А быть ли атому и хоть какая-то реакция

Важные события четверга: даже после очередной конференции, посвященной развитию БАЭС в Калининградской области, судьба строительства атомной электростанции пока продолжает вызывать больше вопросов, чем ответов; а ГИБДД реагирует на аварии самым простым способом — запретить.

baes_4.JPG А быть ли атому? 
Сегодня заместитель генерального директора «Росэнергоатома» Леонид Ипатов заявил, что компания вынуждена была «приостановить или снизить темп» строительных работ на БАЭС, но сделал это витиевато и с множеством оговорок. По его словам, работы временно приостановлены в связи с тем, что сейчас ситуацию в региональном энергетическом секторе изучает комиссия под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича. 

Стоит отметить, что строительством АЭС в Калининградской области заинтересовался даже президент Владимир Путин. Не в последнюю очередь это связано с заявлением Литвы о том, что на посту председателя ЕС (который эта страна занимает до конца 2013 года) она намерена противодействовать строительству атомной электростанции в регионе. В конце августа Путин поручил разобраться в ситуации специальной комиссии, которая должна подготовить стратегию безопасного развития энергосистемы Калининградской области. 

Именно по причине работы комиссии, а не в связи с какими-то внутренними решениями о заморозке или остановке работ строительство БАЭС сейчас «не ведется столь активными темпами, какими оно велось еще несколько месяцев назад», особо подчеркнул в четверг заместитель гендиректора «Росэнергоатома».

Вероятно, эти уточнения не случайны. Ведь ранее в распоряжении «Нового Калининграда.Ru» оказался приказ от 30 мая «О проведении мероприятий по Балтийской АЭС в 2013 году», подписанный гендиректором подрядчика строящейся Балтийской АЭС ОАО «НИАЭП» Валерием Лимаренко. Документ предписывает провести ряд кадровых и структурных мер в связи с «консервацией Балтийской АЭС». 

«Росатом» позднее опроверг сведения о консервации станции и распространил свою версию документа, касающегося ситуации на БАЭС. В нем речи о консервации стройки не шло, а говорилось, что коррективы в планы предполагается внести в связи с расширением линейки мощности реакторов.

При этом в июне 2013 года Лимаренко объявил о приостановке проекта. Однако в июле «Росэнергоатом» заявил, что компания намерена продолжить строительство двух энергоблоков БАЭС.

Однако теперь вопрос об энергоблоках все еще остается нерешенным. Рассматривается возможность установки дополнительных энергоблоков малой мощности, чтобы обеспечить энергобезопасность региона, что очень актуально, особенно в связи с августовским блэкаутом, когда практически вся область осталась без электричества.

Но до решения правительства или комиссии компания не готова делать заявлений о судьбе БАЭС. По словам представителей «Росэнергоатома», это будет возможно лишь в начале следующего года.

Тем временем, по данным строителей, уже готов фундамент первого блока и установлено все необходимое для его работы оборудование. А вопрос о том, продолжается ли строительство, или работы остановлены, остается без конкретного ответа. Из слов руководителей и чиновников до сих пор нельзя сделать однозначный вывод.

Ведь пока заместитель генерального директора «Росэнергоатома» на сегодняшней конференции, посвященной развитию БАЭС в Калининградской области, заявлял о своей уверенности в продолжении работ на площадке атомной станции, вице-премьер регионального правительства Александр Рольбинов на той же самой конференции отмечал, что «приостановление произошло». Правда, тут же оговорился: «решение по приостановке не означают, что станция остановлена».  

Так что пока политики и предприниматели делают витиеватые заявления, умы жителей области продолжает будоражить почти шекспировский вопрос — «Быть или не быть атому в Калининградской области?». Причем, многие интересуются им не из беспокойства об экологии, а из чисто меркантильных соображений, ведь снижение темпов строительства БАЭС оставило без работы или урезало зарплаты многих жителей региона. И какой сюрприз преподнесут им новогодние заявления руководства Росэнергоатома, пока остается только гадать.

Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, корреспондент

stop_4.jpg Хоть какая-то реакция
Сегодня сотрудники мэрии Калининграда и ГИБДД практически в ручном режиме регулировали ситуацию на дорогах. На перекрестки не выходили, но тем не менее. Во-первых, было решено запретить левый поворот на улице Невского, где накануне погибли две женщины. Выяснилось, что ранее в этом же месте произошли две аварии с участием мотоциклистов, одна из них — также смертельная. Кроме того, здесь было «много неучетных» столкновений.

