Непраздничные заметки флотского офицера

Мог ли предвидеть Петр 1 , «прорубив окно в Европу» что тем самым обрекает Балтфлот на выживание вдали от «материковой» России?

Годы, десятилетия моряки вместе с воспоминаниями о службе на кораблях и флотах увозят домой дэмэбэшные альбомы. Аббревиатура флотов в них в последнее время расшифровывается так: СФ – «сильный флот», ЧФ – «чи флот, чи не флот», ТОФ – «тоже флот», БФ – «бывший флот». Это больно и обидно. Но это действительно так. Ведь ни один флот Отечества нашего, а то и мира, не имеет столь яркой биографии, как Балтийский - старейший российский флот. Флот - воин, флот- труженик. Его корабли окно в Европу прорубили, посланцы Балтики утверждали российский флаг в Средиземноморье, балтийцы гибли во имя России в Цусиме, и они же были, образно говоря, тем эмбрионом, с которого начинались флоты на Черном море, на Севере и на Тихом океане. Но не возраст гнет Балтфлот сегодня. Геополитическое переустройство мира перемалывает в пыль все, что свыше трехсот лет создавалось Петром Великим и его последователями. Ведь из некогда фактически всего восточного побережья Балтики у России в новых политико-географических реальностях остались клочок суши Калининградской области да «лужа» Финского залива. А новые хозяева портов от Клайпеды до Таллина «играют» теперь против России.

Кто есть кто на море

В мелководной Балтике (суммарный объем ее воды примерно равен запасам Байкала) сосредоточены интересы не только девяти государств, выходящих на ее берега. Но именно эта « девятка» определяет сегодня будущее региона. Правда, каждая из стран имеет далеко не равную с другими «силу» голоса. Если раньше Советский Союз со своими партнерами по ОВД Польшей и ГДР могли поддерживать примерный баланс интересов, то ныне интересы России на уровне пятой (а то и ниже позиции).

И дело не только в более высокой степени экономического развития Германии, Швеции, Финляндии, Дании, ориентации на них Польши и прибалтийских государств. В совокупности и «в розницу» военно-морские силы этих стран перетягивают чашу весов не в пользу российского Балтийского флота, а значит, к экономическому фактору присовокупляется и военно-политический. Появляется так сказать, искушение силового диктата. И хотя в странах Балтийского региона ведется речь о том, чтобы не искать противника, а объединять усилия для решения общих проблем (в первую очередь экологических, спасение на море), интересы партнеров складываются с учетом их защищенности силовыми структурами на море.

Более того, за разговорами о разумном балансе флотов скрывается и явное наращивание военно-морских сил. Флот объединенной Германии - тому подтверждение. Он вроде бы и сокращается, но слабее не становится - переход количества в качество выдерживается строго. Особенно в совершенствовании и без того трудно обнаруживаемых даже на балтийском мелководье подводных лодок, которых сегодня у Германии 14. Кроме этого в строю 2 эсминца УРО, 12 фрегатов, 30 ракетных катеров и еще 113 других единиц. Что касается выучки немецких моряков, то она достаточно профессиональная. Несколько лет назад я побывал на борту эсминца «Лютенс», выходил в море на одном из ракетных катеров и судить об этом могу с полным основанием. Кроме этого в боевом строю у немцев свыше семидесяти самолетов типа «Торнадо», «Атлантик», ДО-228, около пятидесяти вертолетов «Си Линкс» и «Си Кинг».

Достаточно оснащенный и совершенствующийся флот имеет Швеция, мало соответствующий принципам объявленного нейтралитета. Судите сами, в ВМС Швеции сегодня служит 9200 человек. Флот располагает 9 подводными лодками, 6 корветами, 14 ракетными катерами и еще 27 единицами кораблей. Добавьте сюда еще 25 летательных аппаратов.

