Непраздничные заметки флотского офицера

Мог ли  предвидеть Петр 1 , «прорубив окно в Европу» что тем самым  обрекает Балтфлот на выживание вдали от «материковой» России?

Годы, десятилетия моряки  вместе с воспоминаниями о службе на кораблях  и  флотах увозят  домой дэмэбэшные альбомы. Аббревиатура флотов в них в  последнее время расшифровывается так:  СФ – «сильный флот», ЧФ – «чи флот, чи не флот», ТОФ – «тоже флот», БФ – «бывший флот».  Это больно и  обидно. Но это действительно так.  Ведь ни один флот Отечества нашего, а то и мира, не имеет столь яркой биографии, как Балтийский - старейший российский флот. Флот - воин, флот- труженик. Его корабли окно в Европу прорубили, посланцы Балтики утверждали российский флаг в Средиземноморье, балтийцы гибли во имя России в Цусиме, и они же были, образно говоря, тем эмбрионом, с которого начинались флоты на Черном море, на Севере и на Тихом океане. Но не возраст  гнет Балтфлот сегодня. Геополитическое переустройство мира перемалывает в пыль все, что  свыше  трехсот лет создавалось Петром Великим и его последователями.  Ведь из некогда фактически всего восточного побережья Балтики у России в новых политико-географических реальностях остались клочок суши Калининградской области да «лужа» Финского залива. А новые хозяева портов от Клайпеды до Таллина «играют» теперь против России.

Кто есть кто  на  море

В мелководной Балтике (суммарный объем ее воды примерно равен запасам Байкала) сосредоточены интересы не только девяти государств, выходящих на ее берега. Но именно эта « девятка» определяет сегодня будущее региона. Правда, каждая из стран имеет далеко не равную с другими «силу» голоса. Если раньше Советский Союз со своими партнерами по ОВД Польшей и ГДР могли поддерживать примерный баланс интересов, то ныне интересы России на уровне  пятой  (а то и  ниже позиции).

И дело не только в более высокой степени  экономического развития Германии, Швеции, Финляндии, Дании, ориентации на них Польши и прибалтийских государств. В совокупности и «в розницу» военно-морские силы этих стран перетягивают чашу весов не в пользу российского Балтийского флота, а значит, к экономическому фактору присовокупляется и военно-политический. Появляется так сказать, искушение силового диктата. И хотя в странах Балтийского региона ведется речь о том, чтобы не искать противника, а объединять усилия для решения общих проблем (в первую очередь экологических, спасение на море), интересы партнеров складываются с учетом их защищенности силовыми структурами на море.

Более того, за разговорами о разумном балансе флотов скрывается и явное наращивание военно-морских сил. Флот объединенной Германии -  тому подтверждение. Он вроде бы и сокращается, но слабее не становится - переход количества в качество выдерживается строго. Особенно в совершенствовании и без того трудно обнаруживаемых даже на балтийском мелководье подводных лодок, которых сегодня  у Германии 14. Кроме этого в строю 2 эсминца УРО, 12 фрегатов, 30 ракетных катеров и еще 113  других единиц. Что касается выучки немецких моряков, то она достаточно профессиональная.  Несколько лет назад я побывал на борту эсминца «Лютенс», выходил в море на одном из ракетных катеров  и судить об этом могу  с полным основанием. Кроме этого  в боевом строю у немцев свыше семидесяти самолетов типа «Торнадо», «Атлантик», ДО-228,   около пятидесяти  вертолетов «Си Линкс» и «Си Кинг».

Достаточно оснащенный и совершенствующийся флот имеет Швеция, мало соответствующий принципам объявленного нейтралитета. Судите сами, в ВМС Швеции сегодня служит 9200 человек. Флот располагает 9 подводными лодками, 6 корветами, 14 ракетными катерами и еще 27 единицами кораблей. Добавьте сюда еще 25 летательных аппаратов.

