Суда горят, чиновники бездействуют

Около 150 объектов морского транспорта, в том числе и 42 морских торговых порта в России, как утверждается в письме руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслава Рукши (от 12 июля 2004 года), охраняются силами различных автономных негосударственных структур. То есть различными частными охранными предприятиями (ЧОП), службами безопасности собственников и т.д. Между тем речь идет, как правило, об объектах государственной важности или стратегического значения. И в условиях угрозы террористических актов, естественно, они должны охраняться государственными структурами. Несмотря на создание ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса России», в российских портах не спешат следовать указаниям Минтранса. В Калининградской области, в акватории Калининградского залива, к примеру, это уже привело к настоящей войне между рыбаками и охранниками ЧОП «Центр безопасности».

Квоты еще есть, а сетей уже нет

26 мая в Калининградском заливе пропал сотрудник частного охранного предприятия «Центр безопасности» Николай Григорьев. Через день, 28 мая, по подозрению в убийстве были задержаны рыбаки Андрей Альфимов и Дмитрий Закревский, которые в день убийства на моторной лодке проверяли в заливе рыбные ловушки. На допросе Альфимов показал, что около Зеленого острова они увидели катер Григорьева. Дмитрий остался на берегу, а когда Альфимов, проверив в заливе ловушки, вернулся на остров, увидел, что Закревский якобы выбрасывает в воду нож.

Кстати, арестовывать их милиция приехала не одна. В группе был и Павел Субботин, бывший военный контрразведчик, капитан-лейтенант запаса, руководитель частного охранного предприятия «Центр безопасности».

Альфимова отпустили сразу после допроса. Закревский остался в следственном изоляторе города Балтийска. Жители города Светлый, соседи Альфимова, утверждают, что из Балтийска он приехал избитый, с синяками на лице – сам Андрей это отрицает.

Между тем через три недели у него подожгли рыболовный бот. После чего он тут же заключил с «Центром безопасности» договор на охрану орудий лова – по нему фирме Субботина причитается от 6 до 15 тыс. руб. в месяц. 17 июля ночью в Светлом был подожжен дом Дмитрия Закревского. В ночь с 26 на 27 июня сгорело и рыболовное судно «КМ-0730», принадлежащее частному рыболовному предприятию Закревских. У этой семьи – одной из немногих, рыбачивших в заливе, не было договора с «Центром безопасности». К причалам межколхозной производственной базы, где дислоцируется в основном весь частный рыбацкий флот, на лодке с подвесным мотором прибыли некие люди, демонстративно отогнали в морской канал бот Закревских и подожгли прямо у острова напротив Светлого.

Свидетели (матросы и механики, стоявшие в ту ночь на вахте) утверждают, что на одежде поджигателей были фирменные шевроны «Центра» – да и в лицо субботинских охранников многие знали. Но называть фамилии и имена поджигателей не решаются – боятся, что их может постичь та же участь. Остатки сгоревшего бота до сих пор торчат возле фарватера у острова между двумя вешками.

ИЧП Закревских руководит Галина Анатольевна, мать Дмитрия. Работников у нее всегда было немного: сын, муж Леонид, да еще трое человек, пришедших из разваливающегося рыбколхоза «За Родину». Предприятие никто не охранял – и рыбаки часто находили свои сети на промысле уничтоженными и без рыбы. Теперь сын в следственном изоляторе, а рыбаки увольняются – вооруженные люди доходчиво объяснили им, что работать на Закревскую не стоит. Так что частное предприятие рыбу больше не ловит.

Не выходит на промысел и владелец рыболовецкого ИЧП Николай Марченков, хоть и имеет квоты на вылов салаки, судака и угря до 2007 года. У него, так и не заключившего договор с «Центром безопасности», еще в апреле, в разгар путины, порезали 12 ставных салачных неводов.