Более чем сорокалетний поиск советских, затем российских подлодок в шведских фиордах, поддерживающий миф о российской военной угрозе, оправдывает постоянное обновление этих сил. Запирающая же выходы из Балтики в Северное море Дания и без подобных оправданий планомерно усовершенствует свои ВМС. Ее довольно еще молодые 3 фрегата типа «Нильс Юэль» и их дальнейшее развитие 4 фрегата «Тетис», мало чем уступают фрегатам Германии. В боевом строю также 5 подводных лодок и еще 56 корабельных единиц.

Ни в какое сравнение с этими флотами, конечно же, пока не идут военно-морские силы прибалтийских республик. На вооружении латвийских ВМС 3 патрульных катера, 3 тральщика, литовских - 2 бывших советских МПК, тральщик, 3 ПК. Флот Эстонии имеет 9 корабельных единиц. Уверенно гарантируют безопасность своих морских границ, охрану судоходства и рыболовной зоны финские ВМС.

В связи с вступлением Польши в НАТО, эта страна - бывший союзник СССР, получила искусственное впрыскивание от НАТО. Сегодня в ВМС Польши служит 16860 человек. Флот имеет 3 подводные лодки, эсминец, фрегат УРО « О. Х. Перри», фрегат проекта 620, 4 МРК, 7 ракетных катеров и еще свыше 70 единиц. Авиация насчитывает 57 советских МИГов, свыше 50 вертолетов и около трех десятков транспортных и других самолетов.

Цена в полушку, да в рубль – перевоз

Октябрь семнадцатого года запер балтийцев в Кронштадте, лишив значительной части кораблей и практически всех доминирующих позиций на Балтике, в том числе военно-морских баз, построенных на российские средства в Финляндии, Латвии, Эстонии. История повторилась, и усовершенствованные за счет налогоплательщиков всего бывшего Союза военно-морские базы и пункты базирования Балтийского флота в трех ставших суверенными государствами республик оказались за пределами России.

Не буду приводить сравнения к уровню 1913 года, как это было модно при Советском Союзе, - ныне другая система координат. И в ней до распада СССР Балтфлот по численности боевых кораблей был в три раза больше чем сегодня. В три раза меньше стало на флоте и моряков. Только офицеров и мичманов было уволено в запас свыше 20 тысяч. Но коль скоро по этим показателям более важна качественная составляющая, то приведу другие примеры, где количество важнее умения моряков и новизны кораблей.

Так, например, с развалом Союза флот потерял 80 процентов основных пунктов базирования, 12 из 16 пунктов рассредоточения, а потери причального фронта - ровно 61 процент. Было потеряно 30 процентов аэродромов, на которых находилась четвертая часть авиации флота. Потери и без того скудных судоремонтных мощностей превысили три четверти имеющегося ранее.

Недавно мне в руки попала книга с перечнем списанных кораблей из состава ВМФ за последние годы. Цифры удручают. Только в Лиепайской военно-морской базе Балтийский флот оставил десятки боевых кораблей и вспомогательных судов. Ракетный крейсер «Грозный» был брошен полузатопленным, как и эсминец «Прозорливый». Среди брошенных подводные лодки К-79, К-93,К-96, К-142,К-183,К-372. Были брошены также КИЛ- 1, несколько тральщиков, вспомогательных судов. С 1987 по 1993 год находился на ремонте в Лиепае большой противолодочный корабль «Образцовый». На его ремонт было потрачено свыше 26 миллиардов государственных рублей. Но в 1993 году корабль был похищен и сдан в металлолом. Ни страна, ни флот не получили ни копейки.

Конечно, можно выводить из состава флота и продавать на «иголки» корабли и дальше. При условии, что взамен будут приходить новые, современные боевые единицы. А вот этого и нет. Обещанный и заложенный на стапеле Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» 26 июля 1997 года боевой корабль 21 века «Новик» так и остался лишь в мечтах моряков. Вошедший в конце прошлого века в боевой состав БФ единственный ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» перебазирован на Черное море. На «иголки» пошли 17-летние малые противолодочные корабли, построенные в Германии, большой десантный корабль «Донецкий шахтер», гидрографическое судно «Молдавия», уникальное спасательное судно «Севан» и т. д.

