Спасительная Белоруссия и бесконфликтные чиновники


Важные события вторника: региональные власти не очень резво разворачиваются в сторону братской Белоруссии в надежде получить оттуда продовольствие и сырье, а очередного чиновника правительства Николая Цуканова уличили в конфликте интересов, правда, по слишком уж натянутым мотивам.

lukashenko_1.jpg «Спасительная» Белоруссия
Спешно отозванный из отпуска губернатором Николаем Цуканов министр сельского хозяйства Владимир Зарудный (который, кстати, говорил, что до конца жатвы в отпуск не собирается) срочно принялся решать продовольственные проблемы Калининградской области, с которыми регион уже столкнулся и может столкнуться в свете российского эмбарго на поставки импортной продукции.

Сначала Владимир Зарудный, если верить пресс-службе правительства области, провел встречу с главой калининградского отделения Посольства Белоруссии в России Василием Горбатенко. Дело в том, что в прошлый четверг находящийся в отпуске губернатор Николай Цуканов в своём микроблоге в «Twitter» сообщил, что обсудил ситуацию с запретом на ввоз сельхозпродукции с министром сельского хозяйства Белоруссии Леонидом Зайцем. «Леонид Заяц выразил готовность закрыть выпадающие позиции. Те же яблоки у них по совершенно конкурентной цене и отличного качества. По сырью для наших переработчиков: мы анализируем все потребности, Беларусь рассматривает. Далее выходим на подписание соглашения», — написал Цуканов.

Поэтому, по всей видимости, министр сельского хозяйства региона и направил первым делом свою активность в белорусское русло. «Для детального согласования номенклатуры и объемов продовольственных товаров белорусского производства для поставок в область решено организовать взаимные визиты представителей министерств и руководителей предприятий аграрного сектора», — сообщили в правительстве.

Если верить официальной статистике, с января по июнь 2014 года (то есть за полгода) товарооборот между Калининградской областью и Белоруссией превысил 150 миллионов долларов. При этом общая сумма поставок из Белоруссии составила 75 миллионов долларов, столько же составили поставки в братскую республику из Калининградской области.

В числе продовольственных товаров, импортируемых из Белоруссии в Калининград: яйца, сливочное масло, колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, мука, сыры и творог, огурцы, картофель. Калининградская область, в свою очередь, импортирует в Белоруссию мороженую рыбу, готовую или консервированную рыбу, икру, сушеную, копченую, соленую рыбу, масло соевое, сыры и творог, готовые или консервированные продукты из мяса, шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао.

По данным «Российской газеты», по итогам 2012 года внешнеторговый оборот Калининградской области с Республикой Беларусь составил 178,9 миллиона долларов США и увеличился по сравнению с 2011 годом на 41,1 процента. Если сравнить эти показателями с данными за 2014 год, то рост действительно налицо — 178,9 млн за весь 2012 год и 150 млн долларов за полгода в 2014 году.

Однако есть и другие цифры. Так, в апреле начальник отдела содействия торговле и инвестициям Генерального консульства Польши в регионе Александр Милота сообщил, что в 2013 году в Калининградскую область было ввезено из Польши товаров на 920 млн долларов США. Причем по этому показателю Польша занимает лишь пятое место в калининградском списке стран-импортеров.

В целом же в прошлом году объем импорта в Калининградскую область составил 22,8 млрд долларов США. Основными партнерами-импортерами для Калининградской области являлись Германия, Республика Корея и Словакия, откуда в регион ввозились средства наземного транспорта, мясо и мясные субпродукты, оборудование и механические устройства, мебель, постельные принадлежности, электрические машины и т. д.

Очевидно, что в общей структуре товарооборота продукты питания занимают не 100%. Но нельзя недооценивать тот факт, что Белоруссия в этой общей доле занимает незавидное положение: 178,9 млн долларов из общих 22,8 млрд долларов — это как-то не совсем серьезно. Но тут удивляться нечему — как-никак во времена более-менее адекватного восприятия действительности со стороны руководителей разных государств объемы и цифры регулирует рынок. Другой вопрос, когда государства вновь делятся на политические лагеря по примеру Варшавского договора и НАТО, тут уже не до рынка. И если верховный руководитель поставил задачу — товары из Белоруссии, то они должны быть из Белоруссии.

Власти братской республики признали, что для них российское эмбарго — истинный Клондайк. Но ведь вряд ли кто-то сможет заставить предприятия Белоруссии работать с Россией в целом и с Калининградской областью в частности в условиях политического давления. Президент Белоруссии Александр Лукашенко уже заявил, что не намерен отказываться от европейского импорта. Нельзя исключить, что и к российским братьям они отнесутся с точки зрения рынка: кто больше дал, того и яблоки. Тем более что Россия большая, и регионов богатых в ней много, и Калининградская область в их число не входит.

Но задача верховного руководства поставлена, и в ближайшее время калининградские чиновники и аграрии стройными колоннами двинутся в сторону братской республики в надежде найти там продукты и сырье для производства. Правда, другой вопрос — логистика. Если вдруг власти соседней Литвы действительно решатся чинить препоны на пути продовольствия в Калининград, продуктовые поезда из Белоруссии могут и не дойти.

Впрочем, вряд ли стоит ожидать, что калининградцев ждет массовый голод — дорогу в «Лидл» и «Бедронку» пока мало кто забыл. Другой вопрос — последствия эмбарго для калининградских переработчиков, большинство из которых работало на импортном сырье, для региональных ритейлеров, «завязанных» на европейский импорт. Все это может привести к сокращениям сотрудников, росту числа безработных, снижению зарплат и прочим неприятным моментам, которые многие жители области уже испытали в 2008 году.

