Карманники "работают" в городском транспорте не только по ночам

Автобус №7 остановился у Центрального рынка. Из салона, переполненного пассажирами, как всегда спешащими утром на работу, с руганью, стонами и сетованиями на тесноту стали выбираться люди. Привычная, согласитесь, картина. Причем и на автобусах других городских маршрутов, давно облюбованных прошедшими «воровские университеты» карманниками.

Кто-то, очень похожий на Кротова

- Ой, помогите! Кошелек украли! - зарыдала в автобусе, наполовину опустевшем на остановке у Центрального рынка, молодая девушка. - Только что был в сумочке. На предыдущей остановке смотрела. Там же у меня все - и деньги, и паспорт.

Неподдельные слезы, мгновенно размазавшаяся на лице тушь вызывают сочувствие у тех пассажиров, которые едут дальше в автобусе.

- Я, наверное, видела этих «щипачей», - бросает женщина в норковой шубке. - Рядом со мной терлись двое. Один из них то к сумочке прислонится, то пакет руками ощупает.

- Что же вы молчали? - с упреком спрашивает подошедшая к месту преступления кондуктор. - Надо было кричать.

- Так у вас же до рынка всегда все едут тесно, как кильки в банке. Да и я только посмотрела ему в лицо, поняла: лучше уж помалкивать. Он одну руку сунул себе под пальто. Вдруг там нож?! Хотя, может, это и кто-то другой у девушки кошелек вытянул.

Автобус, который, что примечательно, так и не покинула пострадавшая, идет дальше.

- Что же ты не вышла? Надо было сразу в милицию! По горячим следам могли бы найти. Воры-то наверняка сейчас где-то в районе Центрального рынка.

Но девушка явно смирилась с утратой денег и документов.

- Я же никого не видела, что мне в милиции говорить? - всхлипывает она. - Да и на работу нельзя опаздывать. Может, если не совсем уж они сволочи, так хотя бы паспорт вернут. В сумочке у меня визитки с телефонами были.

- Точно, милиционеры, если им пальцем не ткнуть на «щипача», даже не пошевелятся, - вступает в разговор мужчина. - Хмыкнут, да в лучшем случае посоветуют в другой раз бдительнее быть.

Коротая время в пути (эта история, свидетелем которой оказался журналист «Калининградки», случилась на днях), пассажиры сами начинают расследование преступления.

- Так как вы говорите, выглядели те двое? - обращается кондуктор к даме в норковой шубе.

- Один в коричневом пальто. Другой, кажется, в черной куртке. У обоих короткая стрижка. И возраста они примерно одного - около тридцати лет.

- Тогда, значит, уже опытные ворюги, - замечает мужчина. - Ну, а еще какие приметы?

- Один мне почему-то своим видом напомнил этого, как его... Из фильма «Противостояние»...

- Басилашвили, что ли? - хмыкает мужчина.

Женщина в норке, поразмыслив, отвечает:

- Нет, не Басилашвили. Не помню фамилии актера. Но в фильме он играл Кротова.

Кондуктор, «обилетив» новых пассажиров, вновь подключается к «расследованию»:

- Двое таких вот, как вы их описали, часто у меня ездят. Садятся у «Вестера» на Горького, или у стадиона «Трудовые резервы». А выходят, как правило, вместе с толпой у рынка.

- Ну вот, - удовлетворенно констатирует мужчина. - Считай, поймали «щипачей». Теперь можно идти в милицию. Где девица, которую обокрали?

Но она, как выясняется, уже вышла, так и не дождавшись результатов игры пассажиров в следователей.

Пришла беда,

откуда не ждали

Ежедневно в общественном транспорте у калининградцев крадут деньги из карманов, тянут кошельки и портмоне, мобильники. «Щипачи» (от слова «щипка», что на воровском жаргоне означает карманную кражу), как это знают оперативники, трудятся, если так можно выразиться, обычно группами. Кто-то отвлекает жертву. А другой, улучив удобный момент, ворует.

В толпе пассажиров это вдвойне удобнее. Нет даже необходимости отвлекать потенциальную жертву, которую и без того толкают со всех сторон.

В Калининграде с карманниками - «транспортниками», «рыночниками», «уличниками», «театралами» и «майданщиками» (как и в любой профессии, здесь есть специализации) - раньше весьма активно боролись сотрудники уголовного розыска.

Как вспоминают старые оперативники, в нашем крае прежде «щипачей» было не так уж и много. Человек тридцать. И якобы практически всех их милиционеры знали в лицо. А некоторых так и до сих пор не забывают. Как, к примеру, цыганку Розу.

