Конкурс для одного, шик для нищих, беспроигрышная карта и призрачная госпрограмма

Важные события среды: область и город договорились «разделить» новый трамвай на двоих; право проектировать стадион для Чемпионата мира-2018 досталось вполне ожидаемому претенденту; президент Путин сотряс воздух инициативой, направленной против гастарбайтеров; губернатор предлагает решать некие задачи по развитию области с помощью некой госпрограммы, содержание которой остается тайной.

putin_2.jpgПризрачная госпрограмма
В среду президент Владимир Путин выступил с очередным посланием Федеральному Собранию РФ. Наверное, следует опустить размышления на тему, почему в других государствах главы зачитывают депутатам и жителям обращения, а у нас послания, и сосредоточиться на конкретных словах президента. А Калининградской области, как оказалось, конкретно повезло — наш регион стал единственным, упомянутым в послании Путина.

«Прошу правительство предоставить предложения по перспективному развитию Калининградской области», — сказал глава государства, отметив, что закон об ОЭЗ «в 2016 году заканчивает свое действие». Ни больше, ни меньше.

Можно предположить, что глава государства на самом деле ошибся, ведь в 2016 году никакой Закон «Об ОЭЗ» на самом деле не заканчивает свое действие. Речь идет только о завершении переходного 10-летнего периода, в ходе которого предприниматели могли пользоваться льготами старого ФЗ-13, который эти льготы и давал. Пришедший ему на смену в 2006 году ФЗ-16, напомню, предусматривает налоговые льготы, и если верить букве этого закона, то срок его действия 2016 годом не ограничивается. Впрочем, если и сам губернатор Николай Цуканов путается в том, какой закон когда заканчивается и какие льготы дает бизнесу, что тут говорить о президенте.

«Точечное упоминание» Калининградской области президентом вызвало бурю восторга у региональных политиков. Николай Цуканов тут же дал пространный комментарий о том, что именно, по его мнению, имел в виду Владимир Путин, говоря о перспективном развитии области. «Только наш регион был озвучен в послании, подчеркнуто его особое положение, поставлена задача разработки государственной программы. И сегодня президент поставил точку, заявив, что это правильный путь, который станет прорывным решением наших проблем, позволит модернизировать регион», — сказал Цуканов.

По словам губернатора, программа будет «до конца недели разослана в министерства» и правительство области «будет мотивированно отстаивать все свои планы и объекты». «Мы будем убеждать, что в программе заложены стартовые начала многих отраслей экономики, которые вернут государственные затраты налогами. Программа позволит решать наши проблемы комплексно, всецело развивая регион», — отметил глава области. Также Цуканов заявил, что Калининградская область — не только форпост, но и «витрина всей России, и для того чтобы она встречала гостей из других стран подобающим образом, надо активно развивать ее экономику, чтобы область была самодостаточной и успешной». Подводя итог под словами губернатора, пресс-служба правительства области сообщила, что именно разработка госпрограммы — это задача по дальнейшему развитию области.

Признаться, меня это утверждение несколько огорошило. Ведь во все времена программы были лишь инструментом развития чего-либо, подводящим это что-либо к намеченной цели. В частности, в паспорте Федеральной целевой программы развития области до 2010 года ставилась задача вывести уровень жизни в нашем регионе на уровень жизни соседних европейских государств. В данном же случае получается, что наша цель — реализовывать программу, иначе говоря, «осваивать средства на нее». А что даст эта программа и кому, к чему приведет в итоге — до сих пор непонятно. Боле того, не так давно выяснилось, что госпрограмма разрабатывается не первый месяц, то есть, в нее включаются некие объекты, предусматривается финансирование. Но что за объекты, где, для чего, сколько нужно денег на реализацию программы, связана ли она как-то со стратегией развития области, которая так долго обсуждалась на всевозможных площадках — до сих пор тайна за семью печатями. 

Несколько дней назад не понимал, что за госпрограмму собирается принимать область, и сам президент Владимир Путин. «Нужно только понять, что вы понимаете под этой госпрограммой, внимательно посмотреть на её содержание, и, конечно, будет дано поручение, прежде всего, конечно, министерствам экономического развития и регионального развития, чтобы вместе с вами подумали и потом на уровне правительства Российской Федерации приняли соответствующие решения», — говорил президент.

