Брянские милиционеры отыскали наркоторговца в Калининграде

Все новости по теме: Наркомания, наркоторговля

Как известно, Калининград является самым “европейским” городом России. Область отделена от “основной” части страны не только географически, но и, скажем так, “духовно”. Бывший Кенигсберг – особая экономическая зона, в которую активно проникает не только западный капитал, но и дух западной культуры. Однако этот дух не всегда оказывается свежим.

Пороки в Калининграде такие же, как и в российской глубинке, просто более “продвинутые”. Тамошняя молодежь перед походом на дискотеку не портит кожу рук инъекциями макового экстракта, не вдыхает дым конопляных косяков, и уж, тем более, не пьет купленный за двадцатку у соседской бабули самогон. В Европе все гораздо проще – прямо во время дискотеки глотаешь таблетку и ближайшую ночь организм отравляется наркотиком “с комфортом”. Опьянение без уколов, без вкуса и запаха – вот как наркоторговцы рекламируют “экстази”, вещество, которое в обиходе также называется “таблетками радости”.

Именно на это отличие в молодежной наркокультуре обратил внимание Александр Горелов, которому довелось переехать из Трубчевского района поближе к Европе. Вчерашний провинциал быстро сориентировался и – решил приобщить к “благам цивилизации” своих земляков. Естественно, с выгодой для себя. Поток таблетированной “радости” хлынул с западных рубежей в Брянскую область...

В середине 2004 года южные районы Брянщины стали буквально задыхаться от распространившейся наркомании. Активная работа правоохранительных органов позволила задержать несколько торговцев зельем, в том числе и некоего Ковалева, который позже был осужден. Но наркосеть оказалась крупной и разветвленной. Как выяснили оперативники УБОП, одну из ее ветвей контролировал брат Ковалева, который среди прочего был причастен к поставкам “экстази” из Калининграда. Началась оперативная разработка суземско-трубчевских наркоторговцев.

Когда убоповцы проводили контрольные закупки у Ковалева – неожиданно оказалось, что дело придется иметь с целым синдикатом. Предложения звучали примерно так: “Нужны колеса – достанем колеса. Нужна трава – будет трава. Нужен ствол – продадим ствол”. Как говорится – весь сервис. Для полноты картины типичного криминального бизнеса разве что “крышевания” проституции не хватало...

Сотрудники милиции, которым пришлось играть роль наркоторговцев из областного центра, – выяснили, что в орбиту преступной деятельности вовлечены шесть человек. Это старые знакомые: бывший сотрудник погранслужбы Ковалев – был организатором “бригады”, жители Суземки Качурин и Селеонов отвечали за поставки и распространение марихуаны из Украины, таблетки “экстази” – Горелов поставлял из Калининграда через трубчевского предпринимателя Мамедова, а суземец Рыбаков, валютный меняла, занимался оружием.

Для проверки решили взять пробные партии – всего понемногу: “корабль” (спичечный коробок) марихуаны, несколько “колес” и “ствол” – револьвер “Наган”. Поставщики не подвели, однако много таблеток Горелов везти не решился. Когда едешь из России в Россию – тщательной таможенной проверки вообще-то не проводится. Но обыск вагонов – вещь все-таки неизбежная, и чтобы на границе не возникло вопросов – нужно хорошо подумать. Горелов подумал, и решил воспользоваться способом, который описан в одной из книг о Шерлоке Холмсе. Наркотики были спрятаны… на самом видном месте.

Тщательно досмотрев вещи, таможенники не обратили внимания на пузырек из под витаминов, который спокойно стоял на столике в купе. Впрочем, с более крупными партиями, которые затребовали новые клиенты, этот фокус уже не мог пройти. Поэтому – “наркоторговцы” из Брянска получили приглашение самостоятельно посетить российский анклав в Западной Европе.

А вот с марихуаной было куда проще. Та часть Европы, откуда поставляли высушенную коноплю – была совсем рядом. Славу Афганистана и Голландии в последнее время активно оспаривает другая наркостолица – Украина. “Прозрачная” граница позволяет в огромных количествах возить в Россию “дурь”, выращенную на сельских плантациях “оранжевого” государства.

Для приграничных жителей стать наркокурьером – проще простого. Пару раз возможности такого бизнеса успешно демонстрировал Селеонов. На принадлежащей Ковалеву машине “коллеги по наркобизнесу” подъезжали к российско-украинскому пункту пропуска “Зерново”, что в Суземском районе. Селеонов получал от подставного покупателя деньги, переходил границу и через пару часов возвращался уже “затаренный” крупной партией марихуаны.

