Российско-литовский августовский кризис

Все новости по теме: Калининградский транзит
Власти Калининградской области будут добиваться принятия мер в отношении Литвы – за то, что соседи отказались снизить тарифы на транзит белорусских калийных удобрений и пригрозили начать ремонт железнодорожного полотна на калининградском направлении. Судя по взаимной риторике, звучащей в последнее время из уст как российских, так и литовских политиков, отношения между нашими странами пребывают в кризисе.

Летнее обострение российско-литовских отношений началось с продажи полякам нефтеперерабатывающего завода Mazeikiu nafta, на который претендовали «Лукойл» и «ТНК-BP». Затем случилась авария на нефтепроводе «Дружба» в Брянской области – в результате нефть перестала поступать в Литву. А на прошедшей неделе появилась информация о том, что в ходе российско-литовских дипломатических консультаций наши соседи пригрозили начать ремонт железной дороги на приграничном участке Кена – Кибартай, если Россия не возобновит поставки нефти.
Сначала литовские политики комментировали ход конфликта достаточно сдержанно. Секретарь МИД Литвы Альбинас Янушка заявил временному поверенному посольства России Дмитрию Цветкову, что надеется на скорейшее завершение ремонтных работ на нефтепроводе. Премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас намекнул, что «политических черт в длительном ремонте нефтепровода становится все больше». А в понедельник по окончании заседания правительства он заявил журналистам: «Если ремонт понадобится – значит, будем ремонтировать». Однако пока в адрес России не поступало официальных заявлений литовской стороны о начале каких-либо масштабных работ на железной дороге.
В то же время по этому вопросу высказывался командующий Балтийским флотом вице-адмирал Константин Сиденко. Он считает, что ограничение военного транзита осложнит жизнедеятельность флота. А представители Российской железной дороги не верят в такие меры со стороны Литвы.
Во вторник по окончании заседания областного правительства на Литву обрушился губернатор Георгий Боос. Во-первых, он считает, что «данный шаг связан с началом работы "Транснефти" по ремонту нефтепровода "Дружба". Литовская сторона расценила это как ответ на переуступку Mazeikiu nafta польской компании». Однако господин Боос тут же оговорился: «Все это известно только из сообщений СМИ и никаких официальных заявлений со стороны Литвы не было». Георгий Боос обращался в МИД и Минтранс России, где ему сказали, что знают о намерении литовских властей только из газет.
Кроме того, губернатор напомнил соседям, что в случает остановки калининградского транзита они нарушат международное соглашение и будут отвечать не только перед Россией, но и перед Европейским союзом, выступившим гарантом соблюдения соглашений о транзите. Если же Литва действительно решится на ремонт железной дороги, «у нас подготовлена запасная акция, которая нивелирует это», – отметил Боос. Еще одним подспорьем в решении транзитной проблемы, по его мнению, должно стать открытие регулярной паромной грузовой переправы по маршруту «Балтийск – Усть-Луга».
Эти вопросы Георгий Боос планирует поднять на встрече с Президентом России Владимиром Путиным. По словам губернатора, глава государства назначил ему аудиенцию в эту субботу в своей сочинской резиденции. Пойдет речь и еще об одной проблеме в российско-литовских отношениях – тарифах на перевозку белорусских калийных удобрений. В случае успеха в переговорах по выравниванию тарифов для портов Клайпеды и Калининграда Беларусь обещала переваливать через наш порт 1 млн тонн удобрений в год. Однако успехов в переговорах с Литвой не удалось достичь и здесь.
«Я буду настаивать перед Президентом, чтобы правительство России ввело такие же тарифы в направлении Клайпеды. Я предупреждал литовскую сторону, что буду настаивать на принятии Россией симметричных мер в отношении Литвы», – сказал Боос. Он прогнозирует, что в результате роста тарифов в направлении Клайпеды многие компании будут вынуждены переориентировать свои грузопотоки на Венспилс, Усть-Лугу и Санкт-Петербург. «Зачем это надо Литве, я не понимаю», – недоумевает губернатор. Впрочем, такие меры обернутся трудностями и для калининградский портовиков: так как Литва наверняка установит высокую плату за транзит, наши поставщики тоже переориентируются на другие порты.
В итоге Mazeikiu nafta может остаться без нефти, поскольку подвоз ее танкерами приведет к удорожанию тонны черного золота на 8 евро. При таком раскладе поляки откажутся покупать акции предприятия. Порты Калининграда и Клайпеды будут простаивать и могут совсем перестать существовать. Так мы повысим друг другу тарифы, а в результате не сделаем хорошо никому. Для предотвращения подобного сценария России и Литве нужно прекращать говорить языком ультиматумов и срочно начинать договариваться.
Источник: Западная Россия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.