Оплачивать ли бесплатную экспертизу?

Житель Калининграда Геннадий Осмоловский целый месяц пытался поставить на учёт собственный автомобиль. Эта несложная процедура оказалась столь растянутой во времени из-за настоятельных требований сотрудников ГАИ пройти платную экспертизу VIN-номеров. Однако стоящий на принципиальных позициях автовладелец отказался вносить незаконные платежи и добился-таки постановки на учёт своего автомобиля без уплаты мзды коммерческой структуре.

Все дороги ведут к экспертам

Геннадий приобрёл грузовичок "Фольксваген Т-4" 1992 года выпуска ещё зимой, но регистрировать сразу не стал. Решал проблемы с собственной пропиской и ждал тёплых деньков. Автовладелец знал, что на техосмотре ему предложат провести сверку заводского номера двигателя, который находится на нижней части мотора под металлической защитой. Снимать же её в мороз ему не хотелось.

И вот, наконец, 7 апреля калининградец отправился в РЭО, что расположен на улице Дзержинского, полагая, что очередь там окажется небольшой и много времени оформление необходимых бумаг не займёт. Автовладелец подъехал к зданию отдела с самого утра и в очереди был третьим. Однако инспектор ГАИ почему-то упорно игнорировал его грузовичок, уже стоящий на эстакаде и готовый для сверки номерных агрегатов. Служивый раз за разом приступал к осмотру машин, пригнанных позже, после чего скрывался в здании регистрационного пункта.

Не выдержав, Геннадий отправился на поиски работника ГАИ, но в помещении его остановил другой сотрудник РЭО, который, упомянув некий приказ МВД, доверительно сообщил автовладельцу, что его "Фольксваген", скорее всего, будет отправлен на экспертизу, потому что якобы какие-то "части двигателя изготовлены из двойного железа".

Когда нашему герою удалось всё же обратить внимание "смотрящего" в погонах на свой автомобиль и напомнить о его прямых обязанностях, тот подошёл к грузовику и, мельком взглянув на номер кузова, заявил, что автомобилю требуется прохождение экспертизы номерных агрегатов.

Владелец грузовика Осмоловский, прекрасно осведомлённый о своих законных правах, попросил инспектора отразить результаты осмотра в бланке заявления и там же поставить отметку о направлении на экспертизу. В противном случае считается, что автовладелец заказывает её по собственной инициативе и потому должен раскошелиться на её оплату. Геннадий заранее справился у экспертов о ценах на их услуги и выяснил, что стоит это "удовольствие" 1440 рублей.

Однако инспектор ограничился тем, что на копии ПТС поставил свою подпись-закорючку и обозначил аббревиатуру - "ЭКЦ УВД". На требование же Осмоловского оформить направление на экспертизу по форме выдал в ответ гневную тираду, смысл которой сводился к тому, что хозяин злополучного грузовика "слишком много знает".

Тогда Геннадий решил, не теряя времени на Дзержинке, отправиться в межрайонный регистрационный отдел на улице Маршала Борзова, чтобы пообщаться с вышестоящим начальством. Прибыв в МРЭО, Осмоловский сообразил, что поставить автомобиль на учёт можно и здесь, и раздумал жаловаться на нехорошего инспектора, решив для начала попытать счастья в местном отделении.

Первый раз автовладелец удивился, когда в объявлении в рамочке на стене МРЭО прочитал, что услуги экспертов по сверке номеров на коммерческой основе стоят не 1440 руб., а всего 950. Из другого информационного листка следовало, что автомобилист, который прибегает к помощи специалистов по настоянию сотрудников регистрационной службы, обязан оплатить только госпошлину за эту услугу.

В МРЭО на Маршала Борзова Осмоловскому пришлось выстоять длинную очередь. Наконец вышел инспектор и объяснил ему, что сначала нужно съездить в областное управление ГИБДД на Черняховского, чтобы там отметили наличие регистрируемого автомобиля, а затем отправиться в регистрационный пункт на проспект Победы.

В районе восьмой колонии после некоторых поисков Осмоловский разыскал указанный пункт и поинтересовался у инспектора, что нужно сделать прежде: предъявить документы или предоставить автомобиль для осмотра? Представитель закона осведомился о марке автомобиля, бросил на него беглый взгляд и заявил, что все вопросы решаются только после экспертизы номерных агрегатов. На бланке заявления он ничего не написал и даже не стал слушать Геннадия.

В управлении на Черняховского Осмоловскому никаких вопросов о номерах двигателя не задавали. Наш герой осторожно поинтересовался у сотрудника Госавтоинспекции, где можно побыстрее зарегистрировать автомобиль.

- На проспекте Победы, на улице Джержинского, в коммерческих пунктах, - последовал ответ. - А если "без прибамбасов", в порядке общей очереди - то на Борзова.

