Когда откроется "Рыбная деревня"?

Все новости по теме: Город
Гуляя по тихим улочкам Гданьска, посещая кофейни и сувенирные лавки Старого города, не без грусти ловишь себя на мысли, что это очарование когда-то можно было бы почувствовать и в нашем городе. Если бы не ураганные бомбардировки Кенигсберга союзниками в 1944 году, наш город мог бы по-прежнему гордиться старинной ганзейской архитектурой, и Калининград туристы посещали бы не менее активно, как тот же Гданьск, Ригу или Таллин. Но прошлого, как говорится, не вернешь.

Сегодня появилась надежда, что старинный город начинает возрождаться. Правительство Калининградской области приняло программу развития туризма, в Калининграде планируется строительство нескольких гостиниц, объявлены планы по реставрации орденских замков. А в историческом центре города реализуется проект строительства уникального этнографического и ремесленно-торгового центра «Рыбная деревня». «Комсомолка» побеседовала с Павлом Федоровым, генеральным директором «Компании проектного финансирования», которая занимается реализацией проекта.



Набережная и мост

- Павел Николаевич, с чего начиналась «Рыбная деревня»?

- Когда в 2001 году я работал заместителем губернатора и, в частности, курировал в обладминистрации экономический блок вопросов, пришло понимание того, что если в Калининграде реализовать ряд крупных инвестиционных проектов - в районе 100 миллионов долларов и более, - мы могли бы создать новую налоговую базу для пополнения бюджета и принести региону новые рабочие места. Я выслушивал мнения представителей бизнеса, набирал идеи разных проектов, которые могли бы здесь появиться. И параллельно обратил внимание на заброшенную площадку возле Преголи, где были развалины, оставшиеся со времен войны. Примерно в этом же месте находился Рыбный рынок Кенигсберга, знаменитый на всю Европу. Я понимал, что в городе нет туристического пешеходного центра. Как, например, Старая площадь в Риге или Старый Арбат в Москве. И такой центр должен в Калининграде непременно появиться. В итоге у нас с предпринимателем Александром Паскарем появилась идея превратить в туристическую пешеходную зону этот заброшенный участок на берегу реки.

Когда я ушел из областной администрации и принял решение остаться жить и работать в Калининграде, я вернулся к тем проектам, которые рассматривал. И в феврале 2002 года мы с мэром Юрием Савенко обсудили проект создания «Рыбной деревни». Я выразил готовность взяться за этот проект - найти под него финансирование. Мэр поддержал идею создания пешеходной зоны. В результате в августе 2002 года я зарегистрировал «Компанию проектного финансирования», и с тех пор наша компания занимается этим проектом. Мы пригласили проработать архитектурную часть проекта мастерскую Александра Башина, консультировались с архитекторами из Эльблонга и Кракова - профессионалами, которые занимались восстановлением исторических центров своих городов, - провели ряд общественных слушаний. После этого прошел градостроительный совет, который утвердил концепцию и схему расположения объектов «Рыбной деревни».

- В первую очередь появились набережная и мост Юбилейный...

- Действительно, это так. Мы в проекте сразу заложили идею строительства нового моста через Преголю на месте разрушенного немецкого. Восстановление моста - это идея нашей компании. Когда градостроительный совет утвердил концепцию и схему «Рыбной деревни», мы сразу же заказали проектную документацию на набережную и на мост. Причем хочу подчеркнуть, что документация была заказана лично на мои деньги. В то время компанию я финансировал как инвестор. Нужно отметить, что на первый план в нашем проекте мы выдвигаем социальную значимость для жителей города. Туристам особенно этот мост и не нужен. А для жителей города мост - это очень важный элемент инфраструктуры, который обеспечивает связь между двумя районами.

Итак, мы начали с моста и набережной. Это вызывало много вопросов у инвесторов, потому что инфраструктурой в инвестиционных проектах такого масштаба занимается, как правило, государство. Социальные проекты денег не приносят. Напомню, что набережная и мост по российскому законодательству не могут быть в собственности инвестора.

- Получается, что к юбилею города вы просто освоили федеральные средства?

- Не совсем так. Для того чтобы успеть сделать набережную и мост к юбилею Калининграда - эти объекты входят в первую очередь «Рыбной деревни», - мы очень плотно работали с проектными институтами, получили документацию весной 2004 года. Летом этого же года мы начали предпринимать шаги, чтобы пролоббировать выделение федеральных денег на эти объекты в рамках подготовки к юбилею. В то время я в прямом смысле слова жил в Москве. Когда же была утверждена документация по мосту, наша компания сразу определила подрядчика по строительству моста и заказала для него металлоконструкции. И уже в августе - сентябре 2004 года металлоконструкции начали поступать в город. Это было заказано на деньги нашей компании. В результате сегодня я имею в бюджете компании «дырку» в 11 миллионов 800 тысяч рублей. Именно в такую сумму оценивается наше участие в строительстве моста и набережной. Ведь если мы хотим привлечь федеральные средства в строительство инфраструктуры региона, регион за какие-то деньги должен сделать документацию. Мы как коммерческая структура сделали документацию, и уже под нее были выделены федеральные средства. Мэрия Калининграда в свою очередь организовывала строительство и добавляла денег, если не хватало.