А что российское руководство? Во вторую очередь после возвращения из недогулянного отпуска Владимир Зарудный поговорил и с заместителем министра сельского хозяйства РФ, (Министерство, напомним, обещало рассмотреть ситуацию в Калининградской области в отдельном порядке). Замминистра традиционно переложил инициативу на регион — мол, давайте свои предложения, а там посмотрим. По подобной схеме Калининградская область должна была инициировать поправки в закон об ОЭЗ, решать проблему-2016, да и много чего другого. Вот только толку пока от этого всего маловато.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

yutkin_2.jpg Бесконфликтные чиновники
Очередной чиновник стал фигурантом очередной истории о том, как слуги народа знакомятся с понятием «конфликт интересов». На сей раз эта сложная концепция открылась не так давно назначенному главе региональной службы по госрегулированию тарифов Кириллу Юткину. Его конфликт прост, понятен и предсказуем, даже как-то странно, что до выхода истории в правовое русло прошло с момента его назначения так много времени — почти год.

Назначен Юткин был решением губернатора Николая Цуканова в октябре 2013 года, после того, как глава региона провернул довольно неуклюжую, но в конечном счёте эффективную комбинацию по устранению с этой должности номенклатурного долгожителя — Натальи Андреевой. Её уходу предшествовало уголовное дело по факту превышения должностных полномочий, якобы причинившего потребителям Калининградской области материальный ущерб в размере более 1 млн рублей. Правда, когда должность она покинула, дело как-то само собой утихло.

Соль истории состоит в том, что на пост главы службы по тарифам Кирилл Юткин переместился прямиком из кресла заместителя генерального директора энергетического монополиста, ОАО «Янтарьэнерго». Как раз того самого монополиста, который был основным объектом нападок со стороны Андреевой в бытность её главой службы по тарифам. Не требуется сложной аналитики, чтобы понять, что в своей новой должности значительную часть рабочего времени Юткин тратил на то, чтобы регулировать деятельность предыдущего работодателя. Если конкретнее, то, по данным местного центра «Трансперенси Интернешнл-­Россия», Юткин подписал ровно 150 приказов, касающихся тарифной политики монополиста.

При этом Андреева до того, как подать заявление о собственной отставке, успела дать несколько интервью, в которых, в частности, напрямую связала возбуждение в её отношении уголовного дела с персоной Кирилла Юткина. По её данным, именно он озвучил в своё время данные, которые легли в основу уголовного дела в отношении руководства МУП «ТЭЦ-8» Сергея Епифанова, из которого вычленилось дело в отношении Андреевой. Дело касалось инвестиционной программы этого предприятия, которую согласовала служба по тарифам. В программу якобы были включены заведомо ложные сведения о реконструкции и ремонте подстанции «Лермонтовская», в результате согласования, по версии следствия, был нанесён ущерб потребителям. Андреева, естественно, все эти обвинения опровергала.

Теперь шансы оказаться под преследованием есть и у самого Юткина. Центр «Трансперенси Интернешнл­-Россия» обратился в прокуратуру Калининградской области с заявлением о возможном конфликте интересов Кирилла Юткина и нарушения им законодательства «О противодействии коррупции». Представители центра настаивают на том, что закон рассматривает в качестве коррупции ситуации, когда чиновники принимают решения не только в пользу компаний своих родственников, но и в пользу своих бывших или будущих работодателей. Юткин сохраняет молчание и комментировать ситуацию не хочет.

Впрочем, не так всё просто. Если внимательно следить за буквой закона, можно обнаружить, что в самом деле статья 10 273-ФЗ «О противодействии коррупции» упоминает подобные ситуации, однако предполагает, что для возникновения факта конфликта интересов необходима так называемая «личная заинтересованность». То есть — возможность получения доходов, благ, услуг или прав за принятие того или иного решения. Конечно, существующий разгул коррупции в стране даёт такую возможность — лишь возможность — каждому чиновнику, но для преследования по закону одного предыдущего места работы маловато.

Кроме того, всё тот же закон предписывает потенциальному участнику конфликта интересов первым делом сообщить о сложившейся ситуации своему непосредственному работодателю. Учитывая, что Юткина на должность главы службы по тарифам назначил сам губернатор, вряд ли можно предположить, что он был как-то не очень осведомлён о том, где тот работал раньше. Скорей уже логичным является то, что Цуканов и назначил-то Юткина именно по причине двух его предыдущих мест работы: «Янтарьэнерго», а до этого — министерство экономики, которое тот чуть было не возглавил.

Да и вообще, понятие конфликта интересов в умы местных чиновников и правоохранителей хоть и входит, но с большим скрипом. Так, к примеру, не смогли увидеть, как им ни указывали журналисты, губернатор и теперь уже экс-министр сельского хозяйства региона Андрей Романов такого конфликта в истории с распределениями субсидий на сельское хозяйство. В 2006 году компания «Залесский фермер», соучредителем которой является Романов, получала поддержку из бюджета, а сам министр сделал необходимое — перед уходом на госслужбу фирму передал в доверительное управление, а после ухода — ловко вернул себе обратно. И сейчас счастливо возглавляет не только её, но и местный Союз промышленников и предпринимателей. А конфликт интересов? Да забудьте вы этот термин. Нерусский он какой-то, не наш.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.