Более чем сорокалетний поиск советских, затем российских подлодок в шведских фиордах, поддерживающий миф о российской военной угрозе, оправдывает постоянное обновление этих сил. Запирающая же выходы из Балтики в Северное море Дания и без подобных оправданий планомерно усовершенствует свои ВМС. Ее довольно еще молодые 3  фрегата типа «Нильс Юэль» и их дальнейшее развитие 4  фрегата «Тетис», мало чем уступают  фрегатам Германии. В боевом строю также 5 подводных лодок и еще  56  корабельных единиц.

Ни в какое сравнение с этими флотами, конечно же, пока не идут военно-морские силы прибалтийских республик. На вооружении латвийских ВМС  3 патрульных катера, 3 тральщика, литовских - 2 бывших советских МПК, тральщик, 3 ПК.  Флот Эстонии имеет 9  корабельных единиц. Уверенно  гарантируют  безопасность своих морских границ, охрану судоходства и рыболовной зоны финские ВМС.

В связи с вступлением Польши в НАТО, эта страна - бывший союзник СССР, получила искусственное впрыскивание от НАТО. Сегодня в ВМС Польши служит 16860 человек. Флот имеет 3 подводные лодки, эсминец, фрегат УРО « О. Х. Перри», фрегат проекта 620, 4 МРК, 7 ракетных катеров и еще свыше 70 единиц. Авиация  насчитывает 57 советских МИГов, свыше 50 вертолетов  и около  трех десятков транспортных и других самолетов.

Цена в полушку, да в рубль – перевоз

Октябрь семнадцатого года запер балтийцев в Кронштадте, лишив значительной части кораблей и практически всех доминирующих позиций на Балтике, в том числе военно-морских баз, построенных на российские средства в Финляндии, Латвии, Эстонии. История повторилась, и усовершенствованные за счет налогоплательщиков всего бывшего Союза военно-морские базы и пункты базирования Балтийского флота в трех ставших суверенными государствами республик  оказались за пределами России.

Не буду приводить сравнения к уровню 1913 года, как это было модно  при Советском Союзе, - ныне другая система координат. И в ней до распада СССР Балтфлот по численности боевых кораблей был в три раза больше чем сегодня. В три раза меньше стало на флоте и моряков. Только офицеров и мичманов было уволено в запас свыше  20 тысяч. Но коль скоро по этим показателям более важна качественная составляющая, то приведу другие примеры, где количество важнее умения моряков и новизны кораблей.

Так, например,  с развалом Союза флот потерял 80 процентов основных пунктов базирования, 12 из 16 пунктов рассредоточения, а потери причального фронта - ровно 61 процент. Было потеряно 30 процентов аэродромов, на которых находилась четвертая часть авиации флота. Потери и без  того скудных судоремонтных мощностей  превысили три четверти имеющегося ранее.  

Недавно мне  в руки попала книга  с перечнем  списанных кораблей из состава ВМФ за последние  годы. Цифры удручают. Только в Лиепайской военно-морской базе Балтийский флот оставил десятки боевых кораблей и вспомогательных судов. Ракетный крейсер «Грозный» был брошен полузатопленным,  как и эсминец «Прозорливый». Среди брошенных   подводные лодки  К-79, К-93,К-96, К-142,К-183,К-372. Были брошены также КИЛ- 1, несколько тральщиков, вспомогательных судов. С 1987 по 1993 год находился на ремонте в Лиепае большой противолодочный корабль «Образцовый». На его ремонт было потрачено свыше 26 миллиардов  государственных рублей. Но в 1993 году корабль был похищен и сдан в металлолом. Ни страна,  ни флот не получили ни копейки.

Конечно, можно выводить из состава флота и продавать на «иголки» корабли и дальше. При условии, что взамен будут приходить новые, современные боевые единицы. А вот этого и нет. Обещанный и заложенный на стапеле  Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» 26 июля 1997 года боевой корабль  21 века «Новик» так и остался лишь в  мечтах моряков. Вошедший в конце прошлого века в боевой состав БФ единственный ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» перебазирован на Черное море.  На «иголки» пошли 17-летние  малые противолодочные корабли, построенные в Германии, большой десантный корабль «Донецкий шахтер», гидрографическое судно «Молдавия», уникальное спасательное судно «Севан» и т. д.

