Ящик Пандоры, на тот свет без правил и «Сбербанк» forever

Важные события вторника: на проспекте Победы с высокой степенью вероятности демонтируют шумовые полосы; в Калининграде очередному пешеходу не удалось проскочить перед автомобилем, а мэр областного центра Александр Ярошук не против того, чтобы вывеска «Сбербанка» провисела на здании КГТУ еще пять лет, а то и больше.

shum_polosa.jpg Ящик Пандоры
В битве с шумовыми полосами протестующие, похоже, одержали первую победу. Точнее, она еще не случилась, но вполне возможна. Городские власти объявили, что на месте «резинового полицейского» на проспекте Победы в Калининграде может появиться светофор

Как и в ситуации с трамваями, шумовыми полосами оказались недовольны две категории граждан — водители и жители домов, у которых эти неровности появились. Первых никто слушать не собирается: как заявил глава города Александр Ярошук, который сегодня отвечал на вопросы интернет-пользователей во время своей онлайн-конференции, «автомобилистов я люблю, но больше люблю человеческие жизни». 

По его словам, полосы выполняют свою главную задачу: там, где они есть, не зарегистрировано «ни одного ДТП, ни одного наезда на пешехода, ни одной смерти». 

Ранее о том же говорил глава комитета городского хозяйства Сергей Мельников, который сообщал, что «было ежегодно 1-2-3 наезда на нерегулируемых пешеходных переходах, сегодня их как раз-таки в этих местах уже нет». 

В отличие от автомобилистов, с жителями оказалось сложнее. Сразу после того, как полосы стали появляться (процесс пошел в ноябре 2012 года, за месяц с «хвостиком» было решено установить шумовые полосы на 17 калининградских улицах и перекрестках, в 2013–2015 годах горвласти хотят установить полосы еще на 35 перекрестках) в Роспотребнадзор посыпались жалобы. Руководитель его регионального управления Татьяна Груничева в декабре на «оперативке» в областном правительствесообщила, что люди жалуются на сильную вибрацию и избыточный уровень шума. 

Жители проспекта Победы поступили хитрее и обратились не в Роспотребнадзор, а к депутату по своему округу Владиславу Хоменко. Тот вынес вопрос в середине февраля на заседание «транспортного» комитета Горсовета, где эмоционально рассказал, что в домах довоенной постройки, стоящих рядом с полосами, пошли трещины, а у жильцов стала отваливаться кафельная плитка. 

Присутствовавший на том заседании Мельников попытался было отрезвить депутатов, сообщив, что полосы на этом месте появились из-за частых ДТП. Позже начальник отдела пассажирского транспорта и организации дорожного движения мэрии Анатолий Кисиленко сообщил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», что до нововведения именно на том месте, где сейчас на проспекте Победы установлены шумовые полосы, были сбиты несколько человек, один — насмерть. 

Депутаты направили в мэрию рекомендацию демонтировать на проспекте Победы шумовые полосы. Мэрия была вынуждена отреагировать. Как сообщил сегодня Ярошук, будет проведена экспертиза. «Мы нашли специализированную лабораторию, заключили договор и в ближайшее время будем проводить обследование», — сказал он. Если вибрация окажется выше нормы, на этом месте появится светофор, на него будут потрачены деньги из городского бюджета. 

Экспертиза, кстати, тоже будет проведена за счет муниципальной казны. О чем все это говорит? Сами того не желая, играющие в радетелей за народ депутаты открыли ящик Пандоры. Теперь, по идее, жители каждого расположенного рядом с шумовой полосой дома могут обратиться к своему избраннику и потребовать, чтобы вопрос был рассмотрен в Горсовете. И им никто не может отказать — а чем они хуже тех, кто проживает на проспекте Победы? И горвластям опять придется раскошеливаться. 

На это, конечно, можно сказать, что нечего было вообще эти полосы монтировать. Но светофоры можно установить не везде. Однако представьте, что первые все-таки повсеместно заменили вторыми. Вопрос: будут ли довольны автомобилисты? Ответ, по-моему, очевиден.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

skoraya_7.jpg На тот свет без правил
Сегодня случилось в Калининграде очередное ДТП: автомобиль сбил женщину на Советском проспекте. Она осталась жива, хоть и была отправлена в больницу.

Когда выяснились подробности происшествия, то захотелось возопить: «Доколе?!" Ну правда, доколе мы, дорогие пешеходы, будем рисковать жизнью, перебегая дорогу там, где нам вздумается, а не там, где можно? Ведь женщина, которая, судя по возрасту, еще в детском саду и школе в обязательном порядке должна была изучать Правила дорожного движения, решила сэкономить то ли время, то ли толщину своей обуви, и не прошла 50 метров к оборудованному переходу, а попыталась пересечь улицу там, где нельзя. Днем Советский проспект в Калининграде отнюдь не пустынное место — движение автотранспорта там достаточно активное, чтобы такая попытка изначально была обречена на практически стопроцентный провал. И дама вошла в эти сто процентов — запаниковав при виде приближающейся машины она, по словам водителя, сначала бежала в одну сторону, а потом в другую. Результатом этих маневров стало столкновение с машиной, как ни старался шофер его избежать.

На прошлой неделе нечто подобное произошло на улице Суворова. Но закончилось гораздо трагичнее. Там гражданин Узбекистана, тоже не захотевший преодолеть 50 метров до перехода со светофором, был сначала откинут одним автомобилем на встречную полосу, а там еще раз сбит другим. Для него этот случай закончился трагически — мужчина умер в больнице в тот же день. И какое бы состояние проезжей части там ни было, факт остается фактом: он попытался перейти дорогу не там, где положено.

