В ожидании тепла и города без пробок

Важные события пятницы: муниципальные власти не торопятся давать тепло в дома, несмотря на надвигающиеся заморозки, а «комплексную схему» организации дорожного движения за 5,5 млн рублей разработали без комплексного подхода и прицела на будущее.

people_3.jpgХочется тепла
Из года в год ситуация повторяется — власти области, да и городские власти ждут, когда среднесуточная температура воздуха на улице продержится на отметке 8 градусов в течение 5 дней. В итоге каждый октябрь жители домов с центральным отоплением мерзнут, ложатся спать в теплых вязаных кофтах и носках, включают обогреватели, накручивая счета за электроэнергию.

В пятницу на оперативном совещании правительства министр ЖКХ и ТЭК Максим Федосеев сообщил, что большая часть муниципалитетов собираются начать подключать жилой фонд к теплу в понедельник, 15 октября.

«По прогнозу, в ближайшие два дня среднесуточная температура составит ниже 8 градусов, поэтому муниципалитетам надо быть готовыми начинать протапливать дома, несмотря на то, что затем предполагается потепление», — сказал Федосеев.

По его словам, в регионе уже отапливается 8% жилого фонда, а также большая часть социальных объектов. Пока не подключены к теплу социальные объекты в Гвардейске, Светлом и Янтарном. «Там обещают начать отопление в понедельник», — сказал Федосеев.

При этом глава Гвардейского района Иван Кавун не преминул в очередной раз «кольнуть» главу городского поселения. Он рассказал, что в Гвардейском районе «социалка» начала отапливаться еще неделю назад. «В самом Гвардейске нет тепла в двух школах, детских садах и больнице. Но это вопросы к главе городского поселения Бадеру», — сказал Кавун. Если честно, то весьма печально думать о том, как чувствуют себя дети на уроках в этих городах.

В Калининградской области прохладно не первый день, но пресловутое правило «8 градусов в течение 5 дней» не дает чиновникам включить отопление. Они ссылаются на постановление правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (ред. от 27.08.2012) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В документе говорится, что «отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия».

Правда, в постановлении не сказано, что случится с теми, кто начнет отопительный сезон раньше. Не оштрафуют же их и в тюрьму не посадят? Вероятно, правительственный документ все же устанавливает крайние сроки, когда сезон должен стартовать? Иначе, наверное, администрация малой родины губернатора Гусевского района не бежала бы впереди паровоза и не начинала бы отопительный сезон в муниципалитете раньше всех остальных, не дожидаясь морозов. Тепло у жителей этого района появилось уже 10 октября.

Получается, что на самом деле наличие или отсутствие тепла в домах зависит не от правительственных указаний, а от желаний конкретных чиновников, руководящих муниципалитетами. И иногда их мотивы совершенно не понятны. В частности, в Калининграде могли бы отопление включить и до выборов, которые пройдут в воскресенье, чтобы народ стал подобрее. Но нельзя исключать версию, что многим власть имущим глубоко по барабану, как чувствуют себя жители квартир с центральным отоплением, ведь сами они живут в новых домах с газовой «автономкой». Запустить отопительный сезон в каждой отдельной квартире, оборудованной газовым котлом, не представляет никакого труда. Страшно далеки они от народа, наверное.

Кстати, у наших соседей все наоборот — интернет-портал Delfi.lt сообщил, что жители Клайпеды стараются отсрочить начало сезона. Они готовы мерзнуть, и хотят, чтобы отопительный сезон начался как можно позже. Причина проста — отопление в Литве весьма и весьма недешевое из-за дорогого российского газа.

Но что интересно — в Литве правила требуют подключать дома к теплу после того, как среднесуточная температура продержится на отметке 10 градусов всего 2 дня. То ли в Литве власти бережнее относятся к людям, то ли правительство РФ и прочие власти считают россиян морозоустойчивыми. Тест на морозоустойчивость нам предстоит пройти в предстоящие выходные — вопреки прогнозам, озвученным на «оперативке» министром Федосеевым, пресс-служба регионального управления МЧС в пятницу распространила информацию о том, что в ночь с 12 на 13 октября ожидается понижение температуры воздуха до 0 градусов по Цельсию.