Подобно соломинке, переброшенной через ручей, флот  ныне « соединяет» два «берега», опираясь своими базами на Балтийск и Кронштадт. Видимость «переправы» есть, а попробуй, ступи на соломинку. Контролируя прежде одну треть (вместе со странами Варшавского договора) Балтийского моря, сегодня флот едва успевает озирать пятнадцатую часть морских «угодий».

В силу сложившихся  обстоятельств Балтийск  остался единственной ВМБ на южной Балтике, и практически весь корабельный состав флота сосредоточен здесь, за двумя границами от материковой России. И то,  что за морем ценою в полушку (для свыкшихся со счетом на доллары россиян, напомню, что была такая при царе в России разменная монета - берегла копейку, а та - рублик к рублику складывала) в Калининградской области из-за таможенных  пошлин недоступно не только обывателям. По  докладу командира Балтийской ВМБ контр-адмирала Александра Трояна членам комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, которые недавно посетили  Балтийск, 43 процента денежного содержания  его подчиненные вынуждены отдавать за коммунальные услуги, рост тарифов на которые многократно превышает рост благосостояния людей в погонах. Трудности проезда в Калининград и обратно, невозможность трудоустроить жен в Балтийске также не лучшим образом  сказываются на военных моряках.

В последнее время справедливое возмущение вызывает и заметное расслоение среди  людей в погонах. Денежное довольствие военнослужащих морских сил  Пограничного управления ФСБ при фактической равнозначности воинского труда значительно выше, чем у моряков-балтийцев.  Невероятно, но факт: в головном, можно сказать, соединении флота, на котором держится вся боеготовность, больше половины военнослужащих живут за чертой бедности.

Не лучше обстоит дело и с жильем. В Прибалтике, в местах прежнего базирования, оставлено тридцать тысяч квартир. Зато каждый четвертый, на кого надо равняться в строю, сегодня на Балтфлоте бесквартирный.  Приход молодых офицеров и комплектование частей контрактниками  только ухудшил жилищную проблему. Заявленный первыми лицами государства массовый переход на контрактное комплектование сопряжен с отсутствием финансирования. И потому набор контрактников на подводные лодки и надводные корабли затягивается.

Что же касается подводных лодок, то они сегодня, как  это было в ходе Великой Отечественной войны, оказались запертыми в Финском заливе. В  1990 году, когда я   пришел  на Балтику с Севера, здесь было  почти сто  подводных лодок. В том числе ракетные,  типа «Гольф - 2».  Сегодня в Ленинградской области  базируется 6 подводных лодок.  В море выйти могут, к сожалению, далеко не все.  Общая численность флота   33200 человек, в том числе 25 тысяч человек  служат в Калининградской области.

На пороге XXI века

Десять лет, за которые был значительно сокращен   старейший флот России, что   позволило натовцам господствовать на Балтике, у руля флота стоял адмирал Владимир Егоров,  позже губернатор Калининградской области.  В  свое время   в различных средствах массовой информации, устных выступлениях каких только обвинений (заслуженных и незаслуженных) не услышал адмирал в свой адрес.  Кто прав, а кто нет,  рассудит история.  Сменивший затем Егорова адмирал Владимир Валуев не уставал повторять, что  под его руководством в  XXI век  Балтийский флот вошел как качественно новое разновидное  оперативно-стратегическое территориальное объединение Вооруженных Сил, включающее в себя сбалансированное по родам, классам и подклассам корабельные силы, морскую авиацию, силы и средства ПВО, сухопутные и береговые войска, единые органы оперативного, технического и тылового обеспечения.

Сегодня в составе Балтийского флота, если верить начальнику отдела национальной безопасности аналитического управления аппарата  Совета Федерации  РФ  О. Кимлацкому, около 100 кораблей различных классов.  Основа ударной мощи Балтийского флота - эскадренные миноносцы, сторожевые и ракетные корабли, вооруженные новейшими комплексами высокоточного артиллерийского, ракетного и торпедного оружия, современными силами противовоздушной обороны. Более 70 процентов кораблей не старше 15 лет.

