"Экологическое" затишье

Все новости по теме: Квоты на ввоз иномарок
Введение в России экологических норм "Евро-2" по замыслу Минпромэнерго РФ должно было послужить "поэтапному улучшению экологических свойств автомобилей на территории России". Вступивший в силу 22 апреля технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ", установил предельные нормы токсичности выхлопных газов автомобилей. Требования распространились на все автомобили, выпускаемые на территории России, или ввозимые в страну из-за границы. Причем вне зависимости от того - новые они или нет.

Именно здесь обнаружилась проблема: что же делать с подержанными иномарками, которые завозятся на российский рынок в огромных объемах.

Ровно месяц назад пресс-служба Минпромэнерго уверила нас в том, что ввезти в Россию можно будет любую машину вне зависимости от того, соответствует она нормам "Евро-2", или нет. Для того, чтобы выяснить, удовлетворяет та или иная модель новым требованиям, была даже разработана специальная поясняющая таблица, появившаяся на сайте министерства еще месяц назад.

Судя по ней, беспрепятственно в Россию можно ввозить любой европейский автомобиль, выпущенный начиная с 1997 года, и любой американский, выпущенный после 1996 года. А вот канадские машины точно удовлетворяют нормам "Евро-2" в случае, если они выпущены после 2001 года. В Японии выпуск машин, которые безусловно попадают в действующие экологические нормы, начали в 1998 году, в Малайзии - в 2003, в Корее - в 2001 году, а в Китае - только в 2004 году.

В случае, если машина не пройдет "ценз" по возрасту и стране происхождения, то перед постановкой на учет ее необходимо отдать на специальную экспертизу, включающую в себя измерение токсичности выхлопных газов. Прошедшие экспертизу автомобили, как убедили представители министерства, можно будет без проблем зарегистрировать в ГИБДД и ездить на них по дорогам общего пользования.

Суровая реальность

Однако на деле все вышло совсем иначе. Проблемы на основных таможенных терминалах России - в Калининграде и на Дальнем Востоке - начались еще в минувшие в выходные. Местные таможенники отказались проводить оформление ввозимых иномарок, ссылаясь на отсутствие у них сертификатов соответствия нормам "Евро-2". Также оказалось, что пройти экспертизу и получить этот самый сертификат в регионах попросту негде - дальневосточные организации "Ростехрегулирование" и "МАДИ-ТЕСТ", которые являются аккредитованными и официальными органами сертификации автотранспорта, не имели об этой процедуре не малейшего представления. А Калининградский "Центр стандартизации и метрологии" может и знал, как проводить экспертизу, но к тому моменту еще не прошел соответствующую аттестацию и необходимой лицензией не обладал.

В результате на пограничных переходах и таможенных постах в этих регионах начали скапливаться тысячи автомобилей. По некоторым оценкам, только на границе с Польшей и Литвой в настоящее время находится от 5000 до 6000 машин.

Решать столь серьезную проблему властям пришлось срочно и вполне традиционными для нашей страны мерами. Так, в понедельник утром пресс-служба Дальневосточного таможенного управления распространила сообщение о том, что принято решение проводить таможенное оформление ввозимых подержанных автомобилей в обычном режиме без требования сертификатов соответствия стандарту "Евро-2" до разъяснения ситуации со стороны ФТС и Минпромэнерго.

В тот же день в Калининград из Москвы вылетели специалисты сертификационного центра, которые должны были наладить выдачу сертификатов соответствия на месте - в том самом Калининградском "Центре стандартизации и метрологии". Чиновники надеялись, что процедура сертификации будет занимать от нескольких часов до нескольких суток.

Однако попытки Федеральной таможенной службы возобновить ввоз иномарок должного результата не принесли. Наладить нормальную выдачу сертификатов в Калининграде им не удалось, а желающих "растаможить" свой автомобиль в это время становилось все больше.

В среду Губернатор Калининградской области Георгий Боос направил премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову телеграмму с просьбой временно отсрочить вступление в силу экологических норм "Евро-2" на территории России. Как сообщила пресс-служба регионального правительства, причиной этой инициативы губернатора стала напряженная ситуация, сложившаяся на пограничных переходах и таможенных постах области из-за отсутствия механизма сертификации ввозимых в РФ подержанных иномарок на соответствие требованиям "Евро-2".

На Дальнем Востоке в минувшие выходные прокатились массовые акции протеста местных автомобильных дилеров и простых автолюбителей, которые также требовали отсрочку введения новых экологических норм в России.

Решение проблемы?

Лишь в четверг Федеральная таможенная служба РФ и Минпромэнерго, кажется, нашли способ несколько упростить ситуацию с таможенной очисткой подержанных иномарок. А именно, всем таможенным постам ФТС были направлены "новые рекомендации" по оформлению машин, ключевым пунктом которых стала специальная таблица, по которой теперь можно легко понять - соответствует тот или иной автомобиль нормам "Евро-2" или нет. Если машина указана в таблице как экологичная, то ее можно оформлять без сертификата.

Остальные автомобили, а точнее те, которые не попадают в таблицу, вновь "отправили" на сертификацию в "соответствующую организацию". Специалисты обещают в кратчайшие сроки разработать процедуру сертификации, постараться максимально ее упростить: имеющиеся об автомобиле сведения по электронной почте собираются отправлять в институт НАМИ, а эксперты в течение 3-6 часов должны дать ответ.

Вроде все просто. Вот только непонятно, почему эту самую таблицу, которая была разработана еще месяц назад, начали рассылать только сейчас, когда ситуация на таможенных постах стала критической.

Что дальше

А вот что будет дальше - пока еще не ясно. С одной стороны, Минпромэнерго вроде бы нашло способ упростить ввоз подержанных иномарок, попадающих в только что разработанную классификацию.

С другой - это решение министерства не добавило ясности к пресловутой процедуре сертификации автомобилей. К тому же, таможенные терминалы есть не только в Калининграде или на Дальнем Востоке, а вопрос с наличием в этих регионах организаций, имеющих право проводить экспертизу, ока остается открытым.
Источник: Auto.lenta.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.