Подобно соломинке, переброшенной через ручей, флот ныне « соединяет» два «берега», опираясь своими базами на Балтийск и Кронштадт. Видимость «переправы» есть, а попробуй, ступи на соломинку. Контролируя прежде одну треть (вместе со странами Варшавского договора) Балтийского моря, сегодня флот едва успевает озирать пятнадцатую часть морских «угодий».

В силу сложившихся обстоятельств Балтийск остался единственной ВМБ на южной Балтике, и практически весь корабельный состав флота сосредоточен здесь, за двумя границами от материковой России. И то, что за морем ценою в полушку (для свыкшихся со счетом на доллары россиян, напомню, что была такая при царе в России разменная монета - берегла копейку, а та - рублик к рублику складывала) в Калининградской области из-за таможенных пошлин недоступно не только обывателям. По докладу командира Балтийской ВМБ контр-адмирала Александра Трояна членам комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, которые недавно посетили Балтийск, 43 процента денежного содержания его подчиненные вынуждены отдавать за коммунальные услуги, рост тарифов на которые многократно превышает рост благосостояния людей в погонах. Трудности проезда в Калининград и обратно, невозможность трудоустроить жен в Балтийске также не лучшим образом сказываются на военных моряках.

В последнее время справедливое возмущение вызывает и заметное расслоение среди людей в погонах. Денежное довольствие военнослужащих морских сил Пограничного управления ФСБ при фактической равнозначности воинского труда значительно выше, чем у моряков-балтийцев. Невероятно, но факт: в головном, можно сказать, соединении флота, на котором держится вся боеготовность, больше половины военнослужащих живут за чертой бедности.

Не лучше обстоит дело и с жильем. В Прибалтике, в местах прежнего базирования, оставлено тридцать тысяч квартир. Зато каждый четвертый, на кого надо равняться в строю, сегодня на Балтфлоте бесквартирный. Приход молодых офицеров и комплектование частей контрактниками только ухудшил жилищную проблему. Заявленный первыми лицами государства массовый переход на контрактное комплектование сопряжен с отсутствием финансирования. И потому набор контрактников на подводные лодки и надводные корабли затягивается.

Что же касается подводных лодок, то они сегодня, как это было в ходе Великой Отечественной войны, оказались запертыми в Финском заливе. В 1990 году, когда я пришел на Балтику с Севера, здесь было почти сто подводных лодок. В том числе ракетные, типа «Гольф - 2». Сегодня в Ленинградской области базируется 6 подводных лодок. В море выйти могут, к сожалению, далеко не все. Общая численность флота 33200 человек, в том числе 25 тысяч человек служат в Калининградской области.

На пороге XXI века

Десять лет, за которые был значительно сокращен старейший флот России, что позволило натовцам господствовать на Балтике, у руля флота стоял адмирал Владимир Егоров, позже губернатор Калининградской области. В свое время в различных средствах массовой информации, устных выступлениях каких только обвинений (заслуженных и незаслуженных) не услышал адмирал в свой адрес. Кто прав, а кто нет, рассудит история. Сменивший затем Егорова адмирал Владимир Валуев не уставал повторять, что под его руководством в XXI век Балтийский флот вошел как качественно новое разновидное оперативно-стратегическое территориальное объединение Вооруженных Сил, включающее в себя сбалансированное по родам, классам и подклассам корабельные силы, морскую авиацию, силы и средства ПВО, сухопутные и береговые войска, единые органы оперативного, технического и тылового обеспечения.

Сегодня в составе Балтийского флота, если верить начальнику отдела национальной безопасности аналитического управления аппарата Совета Федерации РФ О. Кимлацкому, около 100 кораблей различных классов. Основа ударной мощи Балтийского флота - эскадренные миноносцы, сторожевые и ракетные корабли, вооруженные новейшими комплексами высокоточного артиллерийского, ракетного и торпедного оружия, современными силами противовоздушной обороны. Более 70 процентов кораблей не старше 15 лет.

