«Халява» кончилась и им не больно


Важные события четверга: «халява» в капитальном ремонте для собственников жилья кончилась; а перевозчики все-таки выкрутили руки властям, и те подняли тарифы на проезд в городском транспорте, но больно им не было.

remont.jpg«Халява» кончилась
Дорогие власти не устают заботиться о нашем благополучии. Вот, например, жилье. Оно, как известно требует ухода, а порой и ремонта. И нет пока еще такого жилья, которое хоть раз в пару-тройку лет не нужно было бы капитально ремонтировать. Конечно, мы, как жители не только Калининградской области, но и просто россияне, прекрасно знаем, что капремонт с нашим жильем может и вовсе не случиться. Вот просто не будет его, и все. Но все равно его необходимости наша суровая действительность не отменяет. Особенно в Калининградской области, где больше половины жилого фонда построена еще до войны.

Разваливающиеся дома в свое время намозолили глаз даже обитателям странного мира — федеральной власти. И в свое время — не так давно, кстати — было принято решение жилье отремонтировать с привлечением бюджетных средств. Ибо, как оказалось, нынешний россиянин в массе своей не может самостоятельно эту проблему потянуть, даже если не смог в свое время противостоять естественному желанию перейти из разряда квартиросъемщиков в собственники, приватизировав свои рассыпающиеся квадраты.

Как известно, в 2007 году был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ, который на условиях софинансирования помогал приводить жилье в божеский вид. Собственники жилья должны были дать 5% от потребного на ремонт, все остальное брал на себя Фонд.

Затея прекрасная и для наших палестин невероятно человечная — граждан, многие из которых поколениями не имели действительно собственного угла, постепенно, в щадящем режиме, приучали к ответственности за то место, в котором они живут.

Капремонт зашагал по стране, не обойдя и Калининградскую область. Но немедленно всплыли и проблемы. Сначала выяснилось, что в программу капремонта попасть не так-то просто: и документы собрать нелегко, и с соседями договорится с первого раза мало кому удавалось. Потом подтянулись проблемки и от ремонтничков: компании, бравшиеся за приведение жилья в достойный вид на капитальном уровне, в массе своей не видели ничего плохого в том, чтобы получить как можно больше, а сделать как можно меньше и без оглядки на качество.

Но кое-как некоторое количество домов было отремонтировано, некоторое количество штрафов выставлено и получено, некоторые споры между стройкомпаниями и жильцами разобрал суд.

А тут и окончание срока работы Фонда подоспело. Очень не вовремя — неотремонтированных домов осталось много везде, в том числе и в Калининградской области. Региональные власти, тоже порой слишком далеко отрывающие от окружающей действительности, в этот раз крепко стояли на земле и смотрели правде в глаза, а не в какое другое место. И поэтому пришли к выводу, что, если не хотят в пожарном порядке разбираться с внезапно разваливающимся жильем, программу ремонта на региональном уровне нужно продолжать.

Была, конечно, робкая надежда, что и на федеральном уровне одумаются и продолжать финансово помогать в приведении в божеский вид того, что досталось гражданам этой страны. Но нет, псевдохалява кончилась совсем. Сегодня стало известно, что Владимир Путин в среду подписал федеральный закон о внесении некоторых изменений в Жилищный и Налоговый кодексы. И теперь расходы на капитальный ремонт многоквартирных домов в основной своей части будут финансироваться из кармана собственников. Хотя и бюджету не возбраняется принять в этом участие.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

автобус_4.jpgИм не больно
Эпопея с повышением тарифов на проезд закончилась так, как и должна была закончиться. Перевозчики — шантажом ли, экономически обоснованными аргументами ли — настояли на своем. Сегодня стало известно, что накануне областная комиссия по ценообразованию и тарифам, компетенция которой распространяется и на стоимость билетов в автобусах Калининграда, все-таки приняла решение в пользу автотранспортных компаний. 

Этому предшествовала некрасивая история с попыткой выкрутить руки городским властям. Мол, не поднимете тарифы — мы откажемся от перевозки льготников. Надо сказать, властям не было особенно больно — потому что возмущались не слишком. То есть, совсем не возмущались. Вроде как встали в позу стороннего наблюдателя. Равно как не возмущался Горсовет (официальная позиция: мы примем любое решение), львиную долю которого занимают депутаты-транспортники. Об этом можно судить хотя бы по руководящему составу комиссии по развитию дорожно-транспортного комплекса. Не возмущался губернатор Цуканов. Наоборот, поддержал — правда, кого, так и осталось непонятно. Но точно не пассажиров. 

Хотя было чем возмущаться, если честно. Когда амбразуру закрывают стариками и детьми — хуже уже как-то некуда.

Но никого этот шантаж не задел. Глава Горсовета Александр Пятикоп попытался промямлить что-то на тему: да, я хотел бы защитить всех избирателей, однако конкретно старики мне дороже. Но выглядело это, прямо скажем, неуклюже. Потому что перед этим были слова о том, что сейчас самое удачное время для повышения междувыборное.

В общем, от слов больших и малых начальников веяло банальным сговором с перевозчиками. Почему-то никто не сказал прямо: да, я поддерживаю их — потому-то, потому-то и потому-то. Ведь аргументы у последних есть, и их немало. Например, самый простой — повышение цены на дизтопливо. «При тарифе 10 рублей литр стоил 12 рублей, при нынешнем 12-рублевом тарифе — уже 32 рубля», — это слова главы депутатской транспортной комиссии и одновременно руководителя группы компаний «БалтАвтоЛайн» Сергея Донских.

Еще он сообщил, что перевозчики готовятся ко вступлению в силу изменений федерального законодательства, связанных с обязательным страхованием пассажиров. С 1 января каждый автобус должен быть оборудован системой ГЛОНАСС и тахометрами, которые помогут отслеживать состояние здоровья водителя. И теперь за каждым автобусом нужно закреплять не менее трех водителей. Чем не аргумент?

Более того. С нового года перевозчики должны проявлять гражданскую ответственность за пассажиров — а вот как и за сколько, им никто не сообщил. Не принято еще пока это решение. То есть, закон принят, решение — нет. И в регионе нет ни одной страховой компании, которая получила бы лицензию на этот вид страхования. Опять же, разве не аргумент?

Наконец, по подсчетам перевозчиков, новый автобус, который стоит около 6 млн рублей, в зависимости от марки и комплектации, при тарифе 12 рублей может окупиться не раньше, чем через 14 лет.

Но перевозчики — товарищи в народе непопулярные, вот и вынуждена власть делать вид, что она с народом. Хотя на самом деле — на другой стороне баррикад. Судя по тому, о чем я упомянула выше.

И по тому, что соглашение о перевозке льготников подписано — стоимость билета для них подняли с 7 до 10 рублей. Заложив на компенсацию выпадающих доходов в городском бюджете-2013... 150 млн рублей. Так что история с шантажом стариками и детьми стала пахнуть еще хуже.

Остается надеяться только на грядущий ЧМ, больше не на что. Хотя бы автобусы по городу будут ездить исключительно новые и красивые. По крайней мере, так пока говорят — и власти, и перевозчики.

Только какой к тому времени будет тариф на проезд — одному Богу известно. А, может, и он не в курсе.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

Комментарии к новости


Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.