К вечеру среды ситуация более или менее прояснилась. Министерство регионального развития РФ сообщило что в госпрограмму, по всей видимости, будут включены объекты к ЧМ-2018, а также (тоже предположительно) все объекты, которые финансируются сейчас по линии федеральных ведомственных программ и по линии ФЦП. Но коль скоро новая госпрограмма просто объединит в себе все те, что уже реализуются плюс объекты к ЧМ-2018, то что в ней такого нового и модернизационного? Мне лично непонятно. Остается только предполагать, что Николай Цуканов после той самой памятной встречи с Путиным, на которой президенту тоже было непонятно, как-то объяснил главе государства, что именно он имел ввиду.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

ball.jpgКонкурс для одного
В среду стало известно, кто спроектирует за скромную сумму в 850 млн рублей стадион для матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года в микрорайоне Остров города Калининград. Накануне вечером комиссия под руководством сотрудницы конкурсного агентства Дианы Шаровой провела оценку заявок, поданных на открытый конкурс на право заключения соответствующего государственного контракта. Вполне ожидаемо высший балл получило научно-производственное объединение «Мостовик», зарегистрированное в Омске.

Незадолго до этого портал «Rugrad.Eu» писал, что важным, но не очень определённым фактором при выставлении итоговых оценок будет служить критерий «качества работ». «Степень проработанности предложения о качестве работ и оптимальности предлагаемой методологии для достижения наилучшего результата», — так туманно определяет конкурсная документация данный параметр. По сумме остальных критериев, отмечали журналисты портала, фаворитом гонки за контракт максимальной стоимостью в 1,03 млрд рублей являлась столичная компания «Хоумленд Архитектура», «Мостовик» же замыкал тройку лидеров.

Всего на конкурс выставили свои заявки шесть компаний: столичное ООО «Хоумленд-Архитектура», ООО «Интекс» из Москвы, турецкое предприятие «Узунлар Иншаат Санайи ве Тиджарет Аноним Ширкети», федеральное государственное унитарное предприятие «Спорт-Инжиниринг», ООО «ГСС Инжиниринг» из Казани, а также упомянутый выше «Мостовик». Правда, турецкие проектировщики явно выглядели случайными гостями на этом празднике строительной жизни — они не предоставили целую кучу необходимых документов. Вообще, понять, для чего «Узунлар Иншаат Санайи ве Тиджарет Аноним Ширкети» подало заявку, которая даже не содержала стоимости работ по контракту, достаточно сложно.

По двум из четырёх критериев оценки — цене контракта и сроках выполнения работ «Мостовик» в итоговом протоколе проиграл «Хоумленд Архитектуре», по не самому значимому (10% от итогового балла) параметру «объем предоставления гарантий качества работ» основные претенденты получили одинаковые 5 баллов. Несмотря на то, что, к примеру, ООО «Интекс» представило в качестве гарантий 20,6 млн рублей, а «Хоумленд Архитектура» и «Мостовик» — по 15,5 млн рублей. Хитрость формула расчёта данной оценки такова, что выставившее гарантией 11 млн рублей ФГУП «Спорт-Ин» получило по данному критерию лишь 0,68 балла.

Как именно оценивался критерий «качество работ», понять из предоставленной на сайте госзакупок конкурсной документации крайне сложно. Если для иных параметров присутствуют хотя бы формулы расчёта, то качество члены комиссии оценили лишь в две возможные величины — 50 или 100 баллов. «Мостовик» и федеральное предприятие получили по «сотне», остальные участники — по 50. Что и решило исход битвы за госконтракт. 64,6 балла «Мостовика» против 61,5 балла «Хоумленда».

Итоги конкурса, вне зависимости от схем подсчёта итогового балла, было несложно. Ведь именно разработанная «Мостовиком» в сотрудничестве с французской компаний «Wilmotte & Associés SA» и неудачным инвестором в марину в Пионерске Домиником Буйоном концепция застройки Острова была выбрана в качестве основной по итогам проведённого в марте 2012 года форума «Калининград-2018». Она же была представлена экспертной комиссии ФИФА в ходе её визита в Калининград в апреле 2012 года.