Но, как утверждает командир Балтийской ВМБ контр-адмирал Александр Троян, в период с 2007 по 2012 год более 85 процентов кораблей флота выслужат свои нормативные сроки. В составе морской авиации флота имеется 180 боевых и транспортных самолетов и   вертолетов, эксплуатационный режим которых позволит им находиться в строю до 2008 года.  Калининградский район противовоздушной обороны имеет на своем вооружении мобильные зенитно-ракетные комплексы 300 ПС, истребители перехватчики Су-27. Только вот сколько этих Су-27 сегодня могут подняться в воздух?

В школе, где я учился, на самом видном месте висел портрет боевого летчика Ивана Бабака. Учитель Бабак в 1941- м ушел на фронт, выучился на летчика, воевал под командованием знаменитого Покрышкина, стал Героем Советского Союза.  Через 25 лет после окончания школы портрет своего земляка я увидел в музее 689-го гвардейского Сандомирского, ордена Александра Невского истребительного авиационного полка имени А. И. Покрышкина в поселке Нивенское. Сегодня, увы, здесь музея нет, тишину не нарушает мощный гул Су–27. Взлетно-посадочная полоса – трехслойный бетон, покрытый специальными плитами (цена каждой более 300 долларов США), приходит в запустение и разворовывается.

«Бывший командующий ВВС БФ  генерал- лейтенант Виктор Сакерин, - рассказывает заслуженный военный летчик, кавалер  ордена  Красной звезды Николай Бурачук, - принял жуткое решение перебазировать уникальные Су-27 из Нивенского на аэродром Чкаловск в разобранном виде. У самолетов срезали крылья, сняли хвостовое оперение, стабилизаторы и т. д. и по ночам потащили по автомобильной дороге». Разворована и уникальная взлетно-посадочная полоса на  аэродроме  Коса, где базировались самолеты  БЕ-12…

Сухопутные и береговые войска флота, если верить документам Совета Федерации Федерального Собрания РФ, включают до 850 танков, 550 ракетных систем залпового огня, 350 единиц артиллерийских систем. Только вот ни слова в этих документах, что большинство танков стоят на базах хранения без аккумуляторов, и что от  польской границы до Калининграда на российской стороне нет ни единой воинской части.

Повседневные задачи флота заключаются в наблюдении за деятельностью военно-морских сил и войск иностранных государств в Балтийском море и в прибрежных районах в интересах своевременного предотвращения  и ликвидации, в том числе и под эгидой ООН, вооруженных конфликтов.  Кроме этого на Балтфлот возложена охрана государственной границы  в воздухе и подводной среде, содействии соединениям и частям пограничных войск в охране государственной границы на море и суше.

В мирное время Балтийский флот помимо решения прямых военных задач исполняет сегодня не менее ответственные и сложные функции, связанные со спасением на море, борьбой с минной опасностью, ликвидацией взрывоопасных предметов, участием в миротворческих акциях. Правда, из-за финансовых трудностей корабли флота вынуждены  простаивать у причала. Все больше и больше на флоте офицеров, которые с грустью произносят знаменитые слова адмирала Степана Осиповича Макарова: «В море - значит дома». Все больше и больше на флоте  матросов, которые море видят лишь с берега.  Правда, накануне Дня ВМФ, командующий Балтийским флотом вице-адмирал Константин Сиденко заявил, что в ходе нового этапа реформирования, начавшегося в Вооруженных Силах, Балтийский флот не будет сокращать численность личного состава, вооружения и техники. По его словам флот пополнится в этом году  одной подводной лодкой и корветом. И на том спасибо.

Тридцать лет  ношу я форму флотского офицера.  Заметки мои  не претендуют на истину в последней инстанции. Этот экскурс по Балтийскому морю лишь начало разговора по существу  заявления Верховного Главнокомандующего о  необходимости создания мощного Российского государства. Балтийцы, отрезанные от России двумя границами, могут продержаться  без новых кораблей, новых самолетов, без топлива, нового вооружения, а на лишь голом энтузиазме еще несколько лет. Но что потом? Ждать явление нового Петра, который возродит российский флота на Балтике, или клясть самодержавца, создавшего здесь флот триста лет назад?

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Правда.ru

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.