- Ох, и много хлопот она нам доставляла, - вспоминает заместитель начальника управления уголовного розыска УВД Петр Попков. - Причем не одна. Вместе с ней целый «табор» работал.

Цыгане во главе с Розой работали слаженно. Пару человек были на подстраховке. Другие создавали толпу. На короткое время. А украденная вещь быстро передавалась из рук в руки. Еще немного времени. И цыгане шумною гурьбой исчезали. А потом в автобусе или трамвае раздавался крик:

- Средь бела дня обворовали!

Другую категорию карманников составляли так называемые гастролеры. Пока существовал Советский Союз, откуда только они ни приезжали в Калининград!

Бывало, даже из Владивостока наведывались. Но как только дорога в наш регион оказалась перекрыта несколькими границами, поток желающих «пощипать» калининградцев, на взгляд специалистов, поубавился.

Что касается местных карманников, то, как считают наши оперативники, их с каждым годом становилось все меньше. Прежде всего - стараниями милиции. И, казалось, недалек тот день, когда можно будет вовсе не бояться за свои карманы или сумочки.

Однако пришла беда, откуда ее не ждали. Принимая новый Уголовный кодекс РФ законодатели отнесли карманные кражи к малозначительным преступлениям. И теперь они из компетенции криминальной милиции перешли под надзор милиции общественной безопасности (МОБ).

В связи с этим в управлении уголовного розыска было сокращено отделение по раскрытию карманных краж. То есть, получается, что ныне бороться с карманниками должны не опытные оперативники, а участковые, сотрудники патрульно-постовой службы, работники ГАИ, вневедомственной охраны и прочих подразделений МОБ, у которых, понятное дело, и других забот хватает.

Сообща поймаем «щипача»!

Летом 2004-го Попков, возглавлявший тогда отделение имущественных преступлений управления уголовного розыска нашего УВД, на страницах нашей газеты так объяснял увеличение количества карманных краж:

- Да потому, что лето. Сезон. В область приезжает много людей, все едут на море. В трамваях, в электричках - столпотворение. Вот воры этим и пользуются.

Павел Олегович сетовал и на то, что взять лихоимца с поличным крайне сложно. И на то, что граждане крайне неохотно дают свидетельские показания.

С тех пор, похоже, ситуация только усугубилась. «Щипачи» не ждут лета. Воруют и зимой, и весной, и осенью. С кармана по «сотке» - «щипачу» на зарплату.

А карманники видят, что наворовали много, отправляются на каникулы. Отдыхать. Но им на смену приходят другие.

Взять с поличным карманника крайне сложно. И это под силу только специально подготовленному милиционеру. А где они?

Вот и слышим мы все чаще в автобусах и трамваях, а также на рынках вопли очередной жертвы:

- Помогите, люди добрые! Обворовали средь бела дня! Последние деньги пропали!

А карманников уже и след простыл. Как поется в одной из песен группы «Лесоповал» на стихи Танича: «Мы - «щипачи», по-крупной не воруем. Мы - «щипачи», мы не воруем по ночам».

Утро, когда калининградцы едут на работу. День, когда они заходят в магазины или сберкассы. Вечер, когда люди возвращаются в опять же переполненных автобусах и трамваях с работы. Все это время они рискуют оказаться в зоне внимания «щипача». И стать его жертвой.

Чаще всего это происходит у Центрального рынка, где традиционно много желающих воспользоваться общественным транспортом или выйти из салона. Такая же ситуация, по нашей информации, в районе эстакадного моста (с его обоих концов), у Южного и Северного вокзалов.

Знают эти и другие маршруты и в милиции. Да только оставшимся там «жегловым» приходится всем заниматься - от надзора за мусорными свалками до заботы о детях-сиротах. Оно, казалось бы, и неплохо. Но вот «щипачи» вроде Кирпича из популярного телефильма этому только рады.

Так, может, сами проявим активность? Будем не только бдительны в автобусах и трамваях, но и попробуем сообща поймать хотя бы одного «щипача»?!

Или уж, в крайнем случае, попытаемся осложнить им «работу»? Пожалуй, каждый из нас время от времени если и не становится сам жертвой кражи, то видит подозрительных людей. А порой обращается и в милицию. Как выясняется, это, зачастую, никакого эффекта не приносит. Так ли это было у вас?

Рассказывайте нам о своих историях - звоните или пишите в редакцию! Рассказывайте о приметах «щипачей» и облюбованных ими маршрутах. Сообща попробуем добиться того, чтобы как можно реже им сопутствовала удача.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.