Октябрьская преобразится

- Насколько мне известно, сейчас вы занимаетесь и реконструкцией улицы Октябрьской?

- Да. В первую очередь проекта входит реконструкция улицы Октябрьской и оборудование магистральной сети, включая строительство канализационно-насосной станции. Она, кстати, будет обслуживать весь остров. Вообще сети мы делаем на весь район сразу. Что касается реконструкции Октябрьской, то предусматривается подъем дорожного полотна на 60 - 80 сантиметров, замена подушки дороги, расширение проезжей части до 20 метров. В результате дорогу не будет подтапливать. Трамвайные пути будут пролегать по центру улицы, заподлицо, как, например, на улице Суворова. Вагоны пойдут практически бесшумно. По краям дороги будут установлены новые осветительные и технические опоры. Затраты нашей компании только в объекты инфраструктуры района составят 260 миллионов рублей.

- Когда по острову снова пойдут трамваи?

- К 1 октября этого года. Мало того, к этому сроку должны завершиться все работы по реконструкцию улицы.

- Наверное, непросто работать при таких инфраструктурных затратах?

- Наш проект - конечно, очень большое обременение по инфраструктуре, поэтому просчитываемая окупаемость - около 10 лет. Эта цифра для инвестора весьма проблематична. Поэтому сложно было привлечь инвесторов для продолжения проекта. Но нам удалось.



Предпочтение - калининградцам

- Я смотрю, на острове уже полным ходом идут работы...

- Только за последние дни апреля и в мае мы выдали подрядчикам на ведение работ около 90 миллионов рублей. До этого провели тендеры на выборы генеральных подрядчиков. Сегодня на все объекты первой очереди - магистральные сети и реконструкцию улицы Октябрьской - заключены договоры и выданы авансы. Хотелось бы подчеркнуть, что восемь генподрядных организаций - строительные компании Калининграда. Изъявляли желание с нами работать польские, литовские, хорватские фирмы, но мы остановились на калининградцах. Мы даем работу местным строителям. И, по нашим оценкам, уже через 2 месяца на объектах будет работать около 400 человек, а в период отделки - в 2007 году - свыше 700 человек. В целом же реализация проекта дает 2,3 тысячи новых рабочих мест. Проект имеет социальную направленность: мы создаем зону отдыха и новые рабочие места для калининградцев.

- Нередко о «Рыбной деревне» отзываются не очень лестно: мол, много говорится и мало делается...

- Категорически с этим не согласен. Судите сами. Построены мост и набережная. Такого, я вас уверяю, в ближайшие десятилетия не было бы. А насчет сроков... Дело в том, что любой проект включает в себя несколько этапов: предпроектный, собственно проектные работы (это, кстати, самый сложный этап - получение технических условий, всевозможные согласования и так далее). Третий этап - непосредственно строительство. И, наконец, - эксплуатация центра. Мы планируем эксплуатировать этот центр как управляющая компания.

Все эти этапы не проходят в один момент. К тому же, повторю, привлечь 100 миллионов евро на проект с десятилетней окупаемостью очень непросто.

- Много уже потрачено на реализацию проекта?

- По состоянию на 1 января 2006 года на проект в общей сложности было привлечено и освоено 335,4 миллиона рублей. Это федеральные и муниципальные средства, а также деньги компании. В нынешнем году наша компания планирует освоить около 700 миллионов рублей капитальных вложений. А в целом вся первая очередь оценивается в 1,3 миллиарда рублей. Окончание 1-й очереди - декабрь 2007 года. «Рыбная деревня» будет сдана в эксплуатацию к летнему сезону 2010 года.



СПРАВКА «КП»

Уголок старой Европы

Реализация проекта этнографического и ремесленно-торгового центра «Рыбная деревня» - квартала длиной 900 метров с пешеходным разводным мостом через Преголю - позволит начать системное формирование классического образа Калининграда-Кенигсберга и станет визитной карточкой нашего города. «Рыбная деревня» состоит из 20 объектов, объединенных в 3 квартальных образования. Архитектурно-стилистически она выстроена в виде последовательной «иллюстрации в камне» исторических стилей Кенигсберга-Калининграда: архитектурная стилистика Орденского периода, готика, барокко, классицизм, модернизм. В «Рыбной деревне» будет располагаться около 20 кафе и ресторанов, 3 гостиницы, магазины, музеи, ремесленные мастерские, деловые и культурно-развлекательные центры.



СУХОЙ ОСТАТОК

Что войдет в первую очередь проекта

Реконструкция улицы Октябрьской - 105 миллионов рублей;

прокладка магистральных сетей - 150 миллионов рублей;

прокладка газопровода - 8,5 миллиона рублей;

прокладка линии электроснабжения - 36 миллионов рублей;

строительство делового центра «Рыбная биржа» площадью 6,8 тысячи квадратных метров - 230,6 миллиона рублей;

строительство трехзвездочной гостиницы «Кружка Кайзера» (6,3 тысячи квадратных метров) - 239,6 миллиона рублей;

строительство информационного центра и видовой башни «Маяк» - 61 миллион рублей;

строительство «Речного вокзала» (1,6 тысячи квадратных метров) - 111,2 миллиона рублей;

строительство двухзвездочной гостиницы с рабочим названием «Берген» (928 квадратных метров).
Источник: КП - Калининград

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.