Приграничный тупик и Калининград — не Россия

Важные события вторника: российский МИД не готов комментировать обстановку на российско-литовской границе, в то время как политическая ситуация накаляется; а 15% граждан РФ не считают Калининградскую область русской территорией, опять же, из-за границ, которыми она отделена от страны.  

granica_sovetsk.jpg Приграничный тупик
В понедельник ситуация на российско-литовской границе, связанная с проблемами прохождения контроля автомобилей с литовскими номерами, перешла в политическую плоскость. МИД Литвы рекомендовал своим гражданам воздержаться от поездок в Калининградскую область на машине в связи с тем, что положение на контрольно-пропускных пунктах «непрогнозируемое». В пресс-релизе отмечается, что напряженная ситуация на КПП на границе Литвы и Калининградской области сложилась с 30 августа, когда Россия ввела процедуры для таможенно-пограничной проверки легковых автомобилей, зарегистрированных в Литве. «Литва до сих пор не получала официальной информации соответствующих российских ведомств по вопросу о том, сколько этот порядок будет применяться», — сообщает министерство.

Напомним, ранее МИД Литвы попросил власти России разъяснить ситуацию с усиленными досмотрами зарегистрированных в Литве легковых автомобилей. Очевидцы сообщали, что литовцы на границе с Россией стоят по 25 часов. Однако в областной таможне заявляли, что таможенные службы работают в обычном режиме.

Жертвой заторов стал даже мэр Неринги, который позже заявил, что ситуация с литовскими авто на границе — «это не проблема, это катастрофа», поэтому жители Литвы просто перестали ездить в Калининградскую область на своих машинах. Корреспондент «Нового Калининграда.Ru», побывавший в минувшую пятницу на границе в Морском, обратил внимание на то, что в отдельной очереди в пункте пропуска почти весь день стояли «утренние» литовские автомобили. Пассажирки одной из машин очень переживали, так как ехали в аэропорт, откуда должны были вылететь на первом рейсе в Москву. Но, так как их соседи по отдельной очереди стояли на границе, как выяснилось, с 8 часов утра, надежды женщин успеть на регистрацию в срок таяли на глазах. «Нам никто ничего не говорит — машину осмотрели, ушли и вот уже четыре часа — ни слова, — жаловались они. — Напишите про это! В чём мы-то виноваты?».

Пользователь форума «Нового Калининграда.Ru» «Путешествия и туризм», который постоянно бывает в соседнем государстве, в комментариях под новостью отметил, что на туристах проблемы на границах отразятся вряд ли, поскольку туристы из Литвы для Калининградской области пока нонсенс. «Пока страдают родственники, которые разделены границами и привыкли ездить друг к другу, и предприниматели. То есть, та категория людей, которая вам ничего плохого не сделала: не отказывала в обслуживании в ресторане, притворяясь глухими, не обзывала нехорошими словами, не поносила и не оскорбляла Россию. Это каста, в которой полно русских, таких же как вы, просто их разделила граница и судьба», — писал путешественник.

После того, как этой проблемой заинтересовался МИД Литвы, корреспонденты «Нового Калининграда.Ru» обратились за разъяснением в российское внешнеполитическое ведомство, поскольку ситуация стала принимать угрожающий оборот — нельзя исключить, что в ближайшее время соседнее государство введёт меры в отношении российских автомобилистов. Источник в МИД РФ признал, что с 4 сентября на российской границе действительно проводится плановое усиление контроля над автомобилями с литовскими номерами, причем не только на российско-литовской, но и на российско-польской. «Эти данные нам предоставили пограничная и таможенная служба РФ. Причины, по которым проводится плановое усиление, назвать не могу, это не в компетенции МИД РФ», — сообщил источник.

