Война против воды и резиновый конфуз


Важные события понедельника: на восстановление мелиорации региона губернатор попросил фантастические деньги, а вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин, заявляя о необходимости законодательно закрепить обязанность водителей-дальнобойщиков менять резину на зимнюю, поставил в дурацкое положение не только себя, но и премьер-министра.

cuk_posadki.JPGВойна против воды
Мелиорация в Калининградской области всегда была очень важной системой. Спасибо большое нашим предшественникам за то, что они ее создали в довоенные времена, а в советские более-менее поддерживали в рабочем состоянии.

Но перестройка нанесла этой сложной и дорогой структуре большой урон. Наверняка каждый грибник, охотник и сельский житель со стажем может рассказать, как буквально на его глазах леса и поля региона превращались в болото. Система не выдержала небрежного отношения и «дала течь». И настолько сильную, что губернатор Калининградской области Николай Цуканов обратился к председателю правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать программу мелиорации земель в Калининградской области и выделить на это дело фантастическую сумму в 11 миллиардов рублей.

Цифра гигантская, небывалая. Например, в 2010 году на мелиорацию региональных земель сельскохозяйственного назначения в рамках целевой программы по предложению тогдашнего министра сельского хозяйства и рыболовства Андрея Романова планировалось потратить всего 12,5 млн рублей. А на деле было израсходовано, как заметил осенью прошлого года нынешний глава регионального минсельхоза Владимир Зарудный, только 7 миллионов.

В прошлом году на мелиорацию по региональной программе планировалось выделить уже 70 миллионов рублей на улучшение мелиоративного состояния почти 10 тыс гектаров сельхозугодий. В целом в 2011 году мелиоративные работы проходили в регионе за счет двух федеральных и одной региональной целевых программ. Общий объем финансирования — более 230 млн рублей

Но этого оказалось катастрофически мало. Настолько, что в декабре прошлого года тогда еще вице-премьер правительства России Александр Жуков признал, что мелиоративная система региона пришла в очень плохое состояние и нуждается в восстановлении. И тогда же министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник заявила, что основным получателем средств по федеральной целевой программе по мелиорации на 2013-2020 годы должна стать Калининградская область. Всего эта ФЦП предусматривала 2 миллиарда рублей.  

Но к маю 2012 года по этой линии не было выделено ни копейки. В региональном минсельхозе надежды не теряли, хотя и предполагали, что до 2014 года об этих финансах можно забыть. 

Сейчас Елена Скрынник следует актуальному тренду — она уже не просто экс-министр, но герой телепередачи, где ей предъявляются весьма серьезные обвинения в коррупции

Да и на местном уровне в рядах тех, кто должен отвечать за сухость на полях и в лесах, обнаружились ренегаты. В декабре прошлого года директор «Калининградмелиоводхоза» Константин Погуляев был задержан с поличным при получении взятки в размере 2 млн рублей. Взятку он хотел за подписание актов приемки выполненных работ по реконструкции разделительной дамбы в Полесском районе, той, которая не дает этим землям утонуть. И года не прошло, как в этом дренажном царстве обнаружился еще один коррупционер все по тому же делу — и.о. директора учреждения Михаил Дидорчук.

А в это время разрушение мелиоративной системы области не стояло на месте. Помимо просто нечищеных канав, неработающих насосных станций и разрушенных труб свою скромную лепту в заболачивание области внесли и бобры. Их развелось столько, что облправительство решило выплачивать премию за каждое убитое животное

Помимо борьбы с бобром и выделения кое-каких средств на региональном уровне были предприняты и другие, административно-кадровые шаги. Главой падкого на дармовщинку «Калининградмелиоводхоза» был назначен Виктор Смильгин. Как считает Владимир Зарудный, только ему по силам консолидировать все силы и все-таки восстановить мелиоративную систему. 

Может быть, так и будет. Если, конечно, Виктору Смильгину не предложат убирать ненужную воду волшебным словом.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

rogozin_2.jpgРезиновый конфуз
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин предложил закрепить в законе обязанность водителей большегрузных машин менять летнюю резину на зимнюю. Тема эта обсуждалась в понедельник на совещании в правительстве страны, которое было посвящено ситуации на федеральной трассе М-10. Как напоминает РИА-Новости, две гигантские пробки образовались на Ленинградском шоссе (М-10) в Тверской области, после того как коммунальные службы в ночь на пятницу перекрыли въезд в город для большегрузного транспорта, чтобы убрать в Твери снег. По данным МЧС, длина затора на трассе составляла примерно 191 километр, в пробке застряли более 4 тысяч грузовиков.

«Дмитрий Анатольевич, безобразная ситуация у нас с использованием летней резины, в том числе большегрузным транспортом… Есть предложение законодательно ввести такого рода обязанность», — сказал Рогозин со знанием дела.

