Царапины и вмятины поставят на учёт

Несколько месяцев назад в Калининграде было официально зарегистрировано Объединённое бюро страховых историй (ОБСИ), деятельность которого напрямую связана с разоблачением страхового мошенничества по части ОСАГО.

Зачем снимать "автопобои"?

Не секрет, что одними из лучших знатоков законов и особенностей их правоприменительной практики всегда были и остаются всякого рода недобросовестные, но изобретательные граждане, готовые погреть руки на недоработках различных нормативных актов. Справедливо это и в отношении страхового законодательства в целом и закона об ОСАГО, в частности.

За три года существования "автогражданки" мошенники разработали целую систему незаконного изъятия денег у страховщиков: от искусственного завышения размера причинённого автомобилю ущерба до инсценировки ДТП. Как показывает опыт, ввести в заблуждение специалистов компании и сотрудников правоохранительных органов не так уж просто, но вполне возможно. О том, что фирмы, оформляющие полисы ОСАГО, частенько страдают от недобросовестных клиентов, свидетельствует активное участие их руководителей в семинаре на тему "Противодействие страховому мошенничеству", который прошёл в прошлом месяце в Калининградском юридическом институте.

Механизмы страховых подстав многим известны. Напомним, что чаще всего злоумышленники, повредив автомобиль в ДТП или при каких-либо других обстоятельствах, обращаются за страховыми выплатами в различные компании. Это становится возможным благодаря сговору мошенников с их клиентами, которые выступают в данном случае "виновниками" мнимой аварии. На руку им и тот факт, что в нашем регионе, как и в России в целом, до сих пор не существует единой базы данных по всем зафиксированным на дорогах города и области ДТП. Частично эта лазейка для жуликов будет перекрыта со вступлением в силу правил "европротокола", когда потерпевший должен будет обращаться за страховой выплатой в собственную компанию. Но нет гарантии, что при этом не будут изобретены новые, более изощрённые способы нечестного "отъёма" денег. Бюро страховых историй, являясь независимой организацией, должно в этом случае прийти на помощь страховщикам.

Работать нужно быстро

О деятельности ОБСИ мне рассказал его директор Юрий Житко, кстати, один из организаторов упомянутого семинара.

Ю.Ж.: Мы собираем и систематизируем данные по дорожно-транспортным происшествиям, которые произошли в городе и области. Причём для нас не имеет значения размер ущерба, причинённого автомобилям, есть ли человеческие жертвы, было ли ДТП официально зарегистрировано. Фотографии с места аварии, сделанные нашими штатными и нештатными сотрудниками, мы снабжаем по возможности максимумом необходимой информации о времени, месте ДТП, госномере и марке автомобиля, характере происшествия и, самое главное, подробным описанием конкретных повреждений.

Представим себе ситуацию. Автовладелец обратился в компанию виновника ДТП за страховыми выплатами. А у страховщика вдруг возникает сомнение в том, что происшествие вообще имело место. И даже протокол, составленный гаишниками, почему-то не убеждает. Ну, например, в ночь на воскресенье грузовик якобы стукнул легковой автомобиль. Причём водитель первого не может предъявить путевой лист, очевидно, потому что у него его просто нет. Спрашивается, куда на грузовике можно ехать ночью в выходные? Это всё-таки не такси, не легковое авто, на котором можно возвращаться с морей.

Что могут в этом случае сделать представители страховой компании? Дать задание сотрудникам службы собственной безопасности проверить персонально подозрительного клиента. Однако делу это сильно не поможет. "Сыщики" обратятся в офисы фирм-конкурентов: мол, не приходил ли к вам имярек с такой-то машиной? То есть, к примеру, напишут запросы в тридцать компаний, потому что устный ответ им, конечно, не дадут. Готовить его фирмы-конкуренты могут по закону в течение месяца, а вопрос по выплатам должен быть решён в течение... 15 суток. Причём мошенники нарочно будут подгонять страховщиков и "качать права". Так что в реальности эсбисты, как правило, пробивают только данные клиента и машины, характер повреждений при ДТП они не фиксируют.