Галине Анатольевне Закревской и ее беременной невестке Вике, по их словам, постоянно угрожают по телефону. Мол, если Дмитрий не признается в убийстве Григорьева, его жена не доживет до родов, да и остальным членам семьи «мало не покажется». Но Дмитрий Закревский, по словам заместителя прокурора Балтийска Маргариты Бахтиной, курирующей следствие, в убийстве не признается. Орудия преступления – ножа, о котором говорил Альфимов, – оперативники не нашли.

Обезображенный труп Николая Григорьева был обнаружен случайно 11 июня, при работе земснаряда. Меру пресечения Дмитрию Закревскому не изменяют. Посетить следственный изолятор и поговорить с обвиняемым прокурор области Вячеслав Чулков корреспонденту «НГ» не разрешил. Но попросил, чтобы обиженные «Центром безопасности» рыбаки написали ему лично официальное заявление. Но люди отказываются: многие из них убеждены, что правоохранительные органы просто-напросто покрывают Субботина.



43 километра «частной собственности»



В декабре 2000 года фирма Субботина заключила с морской администрацией порта Калининград договор на охрану 43-километрового морского канала, со всей его производственной территорией на дамбовых искусственных островах, с навигационным оборудованием. С тех пор ни частники, ни колхозники не могут попасть на промысел, не замеченные субботинцами. Казалось бы, все это хорошо, но почему-то гораздо чаще, чем раньше, в заливе стали пропадать рыбацкие сети (вместе с рыбой), а круглосуточно дежурящие охранники из Балтийска стали активно предлагать рыбакам заключать договора на охрану.

Поскольку не согласившиеся обычно сразу же после этих предложений находили свои сети порезанными, рано или поздно договор с ЧОП Субботина подписывали почти все. Ежемесячная плата за охрану частных ловушек – 300 долл. Однако не все из пяти десятков рыбопользователей, как колхозных, так и частных, довольны работой «Центра безопасности».

«В настоящее время сложилась крайне негативная обстановка с соблюдением законности и правопорядка в Калининградском заливе, – сообщал в письме на имя тогдашнего вице-губернатора области Саввы Леонова (ныне находящегося под следствием за получение взятки в размере 150 тыс. долл.) председатель правления Калининградского союза рыболовецких колхозов Олег Твердохлеб. – При промысле салаки, леща, судака неизвестными лицами уничтожаются орудия лова, чем наносится большой ущерб рыбодобывающим предприятиям».

Далее идет скорбный перечень: у рыболовецкого колхоза «За Родину» полностью порезаны 60 сетей, колхозники из «Рыбака Балтики» остались без салачных неводов и т.д. По мнению многих рыбаков, фирма Субботина не только и не столько охраняет острова – она фактически контролирует весь рыбный промысел, подменяя функции инспекторов рыбоохраны и Запбалтрыбвода.

«Я обеспокоена за свою жизнь, жизнь моих детей и близких мне людей, – пишет в письме на имя начальника УВД Калининградской области генерал-майора Сергея Кириченко гендиректор ООО «Рыбопромысловая компания» («РПК») Светлана Осипова. – Примерно с весны 2002 года директор ЧОП «Центр безопасности» Субботин П.И. неоднократно предлагал администрации ООО «РПК» услуги по охране промыслового вооружения... Мы ответили отказом. С этого момента каждый месяц происходит уничтожение нашего промыслового оборудования… На сегодняшний день ущерб составляет около 3 млн. руб.»

При этом, по словам Осиповой, Субботину помогает старший специалист отделения пограничного контроля «Балтийск» капитан 3 ранга Виктор Парфилов, который незаконно проводит досмотр судов совместно с вооруженными сотрудниками ЧОП «Центр безопасности». «Необходимо отметить, – подчеркивает Осипова, – что от фирм, заключивших договора с ЧОП Субботина, нам передают, что как только мы заключим договор по охране имущества, все вопросы с пограничниками будут решены, кража и уничтожение промыслового оборудования прекратятся…»

Жалобы на Парфилова и Субботина поступили в прокуратуру и от жителей Светлого Игоря Довгия и Петра Пасарюка. Им протаранили лодку, после чего заковали в наручники. И хотя после этого органы дознания направили в прокуратуру представление с просьбой привлечь к уголовной ответственности «Центр безопасности» (за злоупотребление служебным положением, необоснованное применение наручников и причинение материального ущерба имуществу Пасарюка, сопровождавшееся угрозой для жизни), прокуратура Светлого не приняла никаких мер.

