в качестве наказания им светит виселица или электрический стул.

Единственное, к чему может привести ужесточение наказания — это лишним тратам бюджетных средств на содержание заключенных и росту уровня коррупции. Кстати, эта самая коррупция, а именно уверенность водителя в том, что в любой момент можно кого-нибудь «умаслить» и решить проблему, зачастую и становится причиной безответственного отношения к правилам дорожного движения. За управление машиной в нетрезвом виде можно лишиться прав. Для относительно законопослушных граждан это серьезное наказание. Но для тех, кто попадает в сводки ГИБДД, — лишь небольшая неприятность. Потому что можно сколько угодно кататься без прав и в сколь угодно невменяемом состоянии, а в наказание получать максимум арест на 15 суток.

Пока не будет безмерно высоких штрафов за управление автомобилем в нетрезвом виде, пока сотрудников ДПС не отучат брать взятки (при помощи записи каждого их общения с водителем или официальной денежной мотивации) и пока злостных нарушителей не начнут лишать возможности садиться за руль (путем ареста их автомобилей), число погибших в ДТП продолжит расти. Можно пересажать хоть всех пойманных нарушителей, но общий их процент вряд ли серьёзно сократится. Потому что устранение симптомов обычно не приводит в выздоровлению. Пока есть причина, состояние больного будет ухудшаться. А это в итоге может привести к серьезным осложнениям, при которых не поможет уже даже интенсивная терапия. 

Мария БОЧКО, корреспондент

Комментарии к новости


Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.