Когда я говорила коллегам и друзьям, что собираюсь в пресс-тур на Соловки, обычно в ответ удивлялись и шутили насчёт ссылки «по следам Канта», имея в виду крылатую фразу поэта Бездомного из булгаковских «Мастера и Маргариты» про «года на три на Соловки» за доказательства существования Бога. Но что интересно — как раз на Соловках присутствие Бога чувствуется особенно, и становится понятно, что Россия начинается где-то здесь — на Белом море.
Человеку, «выдернутому» из яркого, праздного, сияющего огнями вечерней подсветки Калининграда здесь непривычно. В 5.30 утра служба в церкви, вечером — баня. По улицам, никогда не знавшим асфальта, бродят коровы. Иногда они заходят по колено в морскую воду и жуют водоросли. Наверное, молоко у таких коров имеет свой особый вкус, но попробовать в этот раз не довелось.
Мобильная связь от некоторых операторов не работает в принципе, у остальных интернет можно поймать только у монастыря, где на колокольне в 2000-х бизнесменам удалось установить усилитель. Вдоль улиц стоят одноэтажные избушки — банк, РАЙПО, сувенирные и церковные лавки. Самые высокие дома — в два-три этажа. Это школа, детский сад и больница, построенные ещё в конце 30-х годов прошлого столетия, когда подходила к завершению короткая, но самая трагическая история этих мест — Соловецкого лагеря особого назначения СЛОН, занимавшего помещения монастыря и церквей. Здесь отбывал долгий срок будущий знаменитый по-настоящему калининградский писатель Сергей Снегов, трилогия «Люди как Боги» которого была настольной, наверное, у каждого советского калининградского пятиклассника.
В местном ботаническом саду в начале сентября цветут розы, по второму разу распустилась сирень. На Заяцком острове, где уже несколько столетий стоит церковь Андрея Первозванного, построенная по приказу бывавшего здесь Петра Первого, поля усыпаны ягодами.
В соловецком морском музее рассказывают про жизнь северян-поморов, которые не знали крепостного права. В семьях было по 10-12 детей — растили будущих работников. Жена оставалась за главу семьи, когда мужчины уходили в море на промысел. Семейную систему бытия сломала Первая мировая война, а потом и урбанизация, рассказывают сотрудники музея. Но всё равно для поморов основой жизни долгое время оставались семейственность, общинность и вера — православие. Наверное, в таких суровых местах иначе нельзя, здесь и закладывался русский характер — «сам погибай, а товарища выручай».
Сегодня в посёлке живёт всего 600 человек — потомки военных, которые пришли сюда после того, как был закрыт исправительный лагерь (потом здесь был создан отряд Северного флота, во время Великой Отечественной на Соловках работала школа юнг, которую, в том числе, прошли некоторые участники штурма Кёнигсберга).
Основное место работы местных жителей — музей, поскольку сегодня Соловки — это огромный музейный комплекс под открытым небом, Соловецкий монастырь внесён в список Всемирного наследия Юнеско. И основное предназначение этого места — паломничество верующих по святым местам и дальним скитам. Но пока что туристы на Соловки приезжают разные — мы встретили и коучей, обучающих личностному росту, и участников масштабной конференции по археологии средних веков, и любителей сделать гламурное селфи на фоне древних монастырских стен. На территории острова работает семь гостиниц.
Добраться сюда непросто и дорого — 12 часов на поезде «Санкт-Петербург — Мурманск» до Кеми (той самой «Кемской волости» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»), потом до причала, около часа на катере по бурлящему Белому морю. Оно на самом деле очень светлое — гораздо светлее свинцовой Балтики. И над ним иногда сияют всполохи северного сияния.
«Здесь ждут осознанных туристов, — рассказывает пресс-секретарь Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага Денис Яковлев. — Тех, кто бережно относится к нашему историческому наследию».
В 2029 году будет отмечаться 600-летие создания первого монашеского поселения на Соловках. Монастырь, церковь, вера — это главное, на чём делают сегодня акцент музей и местные жители. Фонд занимается реставрацией музейных стен и зданий более поздней постройки, а также помогает местным жителям — строит полигон сортировки ТБО (мусор отсюда не вывозили половину столетия), планирует новый причал, дороги, организовывает экскурсии для местных детей в «большую Россию», проводит экологические и познавательные мероприятия.
В начале сентября на Соловках традиционно проходит симпозиум современного искусства (12+), который помогают организовывать местные архангельские меценаты из «Соловки-отеля» в партнёрстве с радио «Модерн-Северодвинск» и Фондом. В этом году симпозиум носил название «Арт-Берег» — журналисты из Архангельской области, Крыма, Санкт-Петербурга и Калининграда знакомились с местными достопримечательностями, а московские, архангельские и крымские художники писали картины — то, как они видят местные берега.
«Идея объединяет берега Чёрного и Белого морей и людей, живущих на Земле, в разных точках страны, но дышащих одним воздухом искусств, — рассказывает идейный вдохновитель и организатор пресс-тура главный редактор портала „Беломорские новости“ Ольга Голубцова. — Берег монастырских соловецких стен послужит символом Истины, к которой стремится человек. Нужно только выйти на берег Соловков, почувствовать гармонию природы, связывающую мир земной и небесный, и не расплескать, сберечь обретённое здесь состояние душевного равновесия и наступающего спокойствия».
Текст: Оксана Майтакова, фото: Александр Кадников, Сергей Орлов и Денис Яковлев
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter