Дикие животные угрожают жителям удаленных поселков Калининградской области

В редакции «Комсомолки» раздался тревожный звонок.

- Ребята, приезжайте, у нас беда, - женский голос в трубке был взволнован. - Зверье поперло, ужас просто! Волки уже вплотную подходят к нашему дому!

Звонила одна из наших читательниц, живущая в Полесском районе. По ее словам, за последние несколько месяцев в округе поселка Красный Яр развелось столько хищников, что в темное время суток на улицу никто и носа не показывает. А вечерами якобы селяне сидят по домам и слушают, как лисы треплют их кур, а волки рвут овец.


Волки подступают

Автобусы сюда не ходят. Серым утром вдоль старинных терракотовых немецких амбаров поодиночке идут женщины. Они держат путь на почту. Для жителей деревни Красный Яр это - центр мира: здесь можно не только получить газеты, но и пообщаться. Почта находится в здании бывшего поместья прусского генерала фон Глазова.

- Наша беда - не только волки, - рассказывает староста Красного Яра Галина ЦИТИЛАШВИЛИ. - Все началось с того, что в деревне развелись вороны. Они на скотомогильник здешний слетались. Потом стали забираться лисы и трепать наших курочек. Уже следом за ними пошли волки.

После того как развалился крупный колхоз «Ольховский» и промышленное животноводство в нашей местности погибло, 18 лет поля зарастали, а леса расширялись. Молодежь при первой возможности бежит в Калининград.

В общем, типичная беда почти любого областного села. Только вряд ли областные чиновники знают, что, когда деревня пустеет, к ней вплотную подступают хищники.  

…Машина «Комсомолки» останавливается около небольшого хутора. На крыше дома молодой человек ставит телевизионную антенну. С земли за процессом зорко следит крепкий мужчина в сапогах. Из-за дома слышно бодрое блеянье.

- Волки? - переспрашивает фермер Виктор КАМЕННОЙ. - Конечно, приходят, я же овец держу. Только сегодня утром у меня пропал ягненок. Недели две назад, когда лежал снег, на берегу речек Глубокая и Полянка я видел волчьи следы. В прошлом году только из моей отары волки задрали 19 овечек.  

Местные жители рассказали нам о том, что нападениям хищников подвергся еще один хутор - Зорино. По словам деревенских жителей, после этих набегов местный фермер Виктор Плещенков недосчитался трех овец.


Свежие следы

Одним из самых крупных фермеров в окрестностях Красного Яра считается Андрей Рябов. Многие из тех, кто встречался нам по пути, советовали насчет волков поговорить именно с ним. Якобы у него отара - полторы тысячи овец.

Рябов сам вышел к нам и сходу принялся объяснять ситуацию.  

- Как раз сегодня лесники сообщили мне, что заметили свежие следы волка, - рассказывает «Комсомолке» местный фермер Андрей РЯБОВ. - Знакомые сказали, что видели пятерых. Ничего удивительного в этом нет. Радиус охоты волка  - 50 километров. Так называемый Полесский лес, на окраине которого мы находимся, - один из самых крупных в области. Вот они и рыщут кругом.

Из разговора стало понятно, что ни волки, ни кабаны здесь не разгуливали бы, если бы не разруха в сельском хозяйстве. За фермой Рябова,  стада которого тоже страдали от волков, находится поле в 100 гектаров площадью. Оно заброшено и уже превращается в окраину леса. Мелиоративная система здесь нарушена полностью. Чтобы ее восстановить, нужен не один год и не один миллион рублей. Самое удивительное, что 3 или 4 года никто не платит налогов на землю - налоговые квитанции сюда просто не приходят. К слову, это происходит уже после того, как губернатор пропесочил налоговые органы: в нашей области - самые низкие во всем Северо-Западном федеральном округе сборы.      


Свиньи-мутанты

Чем дальше от Красного Яра, тем шире становится размах звериного беспредела. Оказывается, за последние два-три года здесь развелось несметное количество кабанов. Это уже бич тех, кто держит свои огороды и небольшие картофельные делянки. Дикие свиньи перерывают своими клыкастыми мордами всю землю, на которой заметен хоть малейший намек на сельскохозяйственную деятельность. От полного разорения людей спасает только то, что хряки не покушаются на придомовые территории. Ограды пока спасают.

- Вот он, вот он, смотри! - вдруг восклицает начинающий местный предприниматель, а в прошлом участник чеченской войны  Владимир АБРАМОВ. - Видишь - мутант побежал! Помесь кабана и домашней свиньи. Знаешь, как они скрещиваются?!..

Вдоль придорожных канав, весело похрюкивая, носится и вправду огромная свинья. На спине у нее топорщится густая поросль. Рыло измазано навозом, глаза довольные. За гигантом, весело гогоча, бегает местный пацан.

Когда лесные животные стали частыми гостями в окрестных деревнях, у домашних появилось потомство с признаками диких зверей: щенки дворняжек, больше похожие на волчат, и такие, как этот хряк, «мутанты».  

Виктор Абрамов рассказывает, что в последние месяцы на здешних реках стало неимоверно много бобров. Они плодятся, устраивают запруды и… уже борются за место под солнцем с волками.

- Дошло до того, что моя жена стала бояться ездить на работу, - рассказывает водитель фельдшерской машины Алексей ТЕРЕХОВ. - Зверье облюбовало окрестности нашего дома.

В двух шагах от участка жителей поселка Зеленово Тереховых администрация Залесья  разрешила устроить помойку. Ее-то и облюбовали дикие звери. По словам жены Терехова Альбины, в то утро, когда мы приехали, она видела там нескольких кабанов. А вслед за кабаном рано или поздно может прийти волк. Тереховы уже видели его следы, совсем неподалеку от дома. У Альбины и Алексея часто гостит их молодая дочь Нина со своим двухлетним сыном Максимом. Что сулит такая встреча матери и ребенка с голодным зверем, догадаться нетрудно.


КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Олег БЕЛКИН, заместитель председателя областного общества охотников и рыболовов:

- Численность зверя в наших местах действительно довольно высока. Это проблема всей области. Лисиц уничтожить сложно. Они прекрасно приспосабливаются, живут в городской черте. У нас есть штатные охотники, охотники-контрактники, егеря. Зверей отстреливаем, но это нужно делать в течение всего года. На лис разрешено охотиться только в сезон, который в этот раз закончился 27 февраля. Волков стреляют весь год, и мы будем добиваться, чтобы дали такое разрешение и на отстрел лис.

Но невозможно бороться со зверьем, когда в области запущено сельское хозяйство. Все же взаимосвязано. На заросших невозделанных полях много мышей, к ним прибегают лисы. А если рядом деревни, лисы бегут в курятники. Бобры тоже с сельским хозяйством не в ладах. Если есть затопление, они рады строить запруды, перегораживать речки. Но если проводится грамотная мелиорация, то бобр уйдет сам.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Комсомольская Правда - Калининград

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.