Напомним, согласно этой концепции, после 2018 года стадион должен быть модернизирован в крытый многофункциональный комплекс. Вместимость стадиона должна быть уменьшена до 25 тыс зрителей, должны появиться фитнес-центр, гостиницы, конференц-центр, офисный центр и торговый центр. Также разработчики должны «создать индивидуальный, запоминающийся, высокотехнологичный архитектурный образ сооружения», предусмотреть достаточное место для парковок и согласовать планировку территории с транспортными развязками как существующими, так и запланированными.

История со строительством стадиона ещё на первоначальных этапах чем-то напоминает предыдущие мегапроекты. Стоимость проекта планомерно выросла с изначальных 348 млн рублей, минуя отметку в 910 млн, до планки в 1,03 млрд рублей. Что вызывает в памяти безудержный рост стоимости объектов, возведённых во времена предыдущего губернатора. Зато налицо прогресс в сфере госзакупок. Если тогда компания «Мурадин» получала контракты на проектирование и строительство таких печально известных объектов как спорткомплекс «Янтарный» и Театр эстрады в Светлогорске в результате конкурсов, признанных несостоявшимися, то сейчас формально всё выглядит куда более прилично. Вместо единственного реального претендента и лазеек в законодательстве мы видим более или менее серьёзную конкуренцию, но — туманные критерии оценки. 

С другой стороны, «Мостовик» в России известен несколько больше, чем «Мурадин», до прихода в Калининград строивший, в основном, супермаркеты ангарного типа в Подмосковье. Эта компания создавала, к примеру, проект самого длинного вантового моста в мире — моста, связавшего к саммиту АТЭС Владивосток и остров Русский. Однако объективность конкурсных процедур, проводимых на основании 94-ФЗ продолжает вызывать серьёзные сомнения. В конкурсах, как бы они ни проводились, всё равно побеждают, по большей части, «нужные» компании. А это не очень приятно. Хоть, возможно, и эффективно.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор.

IMG_1849.jpgШик для нищих
Хотите увидеть на улице Калининграда что-то за два миллиона долларов, да еще и прокатиться на этом? Скоро власти сделают нам такой подарок в виде нового суперсовременного трамвая.

Суммы, честно говоря, на него выделяются колоссальные — целых 60 миллионов рублей. Они будут поровну изъяты из областного и городского бюджета.

И благодаря этому жесту каждый калининградец, независимо от уровня доходов, знания языков, социального статуса и наличия водительских прав, сможет почувствовать, каково это — прокатиться на чем-то настолько дорогом. Ведь, для сравнения, быстрейший и шикарнейший Bugatti Veyron в некоторых своих модификациях не дотягивает до стоимости будущего калининградского трамвая.

И, между прочим, многим, похоже, удастся вкусить прелестей миллиардерской жизни по полной программе: популярность этого вида общественного транспорта в Калининграде стремится к нулю, так что шанс прокатиться только в компании персонального шофера-вагоновожатого и форейтора-кондуктора очень велик.

Остается только один вопрос — зачем он нам, такой красивый?

Если смотреть правде в глаза, а не в другое место, то нужно иметь смелость признать: на данный момент трамвай для калининградца выступает в роли экзотическим экипажем, на котором можно прокатиться раз в год из ностальгических соображений. Даже бесплатный вай-фай так и не смог заманить в его недра ощутимое количество новых пассажиров. Как ездили на нем уже никуда особо не спешащие пенсионеры, так и ездят по сей день. Да и они потихоньку пересаживают в более теплые, удобные и быстрые автобусы.

И все соображения природоохранного свойства меркнут перед желанием сэкономить время. Ну быстрее автобусы, не говоря уж о маршрутках, любого вида калининградского электротранспорта. А охват улиц и закоулков с дачами у первых намного шире, чем у второго.