В конце февраля в один день в Калининграде под колеса автомобилей попали два человека. На улице Двинской 50-летняя женщина шла по проезжей части, а не по тротуару. Машина сбила ее сзади, так как водитель был ослеплен встречным транспортом и пешехода просто не заметил. На улице Горького автомобиль сбил 46-летнего мужчину, который переходил дорогу в неположенном месте. За несколько дней до этого на улице Гагарина автомобиль наехал на молодого человека, который переходил дорогу в неустановленном месте.

То есть, за 10 дней только в Калининграде пострадали пять пешеходов из-за нежелания соблюдать правила на дорогах.

Конечно, автомобиль — это источник повышенной опасности, и поэтому водителей сначала специально учат и экзаменуют. И ответственность у них выше, чем у тех, кто не желает пользоваться транспортом. Но за рулем сидят такие же люди, как и пешеходы, а не боги и инопланетяне со сверхъестественными способностями. Ну не может двигающееся транспортное средство мгновенно остановиться, даже если это велосипед. И повернуть резко в сторону или волшебно изогнуться тоже не может. И водители все-таки не телепаты, не умеют безошибочно предугадывать действия всех вокруг.

И какая бы ответственность у водителей не была, какие бы наказания за сбитых пешеходов им не грозили, любому попавшему под колеса по собственной вине от этого легче не станет. И к жизни не вернет.

Может, пешеходам стоит хотя бы к чувству самосохранения почаще прислушиваться, если уж некоторым из них никакие правила не писаны?

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

sber_5.jpg «Сбербанк» forever 
Судьба масштабной рекламной вывески «Сбербанка» на историческом здании КГТУ вновь была затронута во вторник в ходе интернет-конференции «Чиновник онлайн», в которой принимал участие мэр Калининграда Александр Ярошук.

По словам Ярошука, договор о размещении рекламы «Сбербанка» на здании главного корпуса КГТУ заключен на 5 лет. И после истечения срока договора вуз имеет право его продлить, бесстрастно сказал глава города. Вот, собственно, и все. Никаких возмущений по поводу того, что огромная конструкция возвышается над главной площадью Калининграда, что теперь все фото- и телесъемки из центра не обходятся без навязчивой рекламы. Наверное, Александр Ярошук не в курсе, что некоторые жители и гости города, которые не так часто бывают в центре, с удивлением интересуются, почему это на месте авторитетного вуза теперь расположился «Сбербанк».

К истории вопроса. Масштабная рекламная конструкция «Сбербанка» появилась на здании Калининградского государственного технического университета (бывшее здание Земельного и административного суда Восточной Пруссии, памятник культурного наследия регионального значения) ночью в начале июня 2012 года. Логотип банка на несколько метров возвышается над фасадом здания, входящего в один из самых узнаваемых архитектурных комплексов современного Калининграда. При этом чиновники не нашли никаких нарушений в размещении конструкции на центральной площади города на здании исторического памятника. «Она может там стоять — вот и всё», — говорил тогда бывший главный архитектор города Олег Купердяев.

Позже с рекламой «Сбербанка» обещал разобраться губернатор Николай Цуканов. «У меня как у обычного человека, который живет в городе Калининграде, вызывает вопросов массу внешний облик этой вывески. Безусловно, я разберусь, — обещал Цуканов в июне. — Конечно, это не украшает наш город и, как минимум, центральную площадь. Вряд ли это может кому-нибудь понравиться. Нормальному человеку это не может понравиться». Губернатор пообещал «попытаться поговорить» со «Сбербанком» и руководством КГТУ, которое согласовало и разрешило поставить вывеску на крыше своего здания. Однако с тех пор скоро уже как год, а изменений никаких.

Кстати, в начале июля прошлого года управляющий региональным отделением «Сбербанка» Сергей Шамков сказал, что банк не собирается убирать свою вывеску. «Будет реконструирован фасад университета, мы установим подсветку, вернем историческую решетку. Здание визуально увеличится, чтобы в итоге все было красиво», — сказал Шамков. Он обещал, что опоры вывески будут покрашены в другой цвет, чтобы они не были сильно заметны. Шамков отметил, что «в других городах на центральных улицах установлены рекламные конструкции зарубежных фирм», а «Сбербанк» «входит в число лучших российский компаний».

Представитель банка также рассказал, что решение о размещении вывески принимал не он, поскольку он руководил местным отделением мало времени, а процедура согласования шла два года. При этом он признался, что решение о том, чтобы сделать буквы большими, принималось в Москве, более того, появление конструкции на здании КГТУ одобрил глава «Сбербанка» РФ Герман Греф, который прислал соответствующую sms-ку после того, как общественность Калининграда начала протестовать против вывески.

Судя по последним заявлениям Ярошука, общественности просто нужно смириться. В очередной раз.

Впрочем, в январе Министерство культуры РФ подготовило законопроект о запрете размещения рекламы на памятниках. Причем это личная инициатива министра культуры Владимира Мединского, который еще несколько лет назад, будучи депутатом Госдумы, протестовал против рекламных растяжек, уродующих архитектурный облик центральных улиц столицы. Отмечу также, что и столица, наконец, решила серьезно разобраться с этим вопросом.

В феврале стало известно, что в центре Москвы будет демонтировано до 95% рекламы. Вокруг Кремля и других столичных памятников архитектуры, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, останутся только указатели. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС глава столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников.

Но Калининград, как выразился сегодня во время интернет-конференции Александр Ярошук, не столица, и, по всей видимости, не может вносить изменения в правила размещения рекламы, учитывая в них исторические памятники. Или не хочет. Остается только надеяться, что новый федеральный закон примут быстрее, чем через пять лет. Не то точно ожидаемым к 2020 году 2–4 млн туристов (их вероятное число, напомню, в разных документах в последнее время постоянно снижается) придется объяснять, здание в центре города — историческое, и это не банк, а университет.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.