Актриса Наталья МОТЕВА: У нас с режиссером была натуральная любовь

В начале этого месяца в Санкт-Петербурге завершились съемки фильма «Трудно быть богом» по повести братьев Стругацких. Этого события любители отечественного кино ждали семь лет. Мало кто знает, что единственную женскую роль в фильме - Киры, в которую влюбляется главный герой Румата (Леонид Ярмольник), сыграла наша соотечественница - Наталья Мотева. Она родилась и выросла в Калининграде. Основы актерской профессии Наталья начала постигать еще в школе, когда училась в театральном классе под руководством Бориса Бейненсона. Сейчас Наталья вспоминает съемки в фильме «Трудно быть богом» как один из самых счастливых периодов своей жизни. Мы сидим за столом в доме ее родителей, куда молодая актриса приехала погостить с годовалой дочкой Аглаей. Пахнет яблоками, сквозь окно пробиваются косые лучи утреннего солнца.

- Все равно как часть жизни моей прошла на съемках этого фильма. Сейчас уже многое забылось, я же снималась три года назад, уже успела ребенка родить, - улыбается Наталья.



Маргиналов больше, чем актеров

- Как проходило ваше утверждение на эту роль?

- До меня очень много народу пробовалось. Была одна девочка, Лаура, которая три года ходила на пробы, очень хотела сниматься у Германа. А я два раза пришла на пробы и начала работать. Мы с режиссером очень быстро нашли общий язык. И, несмотря на его тяжелый характер, он почему-то очень меня полюбил. Не знаю, может, он такой избрал ко мне подход, понял, что именно это на меня благотворно действует. Вообще у него к каждому артисту свой подход. У меня с ним была натуральная любовь.

- Съемочный процесс у Алексея Германа один из самых закрытых, он не любит публиковать рабочие кадры, не приветствует и репортажей с места съемок. Если можно, откройте секрет, что происходит за кадром, как проходит работа над фильмом?

- Самая главная особенность Германа как режиссера в том, что он не снимает ни одного мгновения впустую. Если ему что-то отснятое не нравится, он безжалостно это выкидывает и снимает заново. Может снимать по кадру в неделю, в месяц, даже в три месяца. Сам процесс съемок проходит так: он сначала репетирует, потом приходит, разводит кадр, кто где должен быть, какая атмосфера должна быть в кадре, кто что делает, какие слова говорит. Обязательно перед каждым сидит, думает и переделывает текст для каждого. У него каждое действие и изменение не случайно и не импульсивно, а органично вытекает из общей концепции. Потом приходит другой человек и долго репетирует. У Германа же профессиональных актеров мало задействовано, в основном у него работают «типажи» - люди с улицы. Были и пьяницы, которые по ходу съемок втягивались и бросали пить. Там задействованы и люди с физическими отклонениями - с ДЦП, инвалиды, люди с обожженными лицами - настоящими. Все работают без грима. Их только грязью помажут, и все, а так все натуральное. Таких людей у него занято 80 процентов, и только 20 - профессиональные актеры.



Нину Русланову кололи шилом

- А как режиссер общается с актерами, как руководит процессом? Авторитарно, или наоборот, бережно и мягко?

- В рабочих отношениях, в объяснении этому человеку просто равных нет. Он может растолковать любому на любом языке. Вообще же он славится своими жесткими приемами. Если артист не может сыграть то, что ему нужно, он придумывает физические способы воздействия. Ходит даже такая байка, что когда Нина Русланова, играя в фильме «Хрусталев, машину!», никак не могла натурально вздрогнуть и обернуться, он посадил под стол человека, чтобы тот колол ее шилом в ногу, и она натурально вздрагивала. Мне в этом смысле повезло - никаких подобных методов ко мне не применялось.



«Полюбила фантастику, благодаря режиссеру»


``

- Насколько фильм Германа отличается от более ранней версии «Трудно быть богом», снятой Петером Фляйшманом?