Однако официальные представители МИД РФ комментировать ситуацию не стали. Представитель департамента информации и печати внешнеполитического ведомства во вторник в ответ на информационный запрос сообщил по телефону корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», что этот вопрос нужно адресовать таможенной службе. «Насколько нам известно из литовского СМИ Delfi.lt, представитель Российской таможни Владислав Новиков информировал литовскую таможню, что „таможня Калининградской области в настоящее время осуществляет особые меры, пытается выяснить тенденции перевозок определенных товаров через литовско-российскую границу, и по этой причине снизилась пропускная способность КПП, увеличилось время проверок“. Поэтому рекомендуем вам обратиться за разъяснениями в таможенные органы», — отметил собеседник «Нового Калининграда.Ru».

Хотя в частной беседе он и признал, что для жителей Калининградской области, которые регулярно ездят через границу, ситуация может стать проблематичной. Однако ответить на вопрос, планирует ли российский МИД выступить с неким заявлением о ситуации на российско-литовской границе, он не смог. Таким образом, в очередной раз жители региона оказались заложниками неких странных тенденций и веяний, бытующих в пределах московского Садового кольца, обитатели которого вряд ли досконально знакомы с калининградской проблематикой. Все заверения российских властей о том, что они понимают ситуацию, в которой оказались жители эксклава на Балтике, остаются пока просто словами, не подтверждёнными реальными делами.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

kal_2.jpg Калининград — не Россия 
Довольно любопытные социологические данные сегодня огласил ВЦИОМ. Согласно результатам опроса, проведенного центром, 15% россиян не считают Калининградскую область территорией РФ. Стоит отметить, что это самый маленький процент сомневающихся среди всех регионов. Так, Курильские острова не посчитали русскими 26%, республику Дагестан 59%, Чечню 61%, а Абхазию 70% респондентов. 

Сами же калининградцы, несколько лет назад отвечавшие на вопрос «Должна ли Калининградская область стать частью Евросоюза?», большинством голосов (46,3%) выбрали вариант «область должна стать частью Евросоюза, оставаясь российской территорией», при этом 41,6% посчитали, что область «должна оставаться только частью России».

Но из-за своего особого положения область испытывает множество проблем как экономического, так и политического характера. Ректор БФУ имени И. Канта Андрей Клемешев в прошлом году заявил, что «никаких плюсов у эксклава нет». «Единственный плюс — что мы в центре Европы. Эксклав — это всегда слабость. Без вложений федерального центра ничего не будет — ни туризма, ни так далее», — отметил доктор политических наук. Однако федеральный центр не спешит ни с вложениями, ни с приданием региону особого статуса. Даже Особая экономическая зона, дающая некоторые льготы резидентам, вскоре прекратит свое существование.

Но одно дело — предприниматели, а другое — рядовые жители области, которые испытывают неудобства из-за положения региона. И в первую очередь — географические. Наша область, пожалуй, единственная в России, где для свободного передвижения любому жителю необходим загранпаспорт. Теперь его оформляют детям сразу при рождении, потому что без этого документа выехать за пределы региона невозможно.

С российским паспортом свободно путешествовать по России нам можно лишь с помощью авиалиний. Но перелеты довольно дороги, лишь благодаря льготным авиабилетам калининградцы получили больше возможностей побывать в Москве и Санкт-Петербурге с мая по октябрь. Однако большинство жителей региона предпочитают путешествовать по Европе. 

В первую очередь, конечно, по Литве и Польше, даже несмотря на визовые проблемы. Потому что намного проще за пару часов добраться до ближайшего заморского города, который манит вкусной едой и недорогими ценами на продукты и вещи, где отдых можно легко совместить с экономией для своего кармана.

Только при этом из года в год в Калининградской области становится все больше детей, которые уже не раз отдыхали в развлекательных центрах в Польше и Литве, съездили с родителями в Турцию или Египет и побывали в других городах Европы. Но ни разу не видели той самой «Большой России». России, гражданами которой они являются.

Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, корреспондент

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Критерий ненужности

Оксана Майтакова о том, нужны ли семьи с детьми региональным властям