В Россию из стран Евросоюза ввозятся тонны токсичных отходов

Все новости по теме: Экология
Основной поток несанкционированных мусорных потоков идет из стран Евросоюза, прежде всего, из пограничных с Россией Польши и Литвы. Так, Счетная палата России выявила целый ряд нарушений на польско-российской границе, а в Калининград из Литвы еще два года назад мошенники "импортировали" 61 тонну отработавших покрышек, которые теперь придется утилизировать за счет российской казны. По данным чиновников, в Калининградскую область под видом товара ввозились и непригодные к эксплуатации химикаты, то есть токсичные отходы, пишут "Новые известия".

Экологи убеждены, что схема провоза токсичных отходов через границы России под видом товара отработана давно и редко дает сбои. Несколько раз в год многотонные токсичные грузы ввозятся в страну - это просроченные удобрения, лакокрасочные материалы и отработанные покрышки.

"Расчет у недобросовестных европейских предпринимателей простой, - комментирует ситуацию заместитель руководителя всероссийской группы "Экозащита!" Владимир Сливяк. - Если токсичные вещества утилизировать по всем правилам у себя на родине, то за каждую тонну отходов придется заплатить около 1000 долларов. А вывоз в Россию просроченной и токсичной продукции под видом нормального товара обойдется в 20-30, максимум 50 долларов. Это таможенные пошлины. Разница очевидна".

Как предсказывает координатор программы по эффективному использованию ресурсов Greenpeace России Игорь Бабанин, в ближайшее время количество мусора, поступающего в Россию, будет только нарастать из-за ужесточения европейских экологических законов. "Кроме того, не так давно в ЕС вошли Латвия, Эстония и Финляндия. Границы России с Евросоюзом удлинились, а значит, и мусорные потоки будут расти, – убежден эксперт Госдумы Игорь Никулин. – В зону риска попадут Псковская, Ленинградская, Мурманская области и Карелия".

В Калининградскую область ввезли 61 тонну отработанных автомобильных шин

Для Калининграда проблема стала настолько острой, что губернатор края Георгий Боос заявил, что берет ее под личный контроль. Однако, по мнению экологов, чисто административные меры не способны решить вопрос импорта отходов.

В начале текущей недели решилась судьба печально известной калининградским таможенникам партии отработанных автомобильных шин. "Два года назад покрышки привезли из соседней Литвы, – рассказывает пресс-секретарь Неманской таможни Оксана Федорова. На пункте пропуска выяснилось, что документы, по которым автомобильный хлам прошел литовскую таможню, поддельные. Решено было отправить шины на экспертизу. Через три дня вердикт был готов - резина не пригодна к употреблению и содержит опасные токсические вещества. "Это не товар, - было указано в документах, - это отходы".

Как выяснилось, фирмой-отправителем выступила частная литовская организация, зарегистрированная в литовском поселке Вильке. А получателем оказалась оффшорная российская компания, которая просуществовала недолго – меньше месяца. Отыскать ее и призвать к ответственности компетентные органы так и не смогли. В течение последующих двух лет Россия пыталась вернуть опасный груз в Литву. Однако несколько серий судов и переговоры с Прибалтикой ни к чему не привели. На днях 61 тонну опасных токсичных отходов решено было утилизировать за счет российской казны.

Если бы не поддельные документы, на которые обратили внимание таможенники, вполне возможно, использованные покрышки благополучно доехали бы до ближайшей помойки. Ущерб природе при этом был бы нанесен колоссальный. "Если такие шины просто бросить в ближайший овраг, то водой будут вымываться токсические вещества и попадать в водозабор и в атмосферу", - утверждает руководитель союза "За химическую безопасность" Лев Федоров.

Согласно Базельской конвенции "О контроле за трансграничной перевозкой опасных грузов", токсичные и другие опасные вещества запрещено перемещать через границу. Однако на деле контроль осуществляется далеко не всегда. В большинстве случаев качество ввозимой продукции таможенников не интересует. "Мы проверяем цену товара, его сертификат и страну происхождения, потому что это влияет на стоимость товара. Маловероятно, что наши сотрудники будут смотреть срок годности, это не входит в их обязанности", - пояснили в пресс-службе Федеральной таможенной службы.

Вообще контроль над безопасностью технических отходов должен осуществлять Ростехнадзор. Однако в пресс-службе этой организации так и не сказали, какие именно меры принимаются для того, чтобы обезопасить страну от токсичного мусора. "Коррупция, плохой экологический надзор и большая территория", – перечисляет причины мусорного "импорта" Владимир Сливяк.

К подобному мнению пришел и Лев Федоров, комментируя ситуацию с литовскими покрышкам. "Литва и не обязана принимать назад покрышки. Вы думаете, Россия допустила бы такое? Отвечать должно конкретное литовское лицо. При этом нужно посадить и конкретное российское лицо, которое допустило", – с сожалением констатирует эколог.

По данным эксперта Комитета по экологии Госдумы Игоря Никулина, только 50% ввозимых в страну шин пригодны для использования, все остальное - промышленные отходы. "В ЕС по официальной статистике из Германии 30% токсичных отходов вывозится за рубеж, - убежден Яблоков. - Это куда? На восток - в Россию, Белоруссию и на Украину".

Между тем случай с литовскими покрышками далеко не единственный. Совсем недавно один предприниматель пытался морем доставить в Калининград из Бельгии свиной навоз под видом удобрений. После вмешательства российских правоохранительных органов судно с грузом полгода простояло на рейде, после чего было отослано в порт приписки.

А несколько месяцев назад австрийцы выиграли конкурс на строительство дороги в Ленинградской области. По словам президента Центра экологической политики Алексея Яблокова, они обещали привезти все свое вплоть до подушки под асфальт. "А когда привезли, выяснилось, что хотели в тело дороги захоронить опасные токсичные материалы. Тогда спецслужбы поймали их, и контракт был расторгнут, но это единичный случай, когда поймали", - говорит он.
Источник: NEWSru.com

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.