Можно также обратиться к экспертам, которые с большой долей вероятности вынесут заключение том, могло ли иметь место подобное ДТП. Но прежде чем раскошеливаться на экспертизу, хорошо бы всё же справиться, не "всплывала" ли эта же машина с теми же самыми повреждениями в какой-нибудь другой компании.

И вот здесь выясняется интересная вещь - оказывается, быстро получить достоверную информацию о конкретном ДТП просто негде. Точнее, в Москве и Санкт-Петербурге это уже не проблема - в прошлом году там созданы и работают аналогичные бюро. Теперь появилось и наше, калининградское.

Конечно, Вы можете возразить, что создание подобной базы данных, скорее всего, функция Госавтоинспекции. Действительно, сотрудники ГИБДД фиксируют данные по ДТП. Для того, чтобы использовать их в статистических отчётах и сводках. После чего вся информация в виде бумажных протоколов поступает в архив, где, подозреваю, никак не систематизируется. И если с момента аварии прошло какое-то время, данные по ней зачастую уже невозможно там найти. И самое главное, они мало помогут страховщикам, потому что сотрудники ГИБДД, как правило, скрупулёзно не перечисляют всех повреждений и не описывают их подробно. Для сравнения: по нашему заказу для обработки и быстрого поиска собранной информации специалисты написали эксклюзивную компьютерную программу, и разыскать в базе данные по тому или иному эпизоду, зная только марку и цвет машины, госномер или фамилию водителя, совсем не сложно.

Любопытно, что на уровне руководства Российского союза автостраховщиков обсуждалась идея создания некоего единого банка данных, но речь при этом опять же шла только об автомобилях, а не о конкретных повреждениях в ДТП.

То есть на данный момент мы - пока единственная организация в регионе, которая собирает и предоставляет страховым компаниям информацию по конкретным страховым случаям.

Страховщики пока к нам не привыкли

Конечно, наши пока немногочисленные сотрудники и нештатники, которые, как правило, являются аварийными комиссарами, не могут зафиксировать все происшествия, которые происходят на дорогах. В среднем их бывает около 30 в день. Реально сейчас в нашей базе данных находит отражение приблизительно 30-40% всех ДТП, которые имеют место в области.

Наша работа, несомненно, была бы эффективнее, если бы информацию обо всех случаях обращений за компенсациями страховые компании дружно "сливали" нам. Точнее, это было бы выгодно, прежде всего, им самим. Однако пока не у всех калининградских страховщиков наша деятельность нашла понимание и одобрение. Некоторые из них сотрудничества с нами пока избегают. У меня есть несколько предположений о том, почему это происходит. Во-первых, новое всегда пугает, настораживает. У некоторых страховщиков превратное мнение о коммерческой тайне. Они боятся, что мы посчитаем количество их договоров с клиентами. Возможно также, нам не спешат доверять как независимой коммерческой службе, деятельность которой не контролируется ГИБДД. У нас ответ на запрос стоит 500 рублей, но за экспертизу компания, между прочим, отдаст в два раза больше.

Недоверие подобного рода проходит со временем. Вспомним, что, например, служба аварийных комиссаров, которую значительная часть автовладельцев уже воспринимает как данность, совсем недавно тоже была в диковинку.

Возможна и другая причина "нелюбви" к нам отдельных калининградских страховщиков. В других фирмах они видят не партнёров по бизнесу, а прежде всего, конкурентов, которым не хотят создавать комфортных условий для работы. На это я могу только сказать: даже самая процветающая фирма не может избежать финансовых потерь в результате мошенничества. Если страховая контора является филиалом какой-нибудь крупной компании, уверен, мошеннику даже незачем идти к конкурентам. Он может попытать счастья, обратившись за выплатами к разным агентам. У них ведь тоже, скорее всего, нет своей базы данных по страховым случаям!

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Авторынок Калининграда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.