Теперь для выезда из города грузовикам придется двигаться через улицу Артиллерийскую. Тоже через не самую беспроблемную. «Двухполосная дорога по утрам забитая машинами, с кольца автобусов на горку „уступи дорогу“, малыши с рюкзачками перебегают дорогу (тоже транзит — на Куйбышева в единственную в районе школу), да к тому же еще предназначенная для транзита грузовиков. Логистики, блин! Мне уже страшно», — к этому комментарию пользователя «Нового Калиниграда.Ru» под ником Alecina (авторский стиль сохранен) и добавить, в общем-то, нечего.

Во-вторых, как оказалось, установленной дополнительной секции светофора и новых правил перехода на перекрестке ул. Вагоностроительной и ул. Радищева, где 3 недели назад погибла 8-летняя школьница, недостаточно. На специальном совещании в горадминистрации долго разбирались, как быть и что делать. Перекресток проблемный: и Радищева, и Вагоностроительная — улицы узенькие, а поворот с первой на вторую — самый удобный способ добраться до Правой набережной. Поэтому установленное на месте трагедии ограждение постоянно задевают неповоротливые фуры, и оно уже покорежено.

Сейчас у перекрестка стоит знак «Стоп» — но водители грузовиков, останавливаясь у него, едва ли в состоянии будут заметить внезапно подбежавшего ребенка. Как это и произошло с погибшей второклассницей. Горадминистрация и ГИБДД решили перенести светофор ближе к проспекту Победы, и убрать переход с перекрестка у школы вообще. Это обещают сделать в течение нескольких недель. Кроме того, перекресток будет расширен. Радиус поворота планируется увеличить на два метра: сейчас их шесть, а будет восемь. Решено объявить аукцион по выбору подрядчика, и, как заявил начальник отдела пассажирского транспорта и организации дорожного движения Анатолий Кисиленко, «в ближайшие 1,5–2 месяца вопрос будет решен».

Как будет решен вопрос с движением грузовиков — можно только догадываться и рассчитывать на лучшее. Согласно вступившим в силу с 1 сентября изменениям в Правила дорожного движения, знаки «Движение грузовых автомобилей запрещено» должны распространяться на все виды грузовиков свыше указанной массы без каких-либо исключений. В мэрии предрекают коллапс, поскольку это должно, в том числе, касаться машин, вывозящих мусор и подвозящих продукты к магазинам. С этим согласны и в Госавтоинспекции: как заявил на совещании старший государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД по Калининграду Александр Вытнов, под такой знак теперь «не может ехать ни „Чистота“, ни уголь к котельным не привезут».

Сейчас в Калининграде 2 тыс знаков, запрещающих движение грузовикам (так называемые знаки 3.4). В качестве выхода из ситуации их предлагается поменять на знаки 3.2 (движение запрещено), установив их вместе с табличками 8.4.1 (вид транспортного средства). На это потребуется около 5 млн рублей, которые в бюджете на 2013 год предусмотрены не были. Более того, по словам Кисиленко, город сможет заменить знаки только в течение 2014 года.

Пока в городской ГИБДД на новоявленные нарушения закрывают глаза. Продлится это вряд ли долго, поэтому в мэрии решили просить, чтобы глаза оставались в том же положении до конца будущего года. Почему горадминистрация спохватилась только сейчас — вопрос только к ней. Хотя, конечно, хочется задать парочку инициаторам самих изменений. Никому, кроме владельцев предприятий по выпуску дорожных знаков, они не нужны — понятно, что любые власти любых городов между заменой знаков и мусорными горами вкупе с нехваткой товаров в магазинах выберут первое. И это ведь в одном Калининграде нужно менять 2 тыс знаков. А в области? А по стране?

Прекрасная получается картина — поменять миллионы знаков для того, чтобы оставить все так, как было раньше. Впрочем, то же самое (что будет так, как раньше) можно предположить по поводу любой вышеописанной истории. Начнутся пробки на Артиллерийской, завалят местные жители мэрию и гаишников жалобами — и левый поворот на выезде с базы Невского опять появится. Ну, а что касается перекрестка Радищева-Вагоностроительной… Сколько не переноси светофор — переходить дорогу дети будут все равно там и так, как им удобно — по самому короткому маршруту, да еще и на красный свет. Постового на каждом углу не поставишь. Понимают все это и в мэрии, и в ГИБДД — но все равно вынуждены реагировать. Хоть как-то.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент 

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Центральный спуск к морю как лицо приморского города

Дмитрий Востриков в авторской колонке для «Нового Калининграда» — о спуске к морю в Пионерском.