При этом такие “ходки” продавцы наркотиков, судя по всему, могли совершать в неограниченном количестве. Можно только представить, какой простор для криминального бизнеса открывался в южных районах Брянщины…

То же самое касалось и оружия. Суземка среди прочего печально знаменита своими “черными копателями”. Не так давно предмет раскопок взорвался дома у одного из “археологов”, оторвав ему руки. Однако подобные примеры мало кого смущают. После продажи “Нагана”, который, несмотря на свой 90-летний возраст, оказался пригодным для стрельбы, оперативники услышали следующие предложения: пулемет и снайперская винтовка. Однако более всего заинтересовали правоохранителей именно таблетки “экстази”, за которыми пришлось собираться в Калининград.

В принципе – “синдикат” можно было задержать и без этой контрольной закупки. Доказательств преступной деятельности каждого из участников группы – вполне хватало. Однако брянские милиционеры мыслят более масштабно – если есть шанс “выйти” на поставщиков более крупных оптовых партий наркотических таблеток, нужно им воспользоваться. Нужно раскрыть всю цепочку – и тем самым спасти от сетей наркомафии не только Брянщину, но и Калининград, а также другие регионы-потребители.

Командировка на Запад обернулась многочисленными проблемами. Для последней контрольной закупки требовалась огромная сумма – 20 тысяч долларов. Для того, чтобы такая наличность оказалась в руках оперативников – пришлось обращаться в Министерство внутренних дел. Нужно было также заранее договариваться с калининградскими коллегами, которые могли сами провести закупку и задержание – вне контекста крупного уголовного дела, давно расследуемого в Брянске. Требовался также четкий и надежный план действий. Ведь все прекрасно осознавали: из Калининграда нужно возвратиться с успехом, потому что второй попытки не будет.

Группу брянских милиционеров, которые отправились в непростую командировку, возглавил начальник отделения Следственного управления при УВД области по расследованию преступлений, совершенных организованными преступными группами, подполковник юстиции Андрей Труфанов.

Следователь и пятеро сотрудников УБОП наладили контакт с местной милицией, установили прослушивание телефонов Горелова и наружное наблюдение за ним. Поддерживалась постоянная связь с Брянском, где в случае каких-либо осложнений старший следователь СУ при УВД Алексей Ольховский был готов дать команду на задержание остальных участников группы. Все было готово к финальному аккорду операции.

Однако вместо скорого триумфа милиционеров ждала тяжелая, напряженная неделя. Когда Горелов узнал, что покупатель из Брянска прибыл в город, он начал судорожно обзванивать своих поставщиков, предлагая продать крупную партию “экстази”. Но своих денег у него в тот момент не было, а давать ему товар в кредит никто не хотел. Рисковать государственными деньгами милиционеры тоже не стали, и Горелову пришлось самому решать возникшую проблему.

Нервные дни начались для всех. И не только дни, но и ночи. Как оказалось, наркоторговец и сам был не прочь употребить свой товар, после которого он в наркотическом угаре был готов целые ночи шататься по Калининграду без определенной цели. Чтобы не пропустить момент покупки крупной партии – оперативникам пришлось сопровождать Горелова круглосуточно, в самых разных местах. Кроме того – психостимуляторы, к числу которых относится и “экстази” – вызывают не только бессонницу, но и сильные приступы паранойи, мании преследования. И в конце концов – Горелов заметил слежку.

Первым, кто об этом узнал, был покупатель из Брянска. Для того, чтобы оправдать задержку обещанного товара, Горелов пожаловался ему на местных милиционеров, которые следят за ним и не дают вести переговоры. Хотя дело было совсем не в этом: наркоману никто не давал в долг ни таблеток, ни денег.

Тем временем Горелов не терял надежды на успех. Каждый день он выходил из дома, звонил жене, которая из окна должна была наблюдать, нет ли за ним “хвоста”, и направлялся за таблетками. Пока шли поиски крупной партии – он решил покупать и продавать гостю из Брянска по пять “колес”, чтобы обеспечить себе хоть какую-то прибыль. Но всем уже становилось ясно: таблеток на 20 тысяч долларов Горелову не достать. Свои возможности он явно переоценил. А ведь так хотелось сорвать крупный куш, а в перспективе – обеспечить себе постоянный и солидный доход…

Напряженные дни завершились сценкой, которая изрядно позабавила брянских милиционеров. Когда Горелова задержали – он увидел недалеко от себя оперативника, который, собственно, и проводил контрольные закупки. Еще не зная о его истинной роли, наркоторговец закричал: “Держите его, это барыга из Брянска! Он положенец, у него куча денег, держите его, а то он меня убьет, или в Брянске меня его бандиты завалят!” Наверное, именно так и рождаются домыслы о милиционерах, которые занимаются преступным промыслом…

Ну а дальше началась рутинная милицейская работа: оформление ареста, изъятие наркотиков и денег, предъявление обвинения, назначение экспертиз, – в общем, все то, что сухо называется первоначальными следственными действиями. По закону – уголовное дело о калининградских эпизодах продажи таблеток нужно было на время “уступить” местному следователю, который потом передаст его в Брянск. Брянские оперативники также передали свою информацию по связям Горелова калининградским коллегам – для дальнейшей “отработки” наркопоставщиков.

