15-й месяц экипаж судна, застрявшего у берегов Африки, не может вернуться в Россию.

15-й месяц экипаж судна "Муссон", застрявшего у берегов Африки, не может вернуться домой, в Калининград.
По официальной статистике, калининградские рыбаки-моряки занимают четвертое место в России по статье "экспорт морской рабсилы": примерно 1300 человек в год отправляются работать под иностранные флаги. Флота под национальным флагом России в самом западном регионе, где каждая третья семья когда-то была связана с морем, практически не осталось. На произвол судьбы брошен судовладельцем у берегов Мавритании экипаж российского судна "Муссон" под флагом Белиза, принадлежащего "Атлантрыбфлоту". 65 членов экипажа вот уже 14 месяцев не получают зарплаты, сообщает Lenta-Kaliningrad.Ru.
- Нас все время обманывали. Когда мужа отправляли на этот корабль, мы не знали, что он заложен, в противном случае ни за что не пошли бы на эту авантюру. От нас просто скрыли информацию, да еще 200 долларов взяли за трудоустройство на этот "Муссон", - со слезами на глазах говорит жена матроса Василия Шпаковского Лариса. - Правильно в свое время говорили, что должна быть одна официальная биржа труда для моряков. А так по городу порядка полусотни контор, занимающихся трудоустройством моряков, и никто ни за что не отвечает.
Первые члены экипажа "Муссона" вылетели на судно еще 25 ноября 2002 года. Тогда "Муссон" еще находился на ремонте, но морякам пообещали, что буквально через полтора месяца корабль войдет в строй. Странным образом полтора месяца растянулись на полгода. Только после прибытия 8 мая 2003 года на судно второй части экипажа, спустя две недели, "Муссон" вышел в рейс, и закипела традиционная морская работа. К середине сентября было выловлено 2 тысячи 300 тонн рыбы. Выполнив свой долг, "Муссон" встал на прикол на внешнем рейде мавританского порта "Нуадибу". Выплатить честно заработанные деньги и отправить домой морякам пообещали буквально через неделю. Потом еще через неделю, потом еще…
Так наступил первый месяц зимы. А 9 декабря мавританские власти арестовали судно за долги по иску фирмы "Данфорд Трейдинг". Как утверждает 1-й механик-наладчик Александр Кривальцевич, работавший в это время на корабле, фирма так и не дождалась возврата своих кредитов предыдущим владельцем "Муссона". Моряки за время рыбалки выловили рыбы на 4 миллиона долларов.
- При этом, - возмущается Лариса Шпаковская, - всем высшим должностям зарплату выплатили, а на простых трудяг-матросов, денег почему-то не хватило. На зарплату требовалось чуть более 300 тысяч. Что же они такие жадные?
Все это время в Калининграде сходили с ума жены моряков, не знающие, почему их мужья, обещавшие вернуться в сентябре, не подают о себе вестей. Всех членов экипажа просто отрезали от связи - капитан не разрешал ни отправлять телеграммы, ни пользоваться радиорубкой. "Муссон" превратился в плавучую тюрьму. Члены экипажа испытывали постоянные перебои в снабжении продуктами, топливом, водой и медикаментами. Им настоятельно рекомендовали отправиться домой без заработка. Мол, продадим судно с аукциона, тогда и вы свои деньги получите.
Несколько человек не выдержали этой пытки и вернулись в Калининград без денег. Только так они смогли дать весточку родным оставшихся на судне товарищей.
- Нам говорили, что суд уже прошел, что скоро этот корабль продадут и тогда наши мужья смогут вернуться и получить деньги, - срывающимся голосом произносит Лариса Шпаковская. - А 5 февраля сообщили, что кораблем стал заниматься мавританский трибунал. А суда еще и не было. Такое отчаяние и безысходность навалились…. Вот уже пятнадцатый месяц мой муж на этом проклятом "Муссоне", а я с двумя детьми не знаю как выживать. Сейчас моряки пытаются любыми способами отстоять свои права. Те, кто остался на судне, готовы объявить голодовку. Те, кто вернулся в Калининград, пытаются найти правду в высших инстанциях - отправив Президенту, генеральному прокурору и губернатору Калининградской области открытое письмо с просьбой о помощи. Ответа пока нет.
С просьбой прокомментировать ситуацию журналисты обратились к владельцу судна - директору "Атлантрыбфлота". Естественно, его не оказалось на месте - командировка.
- Да и когда он вернется, то разговаривать с вами по этому вопросу не будет, - "ласково" сообщила секретарша на другом конце провода.

Не менее драматично складывается судьба экипажа БМРТ "Сатурн", стоящего на приколе в порту Луанда в Анголе. Как рассказала жена старшего помощника капитана судна Вячеслава Костюка Ольга, с начала февраля 9 членов экипажа вынуждены жить на пирсе, не имея средств, чтобы вылететь в Калининград, не имея документов, не имея денег на еду. Помогает команда стоящего в порту Луанды "русскоязычного" судна.
В начале апреля экипаж "Сатурна", который был нанят калининградскими крюинговыми агентствами "Тралфлоткадры" и "Людмила и Елена", вылетел в Намибию. Однако, когда экипаж прибыл, оказалось, что судно в нерабочем состоянии - обнаружились серьезные поломки, которые предыдущий экипаж скрыл. Тем не менее, представители судовладельца - московской компании "Технопарк Интернешнл Лимитед" - заверили, что нужно выйти в море и на заработанные деньги осуществить ремонт. "Сатурн" выловил и заморозил более 200 тонн рыбы, сдал ее в одном из портов Анголы и в итоге оказался в Луанде, где судно арестовали за загрязнение окружающей среды. Заработанных денег экипаж не увидел, а вскоре судовладелец объявил о банкротстве компании.
Часть экипажа добралась до Калининграда, без зарплаты, разумеется. Билет до Калининграда стоит 950 долларов. У Ольги Костюк невольно опускаются руки:
- Я обращалась в самые разные инстанции - в МИД России, комитет по рыболовству обладминистрации, написала письмо президенту России - никакой реакции.
Как правило, ответ у чиновников один - судно под иностранным флагом, это не наши проблемы.
Источник: Regions.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.