Главное управление МЧС России по Калининградской области рекомендует в это время не обогревать квартиры при помощи газовых горелок и не перегружать электросети. Так что греться придется иными способами.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

traff_3.jpgТранспортная схема «тяп-ляп»
Калининградцы и белорусы — это поистине коварный и хитроумный дуэт. Вот как вышло с разработкой комплексной схемы организации дорожного движения в Калининграде (КСОД): компания ООО «БалтикСтрой» выиграла конкурс на ее подготовку, привлекла белорусских специалистов, а в итоге схема сначала не соответствовала техзаданию, а теперь, согласно документу, по улице Горького до сих пор ходит трамвай. По крайней мере, об этом в пятницу в ходе оперативного совещания в правительстве области рассказал вице-премьер Евгений Морозов, который получает жалобы на недоработки от ученых БФУ им. И. Канта.

Претензии к «БалтикСтрой» власти предъявляют уже давно. Еще в декабре 2011 года схему представили администрации города, однако руководитель муниципальной Службы заказчика Елена Иванова категорически отказалась подписать документ. «Это ведь учебник какой-то, одна теория», — заявила тогда Иванова и отправила схему на доработку.

Белорусские эксперты, конечно, доработали схему (дважды доработали, потому что ученые БФУ указывали на многочисленные недочеты), но, помня о методах батьки Лукашенко, который в 2010 году ставил России ультиматум по газу, отказались предоставлять полный доступ к документу, прежде чем горадминистрация заплатит всю сумму. Помнится, зампредседателя Окрсовета Калининграда Александр Пятикоп тогда сильно ругался и грозил всякими контролирующими органами, если белорусы не уступят первыми. Кто там пошел в итоге на уступки, не сообщается, но, согласно озвученной на совещании правительства информации, КСОД «планируется утвердить на заседании Горсовета Калининграда, а затем создать комиссию по ее реализации».

Разработчики схемы явно решили пошутить над городом, потому что, по словам и.о. министра по развитию инфраструктуры Алексея Клюнеева, даже третий ее вариант не претерпел серьезных изменений, и некоторые «косяки» остались в первоначальном виде. «В частности, отсутствуют расчеты транспортного потока, перспективы развития общественного транспорта. В какой степени учитывать эти замечания, решать администрации города, которая являлась заказчиком схемы», — говорил он.

Что же в итоге содержится в КСОД, если в ней нет основных показателей? Трамвай на улице Горького, который не существует с 2006 года? Перенос остановок на улице Черняховского и выделение отдельной полосы для общественного транспорта на первом участке Ленинского проспекта? Подобную схему редакция «Нового Калининграда.Ru» нарисовала бы, пожалуй, миллиона за четыре (ученые БФУ, поди, помогли бы, чем смогли), а не за 5,5 млн, которые были выделены ООО «БалтикСтрой». Ведь, по словам Клюнеева, одна из проблем предложенного документа — «это „локальность“ предлагаемых решений в отношении конкретного перекрестка, парковки, светофора и т. д.». А кто лучше знает недостатки подобных частностей? Уж точно не минские эксперты.

«Как следствие, представленная схема не дает концептуальных ответов на важные для города вопросы, такие как, например, в каком „направлении“ следует развивать пассажирский транспорт, какой в перспективе должна быть маршрутная сеть общественного транспорта и другие», — докладывал и.о. министра по развитию инфраструктуры своим коллегам. Вот так приплыли. Как же город будет модернизировать транспортную схему к Чемпионату мира по футболу 2018 года, если работа лишена «комплексности»? Перенесем остановку на Черняховского на 100 метров, но кое-как пустим автобусы по новым мостам и дорогам, не рассчитав пассажиропоток?

В свете всего вышесказанного очень странными выглядят заявления и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации Калининграда Сергея Мельникова, что «в настоящий момент администрация не имеет претензий к разработанной ООО „БалтикСтрой“ комплексной схеме организации дорожного движения». Значит, у ученых, депутатов и министров претензии есть, а у города, который выложил из своего дефицитного бюджета за нее 5,5 млн, нет. Ох, что-то мне подсказывает, что не принесут нам белорусы спасения от транспортной неразберихи. Доляпают городские власти предложенную экспертами схему, да выпустят в жизнь. И ожидает нас нечто похожее на строчку из старой песни Алены Апиной: «Я тебя слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила». 

Мария БОЧКО, корреспондент

Фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.