Важные события понедельника: губернатор признал, что в ближайшие годы Калининград превратится в большую строительную площадку, что приведет к пробкам и недовольству жителей; второй человек на российской вершине власти наговорил такого, что кажется, будто завтра Новый год.
Перспектива пробок
В понедельник на встрече с новым составом молодежного правительства области Николай Цуканов, наконец, рассказал о том, что Калининградскую область в свете приближающегося Чемпионата мира по футболу 2018 года ждут не только радужные перспективы.
«Через шесть лет будет новый регион, новый город. Это событие, которых в ближайшие 20–30 лет у нас будет. <…> Кстати, будет очень много недовольных, вы на себе это почувствуете. Машины, грузы, щебень, бетон — все это доставит неудобства калининградцам. Пробки будете материть, на чем свет стоит. Но это нужно будет пережить, без этого невозможно, и потом у нас будет совершенно другой город», — сказал губернатор.
Вероятно, многие жители области этот неприятный момент недооценивали, и губернатор, что говорится, вернул земляков с небес на землю. В этой связи стоит вспомнить подготовку города к 750-летию, которая велась больше года, и из-за которой город превратился в одну большую пробку, потому что нужно было приводить в порядок много чего, в первую очередь, дороги в центре города. Горвласти неоднократно уже называли сумму, которую область получила тогда на подготовку к юбилею — около 1 млрд рублей. На этот раз цифры будут куда существеннее, да и объемы работ тоже. Но удивляет то, что пока власти провели конкурс только на проектировку самого стадиона к играм Чемпионата мира, который, как мы помним, должен разместиться в микрорайоне Остров. Однако до сих пор не был объявлен тендер на разработку транспортной схемы и дорожной инфраструктуры, а это, как мне представляется, вопрос весьма существенный и крайне важный. Ведь сейчас попасть на тот же Остров можно только по двум дряхлым мостам. Перед ними стоит знак ограничения предельной массы автомобилей, которые могут на них заезжать без особого ущерба для мостов. В часы пик здесь все равно образуются пробки, несмотря на появление второй эстакады, которая все же частично разгрузила микрорайон. Однако когда речь идет о масштабном строительстве стадиона, вторая эстакада тут вряд ли поможет, тем более что с нее нет съездов на Остров. По всей видимости, перед началом стройки понадобится строительство дополнительных мостов, «пробивание» для них транспортных коридоров через уже существующие зоны жилой застройки, через дороги, которые и так сегодня перегружены транспортом.
Строительство мостов — дело долгое, даже если на это есть деньги. Это стало понятно как раз в ходе возведения второй эстакады через Преголю. Но пока нет даже схемы и проекта, не говоря уже о деньгах на все это строительство.
При этом остается вопрос о том, кто именно будет работать на стройках. Напомню, на второй эстакаде было занято немало рабочих из Белоруссии. В основном же на объектах Федеральной целевой программы развития области мы видим среднеазиатских гастарбайтеров. Конечно, хотелось бы верить, что при подготовке к ЧМ-2018 строители не будут стремиться экономить на рабсиле, и на объекты будут привлечены калининградцы, которые пока что не особо жаждут работать за те деньги, которые предлагают застройщики. Но если этого не произойдет, наверное, придется открывать дополнительные рейсы «Ташкент-Калининград», иначе объекты потянуть будет очень сложно.
Конечно, все это пока рассуждения. Но они имеют право на существование, поскольку перед Калининградской областью действительно вырисовывается печальная перспектива стать большой стройплощадкой на ближайшие 5 лет.
Кстати, с подобной ситуацией уже сталкивались жители Владивостока. Этот город, напомню, 4 года готовился принять саммит АТЭС, длившийся всего несколько дней. Но то, как были организованы работы, оставило у жителей этого города не самые лучше воспоминания о строителях. «Бывало так, что ты едешь по дороге, вокруг темно, и внезапно прямо перед тобой дорога обрывается, и там просто огромная яма. И никаких предупреждающих знаков и ограждений, — рассказывал мой коллега-журналист из Владивостока. — Пробки в городе были такие, что дорога от работы до дома, ранее занимавшая всего полчаса с учетом затрудненного движения, во время строительства к АТЭС требовала не менее 1,5 часов».
Когда я год назад собиралась побывать во Владивостоке, все мои знакомые местные жители категорически не советовали мне это делать, предлагая перенести поездку на «после саммита». «Пыль, грязь, строители…», — делились подробностями они.
Неудивительно, что в итоге Владивосток в 2011 году занял предпоследнее, 99 место в рейтинге самых удобных для жизни городов России. Калининград, напомню, занял в нем 28 место. Да и после саммита горожане остались не очень довольны преобразованиями. Ставшая знаменитой после большой декабрьской пресс-конференции Владимира Путина приморский журналист «садись, Маша — спасибо, Вова» Мария Соловьенко откровенно сказала главе государства, что «жить стало лучше, но наверху, а внизу плохо живется все равно».
Конечно, не хочется повторения в Калининграде владивостокской истории с размытыми дорогами, горящими мостами и прочими «прелестями» некачественной работы подрядчиков. Конечно, хочется, чтобы в областном центре подготовка к играм ЧМ-2018 прошла качественно и на высшем уровне. Правда, от пробок это нас все равно не избавит. Вероятно, городским властям уже сегодня стоит задуматься над мыслями известного урбаниста Яна Гейла, который считает, что у Калининграда есть хорошие шансы в короткие сроки развить пешеходное и велосипедное движение. Если же власти об этом не задумаются, то стоит подумать всем нам уже сейчас. Потому что дальше, наверное, будет хуже. Остается только посочувствовать главе региона, которому предстоит пройти через избирательную кампанию в 2015 году, когда город превратится в одну большую стройку и пробку.
Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент