"Евро-2" нокаутировало квоты

Все новости по теме: Квоты на ввоз иномарок
На прошлой неделе наши "квотодержатели" пережили очередной стресс. Дело в том, что с 16 мая таможенники перестали оформлять ввозимые в Калининградскую область машины при отсутствии подтверждения соответствия транспортного средства классу "Евро-2".

Квоты исчезают в полночь

Выдача свидетельств на Московском на прошедшей неделе продолжалась в установленном режиме - с 9 утра до полуночи. Народ толпился у "парадного" крыльца, искал себя в бесконечных списках, отстаивал очередь к одному из шести столов и (о, чудо!) наконец-то получал долгожданный документ на право ввоза автомобиля.

Списки людей сначала курировали добровольцы: кому-то и впрямь доставляло удовольствие выкрикивать в рупор фамилии "следующих", выталкивать из очереди нетерпеливых и наглых, проводить постфактум сквозь толпу опоздавших. Однако эта активность на благо соратников имела и отрицательные стороны: не всем "томящимся ожиданием" нравилась деятельность альтруистов. Кое-кто даже высказывал подозрения, что этим людям платят деньги за их ежедневное 15-часовое беспокойство. Ну, от добра, как говорится...

Одного из таких активистов я прямо спросила: "А зачем Вам это надо?" Ответ был более чем прямолинейным: "Дык, я получу своё свидетельство - и гори всё синим пламенем!" Конечно, до огня дело не дошло, но уже к середине недели все списки были упразднены, и очередь стала "живой". Под накрапывающим весенним дождём стояла сравнительно небольшая группа "квотников", чьи действия координировались громкими и нетерпеливыми выкриками блюстителей порядка.

Кстати, заметно подуставшие на своём многодневном посту работники милиции иной раз, забавы ради, подтрунивали над изнурёнными очередью автомобилистами: "Стойте, стойте! Это полезно: с людьми интересными познакомитесь, пообщаетесь, хорошо время проведёте!" А на вопрос, почему в который раз ими вне очереди были проведены какие-то люди, сотрудники МВД, подливая масла в огонь, со смехом отвечали: "А мы "своих" пропускаем! И деньги ещё за это берём!"

Тогда казалось, что квоту "маслом не испортишь", и наш автолюбитель терпеливо, с утра до ночи, ждал: вот-вот, ещё немного, и его руки, наконец, будут осязать свидетельство с автографом небезызвестной госпожи Кизарьянц.

ЩеКВОТливое положение

В этой истории было предостаточно "подквотных" камней, и очередного подвоха можно было ожидать в любой момент. Однако известие о том, что без российского сертификата соответствия требованиям "Евро-2" владельцу любой иномарки, ввезённой из-за рубежа, ПТС выдавать не будут, прозвучало как гром среди ясного неба. Ещё бы, ведь квоты народ покупал в основном из расчёта пригнать в Калининградскую область дешёвенькую машинку.

В общем, пресловутое 609-е постановление правительства РФ от 12.10. 2005 года по экологическим нормам, действие которого, как было решено поначалу, не распространяется на подержанные иномарки, снова вступило в силу в отношении последних. Причина очередной московской "попятной" держится в секрете. Не исключено, что федеральные чиновники вдруг озаботились проблемой выброса отработанных газов в атмосферу российских регионов. А может, какой-то математик-любитель подсчитал, что применительно к нашей области выхлопы ещё от 8 тысяч автомобилей, ввозимых по недавно купленным калининградцами квотам, превысят всякие экологические нормы?

Помнится, снятие барьера "Евро-2" очень обнадёжило простых людей: сначала они ринулись (отнюдь не бесплатно!) регистрировать свои ИП и ООО, потом отстояли многочасовые очереди (тут тоже были финансовые затраты), чтобы подать заявку на участие в аукционе. Худо-бедно, но Конкурсное агентство мероприятие это провело, и квоты были проданы. Неужели это оказалось очередной наживкой для нашего брата? Ведь теперь, получив право на ввоз иномарки, многие автомобилисты не смогут его реализовать.

Примечательно, что в десятых числах мая один из представителей Конкурсного агентства сообщил столпившимся на Московском, 95 автомобилистам, что квоты должны быть оплачены непременно до 17 мая. Мистика это или нет, однако почему-то именно в последний день установленного срока нашим "квотовладельцам" перекрыли кислород: "Евро-2" встало на пути растаможки.

45 суток условно

В прошлый вторник, 16 мая на таможнях образовался настоящий "тромб": машины перестали регистрировать. Утром следующего дня на Туруханке собрались возмущённые автомобилисты. Они в панике вопрошали, почему всё стало известно только сейчас, когда машины уже пересекли границы и "зависли" на таможенных постах? Что теперь делать со "свежеввезёнными" автомобилями, которые не соответствуют "Евро-2"?

На эти и другие вопросы автомобилистов попытался ответить Вячеслав Фицкалинец, начальник таможенного поста, который около 11 часов вышел к народу:

- С учётом того, что ситуация может измениться и чтобы не было простоев на складах, калининградская таможня предлагает осуществлять условный выпуск тех машин, которые ввезли по квотам. По законодательству будет дано 45 суток на предоставление в таможню экологических документов. До этого ПТС выдаваться не будет.

Начальник поста подчеркнул, что по истечении срока в 45 дней необходимо будет предоставить сертификат соответствия для бэушных машин или "одобрение типа ТС" для новых автомобилей, в противном случае транспортное средство должно будет вывезено с территории РФ. Таким образом, справки завода-изготовителя или "брифа" с соответствующими отметками оказывается недостаточно.

Интересно, что это требование не распространяется на оформление автомобилей физлицами для личного пользования.

- Что же делать с теми ввезёнными машинами, которые под "Евро-2" не подходят? - такой вопрос звучал из уст не одного "квотника".

- Я готов "условно выпускать" любые машины, а вот что делать с ними дальше... Будем ждать изменений в законе.

- Вячеслав Николаевич, почему вчера и позавчера, когда машины пригонялись на территорию Калининградской области, не было ничего известно о вступлении в силу 609-го постановления? Если бы мы знали, что попадём под "Евро-2", никто бы машин не гнал! Переждали бы...

- Это провокационный вопрос. Он не ко мне. Я отвечаю только за свой пост. Люди знают про "Евро-2" и всё равно едут, оформляют условный выпуск - им просто некуда деваться.

Пойди туда, не знаю куда...

В таможне, на улице Портовой, на двери кабинета № 33, где регистрируют участников ВЭД, ввозящих автотранспортные средства, висит объявление, в котором подробно комментируется злосчастное постановление правительства. При этом отмечается, что органы сертификации, подтверждающие соответствие норм выбросов автомобиля требованиям "экологического класса 2", определяются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии САТР (Межотраслевой фонд сертификации автотранспорта).

Однако таких органов в Калининграде пока нет. И передаст ли Москва эти полномочия соответствующим региональным подразделениям, тоже пока неизвестно. Без ответа остаётся и вопрос о том, какие затраты понесут наши автомобилисты в погоне за этим "новоиспечённым" документом.

Приехавший на стихийный митинг первый вице-спикер областной думы Константин Поляков от ответов на острые вопросы воздержался и предложил пострадавшим написать и отправить "наверх" коллективную бумагу со своими предложениями и требованиями.

Кстати, скопление "условно митингующих" заинтересовало правоохранительные органы. Несколько милицейских машин стояло неподалёку от толпы на Туруханской. Когда народ написал коллективное прошение на имя председателя облдумы, один из сотрудников МВД из любопытства решил его прочесть. Предложение автолюбителей подписаться под этой бумагой было расценено блюстителем порядка как оскорбление: "Я машины не покупаю! У меня на это денег нет!" В результате двоих активистов попросили письменно подтвердить, что "сборище" автовладельцев не имеет ничего общего с митингом и носит "прогулочно-перекурный характер". В противном случае "сердитые парни" пригрозили соответствующими санкциями.

Братство "опрокинутых" автомобилистов

Потерпевший Олег рассказал мне, что при прохождении таможенного досмотра и оформлении ДТ-1 на границе в Мамоново он представил все документы, оговоренные к подаче правовым отделом таможенного управления. Однако согласно внутреннему таможенному приказу у моего рассказчика потребовали свидетельство на получение квоты, а также его копию, заверенную нотариально (а для тех, кто оформляет машину по доверенности, нужна ещё и её копия, также заверенная нотариусом). Для приехавших туда ночью отсутствие этих "заверенных" документов стало ещё одной заморочкой. Правда, копии, как оказалось, можно заверить и своей печатью. А вот кто не имеет "фирменного оттиска", вынужден ставить свою машину на платную стоянку.

В отчаянии Марина. Она ввезла автомобиль 1994 года выпуска, у которого в "брифе" после смены катализатора поставлена отметка "Евро-2".

- Я не знаю, что мне делать, - вздыхает учредительница ООО. - Ставить машину на СВХ и платить деньги? А если согласиться на условный выпуск, то где её держать? Угонщики уже отслеживают машины с красными номерами и начинают на них "охоту": ещё бы, ведь искать незарегистрированные автомобили никто не будет! Вместо сигнализации специалисты предложили мне залить машину бетоном: говорят, что это самый дешёвый и надёжный вариант.

Алексей, предприниматель, 16 мая ввёз "Тойоту" 1994 года, выложив за всё про всё уже 4700 "зелёненьких"...

- Под "Евро-2" машина не подходит - какой смысл тратиться и держать её на складе? Чего ещё ждать? Квоты проданы, деньги поступили в бюджет, а нас просто обвели вокруг пальца! Остаётся забрать авто под условный выпуск и через 45 дней посадить в нём цветы! - подытоживает с горькой улыбкой автовладелец.

Дмитрий из большой России, гонит машину 2000 года выпуска в Ростов:

- Я просто не могу ждать! Эта неопределённость сводит с ума. Зачем для автомобиля класса "Евро-3" какие-то подтверждения? Да над людьми просто издеваются!

Бизнесмен Вячеслав терпит большие убытки, на СВХ стоит несколько пригнанных 16 мая иномарок 90-х годов:

- Нам просто некому выставить свои требования. Руководство региона самоустранилось от квотных проблем, это было видно уже с самого начала, когда проводился аукцион. А теперь тем более никому нет дела до наших бед и забот.

"Униженные и оскорблённые"

В минувший четверг в облдуме прошло заседание, на котором обсуждалась ситуация с введением требований "Евро-2". В частности, был поднят вопрос о направлении письма премьер-министру правительства РФ Михаилу Фрадкову.

Ситуацию комментирует председатель регионального отделения ДАР Сергей Боярских:

- Наша организация будет освещать возникшие у калининградских автомобилистов проблемы не только в местной, но и в федеральной прессе. Мы считаем, что введение требований о предоставлении экологического сертификата должно быть отменено до 1 января 2007 года. За это время нужно разработать саму процедуру сертификации. Надеюсь также, что наши местные парламентарии не оставят калининградцев без поддержки и защиты.

Многие "квотодержатели" уже сегодня отказались от получения свидетельств, дабы избавить себя от лишней головной боли. Люди просто в отчаянии. Антисоциальная выходка властей лишила автомобилистов всякой надежды на счастливый финал "квотных" мытарств и перипетий.
Источник: Авторынок Калининграда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.