При этом он отметил, что есть регионы, где зимой бывает тепло, однако высказал мнение, что дальнобойные машины обязательно должны быть оборудованы зимней резиной. «С учетом специфики это можно было бы рассмотреть», — ответил Медведев.

По мнению Рогозина, дальнобойные машины, которые пересекают территорию страны с 1 ноября по 1 апреля, должны быть оборудованы зимней резиной, а некоторые тяжелые машины, в том числе, должны иметь и цепи. Любопытно, что Дмитрий Медведев откликнулся на предложение Рогозина с энтузиазмом. Он также, по всей видимости, со знанием дела обратил внимание на то, что когда подобные ситуации происходят в Европе, то цепи не спасают. В то же время премьер отметил, что в Европе вдоль трасс есть гостиницы, в которых можно отдохнуть водителям, тогда как в России этого нет.

«Но в любом случае, в целом, конечно, водители должны быть подготовлены к тому, что погода в нашей стране очень и очень сложная, она может сменяться, и снегопады были здесь и будут, и очень сложная ледовая обстановка все равно будет», — сказал Медведев. По его словам, нужно обратить внимание на систему оповещения и подготовленность самих автовладельцев, а также снегоуборочных служб, чтобы правильно регулировать ситуацию на дорогах.

Правда, обычные автомобилисты, которые, как принято считать, не с таким знанием дела разбираются во всех вопросах, как целый вице-премьер правительства РФ и сам премьер-министр, заподозрили в этой ситуации подвох, поэтому мы решили уточнить у автоперевозчиков, чем им грозит такая законодательная инициатива представителей высших эшелонов власти.

«Если ты хочешь поставить человека в тупик идиотским вопросом, то этот был именно таким», — ответил на мой вопрос о зимней резине для тяжеловесных фур предприниматель-грузоперевозчик Олег Давжинец. По его словам, такого понятия как «зимняя резина для грузовиков» не существует ни в России, ни в Европе. «В Европе на сложных трассах в той же самой Австрии или в Закопане зимой требуют устанавливать цепи на колеса. Но чтобы менять резину на зимнюю, об этом я слышу в первый раз», — удивился предприниматель.

Чуть позже ситуацию прокомментировал газете «Взгляд» председатель межрегионального профсоюза дальнобойщиков Валерий Войтко. Он сообщил, что дальнобойщики крайне удивились предложению вице-премьера. «У грузовиков нет такого понятия — „зимняя резина“, „шипованная резина“, — цитирует интернет-издание Валерия Войтко. — Грузы перевозят на магистральных тягачах. Это подразумевает, что машина предназначена для передвижения по автодорогам. Для чистого асфальта или хорошо прибранной дороги с легким снежным покрытием зимняя резина не нужна. Она нужна полноприводному „Уралу“, который пашет снежную целину. А магистральному тягачу нужна нормальная резина с остаточным рисунком протектора более полутора миллиметров. Должна быть нормальная кондиционная дорога с нормальной, не „лысой“ резиной. Нет такого понятия — зимняя резина для грузовика, — добавил он. — Из всего спектра шин, которые выпускают, доли процента — именно резина для зимы, для карьеров. Но это специальное наименование резины для специальных машин. Магистральнику зимняя резина не нужна».

Что касается транспортного коллапса, который случился в выходные на федеральной трассе, по мнению Войтко, он связан с неэффективной работой дорожных служб, которые несвоевременно ухаживают за дорогами.

На самом деле конфуз Рогозина и Медведева, наверное, никого не должен удивлять. По всей видимости, у чиновников даже самого высокого ранга не так много времени, чтобы предварительно разобраться в элементарных вопросах, вынесенных на специальное совещание. Что уж говорить про господина Рогозина, который, по всей видимости, до сих пор свято уверен, что проблема транзита жителей Калининградской области на территорию остальной России решена окончательно и бесповоротно в бытность его спецпредставителем президента по Калининградской области. И это несмотря на то, что большая часть калининградцев до сих пор не могут позволить себе беспрепятственно съездить в Москву или Смоленск на собственной машине, поскольку приходится пересекать границу. О том, что россияне сюда не могут доехать на своих авто в принципе, я уже не говорю. 

Не спорю, требование закрепить законодательно обязанность водителей легковушек менять в начале зимы летнюю резину на зимнюю все же имеет право на жизнь. К сожалению, не раз, в том числе и в нашей области, происходили серьезные ДТП, связанные именно с тем, что водители пренебрегали этим правилом. Однако желание высших российских чинов решить проблему пробок на крупных магистралях за счет самих автомобилистов и таким образом, о котором специалисты раньше и не слышали, оставляет серьезные сомнения в компетентности этих чинов. Право, лучше бы занялись решением системных вопросов с уборкой дорог зимой, которая традиционно для наших коммунальщиков наступает неожиданно. Между тем, по данным РИА-Новости, трасса М-10 в Тверской области в понедельник, уже после совещания Рогозина и Медведева, снова встала в пробку.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

Комментарии к новости


Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.