Россия хочет сохранить иномарки старше 7 лет

Во вторник во Владивостоке прошла крупная акция протеста против введения обязательной сертификации подержанных машин, ввозимых из Японии, на соответствие “Евро-2”. Ранее от похожих забастовок сотрясалась Калининградская область.

Москвичами митинги всерьез не воспринимаются, поскольку они локально ограничены территорией Калининграда либо Владивостока, а своеобразная фильтрация рынка от “праворулек” и старых иномарок, по мнению многих, наоборот, даже не повредит.

Похожего мнения придерживаются и московские дилеры подержанных иномарок. Например, как рассказал PR-менеджер торгово-выставочного центра “Автогарант” в г. Люберцы Арсен Петросян, проблемы “Евро-2” для московских дилеров как таковой и не существовало. “Автомобили возрастом старше 7 лет в Москву практически не попадали , таможенные пошлины на них слишком высоки (от 2 до 3 евро за куб. см), – говорит А. Петросян. – Автомобили моложе 7 лет и так попадают под сертификацию “Евро-2”. Единственная проблема – это паузы и очереди на таможнях, но сейчас они постепенно разгружаются. В Москве преобладает первичный автомобильный рынок, поэтому проблема характерна скорее для регионов. Для московских продавцов она неактуальна.

Провинциальные же автодилеры в очередной раз упрекают правительство РФ в непродуманности механизма сертификации по экологическим стандартам “Евро-2” подержанных автомобилей из Европы и Японии, ввозимых в Россию. В связи с этим дальневосточные автопродавцы подготовили “Коллективное письмо протеста против формы сертификации иномарок по Евро-2” премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову и депутатам Государственной думы с настоятельной просьбой перенести сроки введения экологических норм.

В своем послании дилеры требуют, чтобы платная сертификация была отменена вообще, а соответствие экологическим нормам определялось таможенными органами в рабочем режиме согласно имеющимся таблицам. Бастующие считают, что если не отсрочить процедуру сертификации, это неминуемо приведет к очередной блокаде работы таможни осенью, поскольку проблема с должным количеством сертификатов и их выдачей, по мнению дилеров, по-прежнему не решена.

Экологические стандарты “Евро-2” начали действовать в России весной. Напомним, что техническим регламентом “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ” было установлено, что с 22 апреля 2006 года на российский рынок не могут быть выпущены автомобили класса ниже, чем “Евро-2”. Обязательным условием при прохождении таможни стало наличие сертификата “Евро-2”. Проблемы возникли сразу: в течение последних месяцев на российских таможнях выросли огромные очереди.

Причин этому несколько. После “срочного” введения новых экологических норм обнаружилось много противоречий. Прежде всего, от разрешения на беспрепятственный ввоз подержанных иномарок до запрета прошло менее месяца, и многие машины оказались “заморожены” в портах и контейнерах. От автовладельцев таможенники и сейчас требуют наличия сертификата, где была бы проставлена печать о том, что автомобиль соответствует нормам “Евро-2”. При этом еще несколько месяцев назад никто, включая таможенников, не представлял, как этот сертификат выглядит, где их брать и как их выдавать. Все это время автопродавцы несли огромные убытки, а кое-кто воспользовался ситуацией с целью наживы.

“Процедура сертификации отдана на откуп получившим лицензию коммерческим организациям, которые установили на нее собственные расценки, – говорится в письме автодилеров. – Так, при ввозе автомобиля через Дальневосточную таможню придется заплатить коммерсантам 3600 рублей, через Новороссийскую – 6000 рублей. При этом вся процедура заключается в том, что согласно единым таблицам будет определяться, соответствует автомобиль классу “Евро-2” или нет. Никакого осмотра автомобиля проводиться не будет. Фактически владельцев заставляют платить немалые деньги за минимальную работу, то есть мы видим неприкрытую попытку нажиться на добросовестном покупателе!” После огромных очередей в Калининграде такая же ситуация возникла и на Дальнем Востоке. Организационные проблемы растаможки и доплаты делают “возню” с подержанными иномарками откровенно невыгодной для перекупщиков.

Пока на таможнях действует упрощенная процедура растаможки: до 1 сентября ввоз автомобилей в Россию осуществляется на основе разработанной Ростехрегулированием совместно с НАМИ таблицы соответствия стандарту “Евро-2”. Таблица создана на основе законодательства разных стран, и в ней указано, где и когда была введена норма “Евро-2”. Согласно ей, автомобили, соответствующие нормам “Евро-2”, в США выпускаются с 1994 года, в Европе – с 1997 года, в Японии – с 1998 года. Большинство этих автомобилей предназначены для региональных рынков. А вот после 1 сентября машины будут растаможивать строго по вышеупомянутым сертификатам, что, по мнению дилеров, и приведет к очередной блокаде таможен.

Участники вторичного авторынка считают, что дело лоббируется заинтересованными структурами российского автопрома, в том числе для того, чтобы перекрыть импорт “праворулек” в Россию. Коллективное письмо будет подано в Правительство РФ 25 августа, ну а пока автовладельцы продолжают собирать подписи. Уже подписалось свыше 11 тыс. человек. Как на письмо отреагируют депутаты? Неизвестно. Но многие сомневаются, что решение будет принято в пользу региональных автодилеров.

Отметим, что мнения автовладельцев насчет злополучного стандарта “Евро-2” расходятся. В том, что экологические нормы необходимы, уже вряд ли кто-то сомневается. Но вот непроработанную процедуру сертификации многие считают самодурством властей. В то же время многие автовладельцы со скепсисом наблюдают попытки своих товарищей повлиять на ситуацию, считая, что все равно все останется так, как удобнее тем, кто “наверху”.
Источник: AutoNews

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.