Геннадий вернулся в МРЭО на ул.Маршала Борзова и попытался в очередной раз поставить грузовик на учёт. Инспектор, не взглянув на автомобиль, вновь отправил его на экспертизу, поставив на бланке заявления некую закорючку (см. фото). При этом свои действия сотрудник регистрационного отдела объяснил так: "По статистике, у каждого второго автомобиля перебиты номера, поэтому их нужно все проверять". Вопрос о том, почему именно Геннадий Осмоловский должен оплачивать сомнения сотрудников Госавтоинспекции, остался открытым.

Какой-то номер слишком аккуратный!

Автовладелец понял, что круг замкнулся. Самое обидное, жаловался он, рассказывая эту историю, что сотрудники регистрационных органов отказывают в постановке на учёт грузовика не потому, что действительно сомневаются в том, перебиты номера двигателя и кузова или нет. В противном случае они бы направили автомобиль на бесплатную экспертизу. Увы, налицо - принудиловка и обдираловка.

В очередной раз в МРЭО на ул.Маршала Борзова Осмоловский приехал с твёрдым намерением пообщаться с его руководством. Принципиального автомобилиста принял заместитель начальника Роман Караваев. Он выслушал историю, изложенную выше, выразил удивление и отправил грузовик на смотровую площадку, пообещав разобраться с этим вопросом.

На площадке инспектор, взглянув на номер кузова, распорядился отогнать машину в бокс, где долго и придирчиво изучал идентификационные номера. Потом заявил, что ржавчина мешает разглядеть цифры номера двигателя. Тогда Осмоловский самолично спустился в смотровую яму и доказал, что номер всё же можно прочесть. Да иначе и быть не могло, ведь накануне всё железо он основательно протёр тряпкой. После некоторых раздумий инспектор заявил, что в зоне заводского клейма на металле должны были остаться следы фрезы, номер же на двигателе "Фольксвагена" выполнен подозрительно аккуратно. Геннадий отпарировал, что для немецкого автомобиля это естественно, ведь если потребуется, педантичные германцы и отполируют заветные циферки.

Работник МРЭО периодически куда-то удалялся, вроде бы звонил по телефону. Несколько раз он уже было отпускал машину, но затем снова загонял её в бокс и принимался снова изучать злополучный номер. Складывалось впечатление, что в голове инспектора происходит какая-то напряжённая психологическая работа. Тем не менее разрешение на регистрацию всё же было подписано.

Геннадий Осмоловский уверен, что избежать поборов ему удалось только благодаря настойчивости и твёрдости характера. В результате, по мнению нашего героя, руководство и сотрудники регистрационного отдела, очевидно, решили поступиться своими принципами и махнуть рукой на пресловутые девять сотен рублей, лишь бы не иметь дело с принципиальным автовладельцем, который явно не отстанет и ещё, чего доброго, скандал из этого дела раздует. Тем более, что на сто человек такой "крепкий орешек" находится один. Остальные 99 безропотно платят за "бесплатную" экспертизу.

Комментарии председателя Общества защиты прав автомобилистов "ОСА" Георгия Румянцева:

- Инспекторы ГАИ, с которыми имел дело Геннадий Осмоловский, допустили грубейшие нарушения. На бланках заявлений они должны были поставить не только свою подпись, но и чётко прописать свою фамилию, инициалы, дату, расшифровать должность. А также заполнить графу "заключение должностного лица ГИБДД о производстве или отказе в производстве регистрационного действия", указать там причины, по которым автомобиль отправляется на экспертизу, или причины отказа в регистрации.

Далее инспекторы должны были произвести осмотр транспортного средства. Со слов Осмоловского, они этого не делали. В процессе осмотра осуществляется также контроль за подлинностью регистрационных знаков агрегатов, выявление скрытых, поддельных, изменённых номеров, их соответствие документам. Номерные агрегаты проверяются по базам данных централизованного федерального учёта разыскиваемого транспортного средства в порядке, установленном МВД. Результаты осмотра отмечаются в заявлении в пункте "Результаты осмотра". То есть инспектор должен был указать в бланке, что при осмотре выявлены изменённые номерные агрегаты, требуется проведение экспертизы. А закорючки, которые они поставили на бланках, - это не что иное, как пренебрежение к нормативным документам.

Слабо разбирающийся в подобных нюансах автомобилист вынужден идти в ЭКЦ УВД, где его заставляют написать заявление о проведении экспертизы. Эта формальность означает, что эту услугу он заказывает по своей инициативе, а значит, должен за неё платить. По закону же экпертиза, которая проводится по настоянию сотрудников Госавтоинспекции и регистрационных органов, является бесплатной для автовладельца и проводится на основании направления инспектора.

Правила регистрации автомототранспортных средств едины на всей территории страны и утверждены приказом МВД № 59 от 27 января 2003 года.
Источник: Авторынок Калининграда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.