У наших границ кружит самолет-шпион

Во вторник в непосредственной близости к границам Калининградской области совершил полет самолет-разведчик НАТО. Воздушное судно дальнего радиолокационного обнаружения и управления АВАКС-3 (другое название "Сенчри") пересек в этот день воздушное пространство Литвы и совершил посадку на литовской авиабазе ВВС в Зокняе. Судно прилетело в Прибалтику с немецкой авиабазы "Гайленкирхен".
По заявлению специалистов Балтийского флота, столь масштабного посягательства на военные тайны наший страны на северо-западных ее рубежах в истории еще не было. Натовский шпион способен не просто сканировать военные объекты на территории Калининградской, Псковской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Смоленской областей, он является еще и суперсовременным центром управления военной авиацией.
25 февраля АВАКС-3 отправился в Эстонию якобы "демонстрировать свои возможности" в рамках программы "Партнерство ради мира". Министр охраны края Литвы Линас Линкявичус заявил, что во время своего полета самолет "не будет проводить слежку за объектами на российской территории". Однако к участию в акции наших военных специалистов не допустили.
Самолеты марки "АВАКС" представляют собой летающую радиолокационную станцию и командный пункт под одной обшивкой. Машины созданы на основе пассажирского самолета "Боинг". Над их хвостовой частью установлен круглый обтекатель поисковой антенны РЛС, диаметром 9,14 метра. Дальность обнаружения воздушных целей - до 550 километров. Максимальная скорость - 855 километров в час. Практический потолок 8 тысяч 840 метра. Радиус действия - более 1 тысячи 610 километров. Максимальная продолжительность полета без дозаправки - более 11 часов.
Как сообщает Lenta-Kaliningrad.Ru, с 16 мая НАТО прекращает патрулирование воздушного пространства США самолетами АВАКС. Связано это с окончанием антитеррористической операции "Игл Ассист". АВАКСы уже отлетали в общей сложности 4 тысячи 300 часов.
24 февраля Совет безопасности Индии заключил сделку на 36 миллионов рупий на покупку самолетов АВАКС. "Летающими платформами" для системы АВАКС станут переоборудованные самолеты "Боинг-707". В Индии система АВАКС создается с 1985 года. В 1998 году потерпел катастрофу единственный индийский экспериментальный самолет с этой системой на борту. Интересно, что индийские министры предпочли АВАКС российским "А-50".

Командующий Балтийским Флотом Владимир Валуев:
- Полет самолета-разведчика у наших границ - не первый и не последний случай. Никаких провокаций не произошло, наша система ПВО следила за всеми его действиями в режиме повышенного внимания. И "увидел" он только то, что мы ему "показали". Самолет не несет вооружения, преследует только разведывательные цели. Он способен управлять мощными военно-воздушными силами, группировок которых пока нет у стран-соседей. Очевидно, что их вступление в НАТО принесет новые проблемы. А новую тактику, во всяком случае, разведывательную, - мы уже наблюдаем. До сих пор этот АВАКС дислоцировался в районе Северного моря, в зоне, недоступной для наших ПВО. Теперь он появился в Литве, Эстонии, в непосредственной близости от наших границ. Радиус его действия - 1 тысяча 200 километров. Легенда - освоение аэродромов прибалтийских республик. Что за этим "освоением" последует, я думаю, секретом не останется.

Консул Литовской Республики в Калининграде Юргита Янкунине:
- Я, как и многие, узнала об этом из средств массовой информации. Никаких распоряжений и комментариев из МИДа Литвы по этому поводу мы не получали. Мы всегда говорили, что Калининградская область - наш самый близкий сосед и один из приоритетных регионов сотрудничества. Литовская Республика никогда не предоставит свою территорию для ведения каких-либо антироссийских акций, направленных на подрыв безопасности страны.

Начальник пресс-службы Балтийского флота Анатолий Лобский:
- Попытки воздушного шпионажа ведутся постоянно. Еженедельно несколько самолетов-разведчиков находятся вблизи наших морских границ. Однако нарушения воздушного пространства России довольно редки. Последний такой случай был четыре года назад, когда реактивный самолет "Л-29", совершающий перелет из Латвии в Англию, вторгся на территорию Калининградской области и, не обращая внимания на указания наших сил ПВО, не реагируя на вызовы диспетчера, попытался скрыться. Пришлось вынуждать его к посадке с применением дежурного истребителя СУ-27. По заключению наших специалистов, это было ничто иное, как разведка калининградских стационарных радиолокационных пунктов и систем ПВО. Сегодня в действиях АВАКСА нет нарушений международных юридических норм. Но столь масштабного случая шпионажа с привлечением таких средств да еще с территории прибалтийских республик еще не было. В случае вторжения "Авакса-3" на территорию Калининградской области действия наших расчетов ПВО, которые находятся в постоянном боевом дежурстве, были бы адекватны сложившейся обстановке.

Как сообщило Командование Балтийского флота, 25 февраля самолет-шпион продолжил свою работу в воздушном пространстве Литвы. Одновременно с ним в небе Польши был замечен самолет такого же класса, принадлежащий ВВС Франции. Настораживает и время, выбранное для проведения этой акции. В настоящий момент в российских Вооруженных силах продолжается стратегическая командно-штабная тренировка, в которой принимают участие войска Ленинградского и Московского военных округов. Штаб флота с сожалением констатирует, что подобные действия не способствуют укреплению мер доверия и развитию сотрудничества, которые неоднократно подтверждались в ходе предыдущих международных военно-морских учений.
Источник: Regions.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.