А если еще вспомнить не столь давнее повальное снятие рельс, которое привело или к существенному укорачиванию трамвайных маршрутов или вообще к их исчезновению, то перспективы у нового трамвая не самые прекрасные. Все-таки, если уж всерьез замахиваться на возрождение трамвая Калининграда во всей красе — старейшего в Европе, то нужно и рельсы возрождать. Это дело и непростое, и дорогое. И падет снова на бюджет, так как про частных инвесторов в электротранспортной сфере что-то ничего не слышно.

Хотя бюджету Калининграда еще пара-тройка десятков изъятых миллионов ничего уже существенно не попортит — что ему эти крохи по сравнению с уже висящими миллиардами? Как и областному, тоже не блещущему полнотой и сытостью.

Конечно, впереди еще 5 лет до «Часа Х». И за это время все может поменяться — и желающие вложить свои собственные деньги в калининградский трамвай могут найтись, и калининградцы вдруг дружными рядами воспылают любовью к этом как бы самому безвредному виду транспорта. А может быть, мы за это время наконец-то перестанем каждый свой шаг сверять с заграницей и сможем что-то делать не потому, что «во всей Европе» так, а потому, что нам, в наших условиях нужно именно так, а не иначе.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

stro_7.jpgБеспроигрышная карта
Среди многочисленных тезисов президента Путина, озвученных им в среду в послании Федеральному Собранию, есть один, который уж точно привлечет внимание россиян. И наверняка уже привлек. Речь о том, что гражданам СНГ въезд в Россию по внутренним паспортам будет заказан.

«Считаю, что не позднее, чем в 2015 году, въезд в Россию должен быть разрешен исключительно по заграничным, а не внутренним паспортам других стран», — сказал Путин. Впрочем, сделав исключение для участников Таможенного союза и Единого экономического пространства.

По словам Путина, если иностранцы въезжают по внутренним паспортам, «обеспечить эффективный миграционный контроль практически невозможно». И самый маленький регион России тому подтверждение. Меньше месяца назад губернатор Цуканов сообщил, что ФМС «потеряла» в области 15 тысяч гастарбайтеров. Именно из-за того, что у них нет загранпаспортов. Забавно, но, по словам губернаатора, он обратился в федеральное правительство с просьбой отменить норму, по которой гастарбайтеры из Средней Азии могут попасть на территорию России по внутреннему паспорту. Как будто черновик путинского послания прочитал.

В масштабах России цифры совсем другие. По данным ФМС, ежегодно доля тех, кто просрочил срок выезда из России, составляет около 40% от общего числа находящихся в стране иностранцев и лиц без гражданства. Сейчас таких около 4 млн, 3 млн из них нарушили сроки выезда на полгода и более. За 9 месяцев 2012 года из более 12,7 млн иностранцев своевременно не выехали из Российской Федерации 30%. Так что правительственный законопроект, запрещающий нарушителям въезжать в Россию в течение трех лет, явно запоздал, но это тот случай, когда лучше так, чем никогда.

Заострю внимание на вышеприведенной цифре: в России сейчас 12,7 миллионов мигрантов. Понятно, градус общественного недовольства по этому поводу очень высок и часто близок к критическому уровню. Особенно после информационных «вбросов» наподобие того, что, по сути, сделал сегодня Путин. Националистическая карта — настолько беспроигрышный вариант, что удержаться от громогласного «понаехали!» у власти не то что не всегда получается — желания такого нет. Память о погроме на Манежной площади уже существенно поистерлась, а узбеки и таджики — вот они, перед глазами у сограждан.

Хотя есть и другие цифры, о которых тот же Путин прекрасно знает. Например, о том, что число трудоспособных россиян сокращается ежегодно на миллион. И так будет до 2025 года. Нетрудно подсчитать, сколько еще мигрантов понадобится России (читай: властям) к тому времени. И другого выхода, как завлекать гастарбайтеров, у них на самом деле нет. Иначе придется резко повысить налоги — а это для тех наивных граждан, которые рукоплещут сегодня жестким заявлениям Путина (таких, надо думать, найдется немало), окажется гораздо более насущной проблемой, чем киргиз на соседней стройке.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент 

Фото — из архива «Нового Калининграда.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.