- Фильм Германа - не отвлеченное повествование об иных мирах, он про нынешнюю ситуацию, про власть, про народ. В фильме минимум искусственного. Декорации, внешность, все максимально натуральное. По настроению фильм должен получиться очень болевым, понятным каждому. Это не боевик, который можно смотреть, и он не будет затрагивать чувства. Я люблю такое кино, я его понимаю, и хотелось бы, чтобы люди его тоже полюбили.

- А сами вы, кроме сценария, произведения братьев Стругацких читали?

- Да, и начала читать именно благодаря Герману. Все самые популярные романы прочла. Раньше не очень любила фантастику, а из-за съемок прочитала, и мне очень понравилось.

- Расскажите о своей роли, ваша героиня, Кира, какая она?

- Это очень светлый, честный, но одновременно с этим и трагичный образ. Это девочка восемнадцати лет, тихая и застенчивая. Ясная, чистая душа, не знающая ненависти, умеющая любить спокойно и без оглядки. В нее влюбляется Румата, чтобы вскоре трагически потерять. Моя роль не главная, но ключевая. Меня во всем фильме будет, может быть, минут десять. Но эти 10 минут дорогого стоят. За полтора года съемок фильм стал неотъемлемой частью моей жизни.



Прическа приглянулась модницам

- Вы упомянули, что большинство актеров и статистов работают без особого грима, а вам меняли что-то во внешности?

- У меня такого плана внешность, что особо ничего не меняли. Сначала хотели лоб подбрить, потом передумали. Мне наложили несколько царапин, лицо и руки пачкали гримом грязи. Она так въедалась, что потом очень долго приходилось руки скрести, чтобы, допустим, в ресторан пойти. Иначе люди очень косились на девушку с грязнущими пальцами. На голове у меня была повязка через лоб, а волосы не косичками, а прямо прядками переплетали бечевками и кожаными ленточками. На ее создание уходило час-полтора, и чтобы каждый раз не терять время на их создание, я приноровилась по Питеру ходить с такой прической. А потом заметила, что многие девчонки стали себе тоже такую прическу из переплетенных прядок создавать. Мелочь, а приятно.



КСТАТИ

О чем кино

Снято по мотивам повести «Трудно быть богом» Аркадия и Бориса Стругацких. Наша Галактика, далекое будущее... Люди нашли во Вселенной планету, как бы зеркальный двойник Земли, только на уровне развития нашего Средневековья, усугубленного уже тогда тоталитаризмом и фашизмом. Молодого ученого-историка с Земли под именем храброго рыцаря Румата Эсторский высаживают на эту далекую планету. Его цель - быть сторонним наблюдателем и изучать ход истории планеты, подобной земной, со стороны. Но, видя кругом чудовищную несправедливость и зверства, Румата решает взять в руки меч и возглавить восставший и запуганный народ, тем самым нарушив предполагаемый ход истории...



ДОСЬЕ «КП»

Наталья Мотева родилась в 1979 году. В 2000 году окончила ГИТИС, курс Л. Е. Хейфеца. Снималась в фильмах «Цирк», «Неуправляемый занос», «Мужчины могут все», сыграла во многих спектаклях. Сейчас замужем, воспитывает дочку Аглаю, живет в Москве. Муж - Николай Иванов, актер Московского тюза.

Алексей Юрьевич Герман родился в Ленинграде. В 1960-м окончил ЛГИТМиК (мастерская Г. Козинцева). Работал в Смоленском драмтеатре, Ленинградском Большом драматическом театре (1961-1964). В 1992 получил приз «Золотой овен» в номинации «Человек кинематографического года» («За создание уникальной студии, интуицию и настойчивость»). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Народный артист РСФСР. Снял фильмы «Рабочий поселок», «Седьмой спутник», «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин» и «Хрусталев, машину!».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: КП - Калининград

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.