Но, как утверждает командир Балтийской ВМБ контр-адмирал Александр Троян, в период с 2007 по 2012 год более 85 процентов кораблей флота выслужат свои нормативные сроки. В составе морской авиации флота имеется 180 боевых и транспортных самолетов и вертолетов, эксплуатационный режим которых позволит им находиться в строю до 2008 года. Калининградский район противовоздушной обороны имеет на своем вооружении мобильные зенитно-ракетные комплексы 300 ПС, истребители перехватчики Су-27. Только вот сколько этих Су-27 сегодня могут подняться в воздух?

В школе, где я учился, на самом видном месте висел портрет боевого летчика Ивана Бабака. Учитель Бабак в 1941- м ушел на фронт, выучился на летчика, воевал под командованием знаменитого Покрышкина, стал Героем Советского Союза. Через 25 лет после окончания школы портрет своего земляка я увидел в музее 689-го гвардейского Сандомирского, ордена Александра Невского истребительного авиационного полка имени А. И. Покрышкина в поселке Нивенское. Сегодня, увы, здесь музея нет, тишину не нарушает мощный гул Су–27. Взлетно-посадочная полоса – трехслойный бетон, покрытый специальными плитами (цена каждой более 300 долларов США), приходит в запустение и разворовывается.

«Бывший командующий ВВС БФ генерал- лейтенант Виктор Сакерин, - рассказывает заслуженный военный летчик, кавалер ордена Красной звезды Николай Бурачук, - принял жуткое решение перебазировать уникальные Су-27 из Нивенского на аэродром Чкаловск в разобранном виде. У самолетов срезали крылья, сняли хвостовое оперение, стабилизаторы и т. д. и по ночам потащили по автомобильной дороге». Разворована и уникальная взлетно-посадочная полоса на аэродроме Коса, где базировались самолеты БЕ-12…

Сухопутные и береговые войска флота, если верить документам Совета Федерации Федерального Собрания РФ, включают до 850 танков, 550 ракетных систем залпового огня, 350 единиц артиллерийских систем. Только вот ни слова в этих документах, что большинство танков стоят на базах хранения без аккумуляторов, и что от польской границы до Калининграда на российской стороне нет ни единой воинской части.

Повседневные задачи флота заключаются в наблюдении за деятельностью военно-морских сил и войск иностранных государств в Балтийском море и в прибрежных районах в интересах своевременного предотвращения и ликвидации, в том числе и под эгидой ООН, вооруженных конфликтов. Кроме этого на Балтфлот возложена охрана государственной границы в воздухе и подводной среде, содействии соединениям и частям пограничных войск в охране государственной границы на море и суше.

В мирное время Балтийский флот помимо решения прямых военных задач исполняет сегодня не менее ответственные и сложные функции, связанные со спасением на море, борьбой с минной опасностью, ликвидацией взрывоопасных предметов, участием в миротворческих акциях. Правда, из-за финансовых трудностей корабли флота вынуждены простаивать у причала. Все больше и больше на флоте офицеров, которые с грустью произносят знаменитые слова адмирала Степана Осиповича Макарова: «В море - значит дома». Все больше и больше на флоте матросов, которые море видят лишь с берега. Правда, накануне Дня ВМФ, командующий Балтийским флотом вице-адмирал Константин Сиденко заявил, что в ходе нового этапа реформирования, начавшегося в Вооруженных Силах, Балтийский флот не будет сокращать численность личного состава, вооружения и техники. По его словам флот пополнится в этом году одной подводной лодкой и корветом. И на том спасибо.

Тридцать лет ношу я форму флотского офицера. Заметки мои не претендуют на истину в последней инстанции. Этот экскурс по Балтийскому морю лишь начало разговора по существу заявления Верховного Главнокомандующего о необходимости создания мощного Российского государства. Балтийцы, отрезанные от России двумя границами, могут продержаться без новых кораблей, новых самолетов, без топлива, нового вооружения, а на лишь голом энтузиазме еще несколько лет. Но что потом? Ждать явление нового Петра, который возродит российский флота на Балтике, или клясть самодержавца, создавшего здесь флот триста лет назад?
Источник: Правда.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.