Командование калининградского погрануправления утверждает, что никто и никогда не уполномочивал офицера Парфилова досматривать вместе с «Центром безопасности» рыболовные суда и разбираться с так называемыми нарушителями пограничного режима. Почему капитан 3 ранга решил, что в его обязанности входят функции рыбоохраны и балтийской пограничной морской инспекции на побережье Калининградского залива и всего Калининградского морского канала, так и осталось неясным.

Впрочем, прокурор области Вячеслав Чулков пообещал разобраться в этом деле. Но пока дальше слов о желании помочь рыбакам у чиновников дело не идет...



Мэра оставили без рыбалки



Недовольны не только промысловики, но и туристы, рыболовы-любители из Калининграда и Светлого, которых охранники Субботина не пускают порыбачить на Зеленые острова, превратив их – без соответствующего постановления правительства – в запретную пограничную зону. Если исходить из Федерального закона «О госгранице», то пограничная зона во внутреннем морском водоеме сегодня начинается на Калининградском заливе в пяти километрах от линии государственной границы с Польшей, но никак не на Зеленых островах морского канала, у Светлого и Приморска…

«В советские времена Зеленые острова были любимой зоной отдыха тысяч калининградцев, – вспоминает глава администрации Светловского городского округа Александр Григорьев. – Сюда ежедневно ходила «ракета» из Калининграда, а охрана навигационного оборудования, обеспечивающего проход из Балтийска в Светлый и в калининградские морские порты, осуществлялась на государственном, а не на частном уровне. Судов было в сотни раз больше, чем сейчас, но никаких убийств и массовых краж портового имущества не было! Местные власти Гурьевского, Октябрьского, Балтийского районов, городов Светлого, Балтийска, Приморска были заинтересованы в том, чтобы поддерживать порядок на географически принадлежащих им Зеленых островах. А сейчас все решает «Центр безопасности»! Я даже не могу выйти в канал, посидеть с удочкой, не имею права организовывать на островах празднование Дня рыбака и просто отдохнуть в живописном уголке дамбовой насыпи. Уже пару раз субботинцы, прекрасно зная, что я – мэр Светлого, угрожая оружием, требовали предъявить документы».

Григорьева так «достали» чоповцы, превратившие залив в свою вотчину, что он вынужден был обратиться за помощью к земляку, председателю комитета Государственной Думы РФ по обороне генералу Виктору Заварзину. «Я попросил его помочь покончить с беспределом Субботина, – заявил «НГ» мэр, – по сути, превратившего свое частное охранное предприятие в преступную группировку».

Кстати, генеральный директор межколхозной производственной промысловой базы (МПБ) Александр Симеонов в свое время тоже заключил договор с «Центром безопасности». Однако в 2002 году вынужден был его разорвать: пропали запчасти для рыболовецкого судна «Залесье», которые охраняли субботинцы… Сумма ущерба – 510 тыс. рублей. Западное управление внутренних дел на транспорте возбудило было уголовное дело, но один из милицейских сотрудников Светлого уговорил за возврат похищенного забрать заявление из линейного отдела милиции на водном транспорте. Запчасти были возвращены – и скандал замяли. Договор об охране, понятно, на МПБ возобновлять не стали…

Однако в морской администрации порта Калининград заключение договора с частной охранной фирмой из Балтийска считают мерой необходимой, поскольку в Калининграде нет денег на систему спутникового телевизионного слежения, установленную на многих зарубежных судоходных каналах.