А тем временем в Брянской области начались задержания остальных участников группы. Двоим из них уже было известно об аресте Горелова. Родственники калининградца позвонили Мамедову и сообщили: “Вы же ментам наркоту продавали!”. Бизнесмен передал это Ковалеву, и решил скрыться. Однако долго прятаться Мамедов не захотел, он просто выждал время. А когда понял, что следствие располагает исчерпывающей информацией о его деятельности – трезво оценил свои шансы и принял решение оформить явку с повинной. Тем временем Ковалев, предупрежденный о возникшей проблеме, успел избавиться от приготовленной к продаже марихуаны. Но при обыске у него все же нашли одну из “заначек”. Наркоторговец так хорошо ее спрятал, что сам забыл куда…

Необычным было задержание Селеонова, который по своей “легальной” специальности работал парикмахером. Сотрудники милиции в гражданской одежде пришли на его рабочее место и увидели, что “Толик-парикмахер” как раз наполовину постриг очередного клиента. Других мастеров в парикмахерской не было, и для того, чтобы законопослушный гражданин не пострадал – задержание пришлось отложить. Милиционеры заняли очередь и терпеливо ждали окончания стрижки. Тех, кто пытался занимать за ними – честно предупреждали, что Толик сегодня не освободится.

Арест состоялся по окончании стрижки. Когда Селеонов увидел милицейские удостоверения – подумал, что последнему клиенту все-таки нужно было выдать чек. Но когда на запястьях защелкнулись наручники – вспомнил о том, что за ним есть грехи и посерьезнее…

Ну а самым сложным было этапирование в Брянск Горелова, которое состоялось лишь спустя три месяца после задержания. Перевезти арестанта через территорию независимых государств оказалось труднее, чем ему в свое время по тому же маршруту перевезти наркотики.

Следствие продолжалось шесть месяцев. Доказательства преступной деятельности были неопровержимы: видеосъемка закупок, аудиозаписи разговоров обвиняемых, показания свидетелей, задержание с поличным. Все это позволяло надеяться на жесткий и справедливый приговор. Однако состоявшийся в конце ноября 2005 года суд разочаровал всех, кроме самих обвиняемых.

Все, кроме Ковалева, получили условные сроки. Мамедов – четыре года, Селеонов – три с половиной года, Качурин – пять лет, Рыбаков – два года, Горелов - четыре с половиной года. И это несмотря на то, что Уголовный кодекс предусматривает за наркоторговлю от пяти до двенадцати лет лишения свободы, а в деле фигурировали крупные и особо крупные партии наркотиков. В случае с Качуриным ситуация выглядит особенно странно – условный срок ему достался несмотря на непогашенную судимость по аналогичному обвинению, то есть несмотря на откровенный рецидив. Да и вообще приговор выглядит как-то странно: случай с калининградским задержанием расписан в доказательной части, но отсутствует в части обвинительной! Случайно ли так получилось? Или же этот эпизод на самом деле вышел из поля зрения суда?

Неудивительно, что приговор прокуратура сразу же опротестовала. Однако рассказать об итогах новых слушаний мы не можем – они по различным причинам постоянно откладываются. Такое впечатление, что курс взят на затягивание рассмотрения этого дела.

И если даже назначенные сроки станут не условными, а реальными – окажется, что некоторые из обвиняемых уже отбыли их в следственном изоляторе. К тому же адвокаты уже подготовили кучу жалоб, которые тоже потребуют судебного рассмотрения.

В общем, окончательный приговор мы в любом случае услышим не скоро. А тем временем – дело трубчевско-суземских наркоторговцев может принести пользу обществу уже сейчас – при помощи средств массовой информации. Эта статья – пусть послужит предостережением для тех, кто сегодня хочет попробовать себя в презренной и опасной роли наркодилера. Поверьте: таблетки с веселым названием “экстази” не принесут вам никакой радости. Они несут только беды…

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Брянск.Ru

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.