Дело о пропавших миллионах

Все новости по теме: Правительство области

На фоне громких финансовых скандалов последних лет история судебной тяжбы предпринимателя из Калининграда Олега Старченкова, конечно, выглядит незначительным эпизодом, который интересен лишь сторонам, в нем участвующим. Но это как посмотреть. На самом деле не бог весть какая драматичная история судебных мытарств нашего героя во многом описывает те проблемы, с которыми ежедневно сталкивается российский бизнес.

В 1997 году вместе с известными в городе предпринимателями Дмитрием Чепелем и Эдуардом Куровским Олег Старченков выступил учредителем предприятия «КСШК Трансэкспедиция», которое занималось экспедированием грузов и оформлением таможенных документов.

Двое последних попытались заключить, по мнению Старченкова, сомнительную сделку. Старченков, который занимался на предприятии реальным ведением дел, выступил против.

В ходе противостояния нанятый гендиректор ООО «КСШК Трансэкспедиция» Николай Фоменко уволил за прогулы Ольгу Куровскую, жену Эдуарда, которая работала на фирме юрисконсультом. Та обратилась с заявлением в прокуратуру, посчитав самоуправством действия... Старченкова, хотя последний приказ об увольнении не подписывал. Его даже не было в эти дни в области. О случившемся он узнал по прибытии домой.

Тем не менее уголовное дело было заведено.

Существенная деталь: мать Куровского - Л. Н. Куровская - долгое время проработала на различных должностях в системе прокуратуры области. В 90-е годы она перебралась в Москву - на работу в Генпрокуратуру. Но влияние на служителей Фемиды в городе, вероятно, сохранила до сих пор. Да и определение «сын работника Генпрокуратуры» в области на многих действует завораживающе. Неудивительно, что, несмотря на неприглядную запись в трудовой книжке, жена Эдуарда устроилась вскоре на работу в прокуратуру Ленинградского района города. Именно эта прокуратура и завела уголовное дело против Старченкова.

Как считает Олег, именно Куровская-старшая решила во что бы то ни стало отомстить ему за увольнение своей невестки. Процесс тянется уже почти полтора года. Отдел дознания три раза (!) выносил постановление о прекращении дела за отсутствием состава преступления, но районная прокуратура неизменно отменяла эти постановления.

В настоящее время дело рассматривается в Ленинградском районном суде Калининграда.

- Я был потрясен, как принимаются решения. Сотрудница районной прокуратуры Ольга Руденко - близкая подруга Ольги Куровской - неизменно представляет сторону обвинения во всех делах, инициированных Людмилой Куровской. При этом я столкнулся с тем, что судья Шелег и помощник прокурора Руденко звонили Куровскому прямо из зала суда на мобильный и сообщали, как идет процесс. Еще летом прошлого года мне звонила Куровская-старшая и предлагала решить все проблемы за 160 тысяч долларов. Обещала даже покровительствовать в будущем, если этот вопрос будет решен положительно. Мне стало понятно, что  это за суд!

  Можно назвать высказывания Старченкова излишне эмоциональными и пристрастными. Но и отмахнуться от его наблюдений тоже неправильно. Олег поставил целью защитить честь предприятия. А теперь вынужден защищать и свое человеческое достоинство. Получится ли?

На фоне этого судебного дела история с пропажей крупного кредита (12 млн. долларов), выданного в 1997 году областной администрации немецким «Дрезднер банком», кажется куда менее значительной. Но она тоже отражает региональные особенности работы калининградской Фемиды.

В 1997 году приказом губернатора области Леонида Горбенко создается Региональный фонд развития. Он же выступил и получателем кредита. А ЗАО «Балтптицепром» выступило получателем оборудования, которое было закуплено на кредитные средства для производства мясо-молочной продукции. На его счета тоже были переведены значительные средства. Фонд имел все возможности расплачиваться по кредиту - доходы от производства продукции составляли более 1 миллиона долларов в год. Однако в 2001 году новые руководители Регионального фонда (к власти в области тогда пришло новое руководство) неожиданно инициируют процедуру банкротства фонда и ЗАО «Балтптицепром». Начинается активная распродажа всех принадлежащих активов - причем в обмен на ничем не обеспеченные векселя. В начале осени Лондонский третейский суд признал за областью долг в 20,2 миллиона долларов - такова сумма кредита вкупе с набежавшими процентами, полученного регионом от «Дрезднер банка».

Чтобы единовременно выплатить этот долг, у области попросту не хватит денег: Янтарный край стабильно сидит на дотациях. Как случилось, что такая серьезная структура, как областная администрация, оказалась неспособна отвечать по долгам?

Ответ на вопрос дает, в частности, письмо Генеральному прокурору России, которое подписали руководители трех финансовых структур, наиболее пострадавших в результате, как они пишут, «преступного уклонения...   Регионального фонда развития и ЗАО «Балтптицепром» от удовлетворения законных требований российских и иностранных кредиторов». Как считают авторы коллективного обращения в Генпрокуратуру, на самом деле имело место преднамеренное банкротство. «В результате сделок по созданию искусственных долгов и отчуждению активов ЗАО «Балтптицепром» и Регионального фонда эти структуры стали неплатежеспособными». Причем, утверждают авторы письма, все распроданное имущество оказалось под контролем тех же лиц, которые и обменивали его на векселя. В письме они называют конкретные фамилии.

Обманутые кредиторы обратились в областную прокуратуру. Она возбудила уголовное дело, но спустя год его прекратила, сделав вывод, что факта преднамеренного банкротства не было. При этом следствие, по мнению авторов письма, не дало в должной мере оценки бухгалтерской отчетности Регионального фонда и ЗАО «Балтптицепром», не приняло никаких мер к поиску необеспеченных векселей, не допросило ряд лиц, выпустивших в обращение дутые фантики. Ленинградский районный суд, куда обратились с жалобой на решение прокуратуры обманутые кредиторы, тоже признал законность процедуры банкротства. Сейчас в областной суд направлена кассационная жалоба на решение суда. Добьются ли кредиторы справедливости в этой инстанции?

Тот же Старченков сомневается, что можно найти истину в Ленинградском районном суде города. И не только потому, что он лично с ним столкнулся. В скандале вокруг дрезденского кредита замешан... Эдуард Куровский. Он является 100-процентным владельцем фирмы «Балтик ОПТ», которая занимается реализацией продукции «Балтптицепрома», и вряд ли заинтересован

в расследовании дела компании, связанной с его бизнесом.

Тем не менее надежды, что дело все-таки будет расследовано до конца, остаются. Они возросли после того, как ушел в отставку областной прокурор Вячеслав Чулков. Случилось это совсем недавно. Многие в области связывают этот уход как раз с нерасследованным делом о пропавших миллионах и с реакцией Генпрокурора на упомянутое коллективное обращение. Будут ли наконец названы виновные по делу о пропаже кредита? Пример судебных тяжб Олега Старченкова и обманутых кредиторов показывает, что добиться правды в правоохранительных структурах области - задача очень трудная. Хотя представляется, что теперь уже - не безнадежная.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Комсомольская правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.