«После распада Союза у нас началась «железная лихорадка», – заявил «НГ» начальник службы Калининградского морского канала Николай Лядвик. – С островов морского канала стали исчезать буи, металлические кабели связи. Вандалы начали раскурочивать и грабить маяки, навигационное оборудование продавали через торговый порт за границу – как металлолом. Десятки писем с призывом SOS были направлены нами в милицию и прокуратуру: защитите от грабителей морской канал, возвратите украденное портовое имущество! Воры-металлисты угрожают судоходству, из-за них могут погибнуть люди. Но ни один из них так и не был привлечен к суду за материальный ущерб и грабеж имущества морской администрации порта Калининград».

Пять лет – с 1995 по 2000 год – морская администрация порта Калининград переписывалась с правоохранительными органами области! В толстом талмуде – сотни милицейских и прокурорских отписок типа «найти не представляется возможным». 63 акта о нанесении ущерба морскому каналу – на десятки миллионов рублей! За эти деньги наверняка можно было бы купить систему навигационного спутникового слежения или организовать, как в калининградском рыбном порту, милицейскую вневедомственную охрану, оснастив ее современными катерами. Однако все равно предпочли доверить охрану главной стратегической водной транспортной артерии региона частной охранной фирме.



Если нет жалоб, закон молчит



Начальник криминальной милиции ОВД на водном транспорте майор Александр Костюкевич сообщил корреспонденту «НГ», что «группа наших сотрудников выезжала к месту пожара рыболовного бота Закревских, но мы, составив протокол, отправили его для расследования в городской отдел милиции Светлого». Начальник светловской милиции подполковник Сергей Ревебцов любезно объяснил, что материал пришел в Светлый 13 июля, а уже 20-го числа отправлен обратно «транспортникам», потому что ни залив, ни морской канал не являются сферой ответственности светловского горотдела.

Однако заместитель начальника Западного управления внутренних дел на транспорте, начальник криминальной милиции полковник Владимир Королев заявил «НГ», что водная милиция не обслуживает ни Калининградский залив, ни морской канал. Не нашлось ответственных и в Балтийске. И.о. начальника городской милиции майор Андрей Вуколов сообщил, что своих плавсредств на вооружении у балтийского ГОВД нет, к тому же и пограничники их в залив не пускают. Да и с топливом проблемы. Словом, и у милиции Балтийска нет возможности охранять сети рыбаков и ловить браконьеров.

Зато такая возможность есть у частного предприятия Павла Субботина, контролирующего уже весь Калининградский залив – от Мамоново до Прибрежного. То есть частный «Центр безопасности» из Балтийска круглосуточно контролирует морской канал и залив, досматривает суда, незаконно исполняя функции государственных структур.

И даже «Балтийскую нефтеперевалочную компанию» (БНЛ), расположенную в главной военно-морской базе Балтийского флота, в районе пограничного пункта пропуска «Восточный», охраняет все тот же «Центр безопасности».

Охраняет, как выясняется, весьма своеобразно. К примеру, в УФСБ по Калининградской области поступило объяснение от начальника смены наливного перевалочного комплекса БНК Валерия Киева, который обнаружил, что из одной из емкостей на базе в подъехавший бензовоз сливается дизельное топливо, но при попытке записать номер автомашины был избит помощником Субботина Павлом Кравченко...

Заметим, что бывший прапорщик морской пехоты Кравченко в свое время проходил по одному из эпизодов дела известного криминального авторитета спецназовца Андрея Корсика. Правда, доказать вину Кравченко следствию не удалось.

Подобные жалобы крайне редки. И работники БНК, и рыбаки опасаются расправы. Не молчит только сам Субботин. На совещании с участием работников правоохранительных органов и начальника регионального комитета по рыболовству Виктора Осадчего директор ЧОПа смело заявил, что именно он координирует на заливе деятельность всех правоохранительных силовых структур и органов инспекции.

Как известно, в соответствии с Законом «О частной охранной и детективной деятельности» частное охранное предприятие может быть лишено лицензии «за действия, ставящие под угрозу жизнь, честь и достоинство, имущество граждан». Но, похоже, на ЧОП «Центр безопасности» этот закон не распространяется.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Независимая газета

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.