Человек с киркой

В 2001 году в России вышел в прокат фильм, который назвали впоследствии культовым: «Даун Хаус». Федор Бондарчук, Иван Охлобыстин, другие актеры и сценаристы из этой картины приобрели общероссийскую популярность. Однако мало кто знает, что вторым режиссером этого фильма был калининградец - Эдуард Резник. Оказывается, наш земляк сегодня один из самых востребованных сценаристов известных сериалов, идущих на центральных каналах.


ВГИК вернул в Россию

- Эдуард, как случилось, что на родине в Калининграде о вас почти никто не знает?

- Я родился в 60-м, в 78-м закончил школу №16 и поступил в КТИ на механико-технологический факультет. По распределению после института поехал в Эстонию. И там три года работал в Пярну на рыбокомбинате. Уже оттуда поехал поступать во ВГИК, пять лет жил в Москве, потом эмигрировал в Израиль. Через 7 лет вернулся в Москву по делам и встретил на вокзале девушку, с которой вместе учился во ВГИКе. Мы поженились и родили детей. Так я остался в Москве. Но все эти годы мечтаю съездить в Калининград и никак не могу вырваться.

- Почему выпускник технического института стал сценаристом?

- Отвечу откровенно. Мои родители запихнули меня в технический институт, меня не спросив. Они страшно боялись, что я попаду в армию. Обычная история. Уже на третьем курсе я испытал ощущение духоты, как будто жил в бетонном бункере. Мы с друзьями сочиняли памфлеты, писали статьи сами о себе, рассказы, рисовали карикатуры. У меня до сих пор сохранился толстый альбом с карикатурами на Брежнева. Потом совершенно незнакомая девушка предупредила, чтобы мы больше этим не занимались.

В Эстонии реализовались самые худшие мои подозрения в том, что я никому не нужен. С дипломом инженера пищевых производств я работал кладовщиком. Я приуныл, стал пить. Неожиданно для себя начал писать. А тогда в обществе творчество не поощрялось. Человек, который что-то спонтанно написал, должен был сам себя бить по рукам, а написанное съесть. Оказалось, что в Пярну живет добровольно сам себя сославший туда Давид Самойлов, советский поэт. Я к нему пришел, как-то подружился, его жена мне посоветовала поступать во ВГИК, я туда послал свои работы. Неожиданно оказалось, что они прошли творческий конкурс. Неожиданно, потому что нас так воспитывали, что пишут те, кому надо, а киркой работают тоже те, кому надо. Меня причисляли к тем, кто с киркой.



Охлобыстина нюансы не интересуют

- Как вам работалось над фильмом «Даун Хаус»?

- Я работал в качестве второго режиссера, режиссером-постановщиком был Рома Кочанов. Я выполнял административную работу.

- Иван Охлобыстин и Федор Бондарчук уже тогда претендовали на звездность?

- Их творчество, которое мы видим на экране, - это только надводная часть айсберга. И весьма тусклая его часть. В жизни эти люди живут свободно, фонтанируют юмором. Мы с Федей мучались: он был ужасно непунктуален, но его все любили на площадке. Он опаздывал на съемку на 4 часа, все уже были на взводе, а я так просто в бешенстве. Но когда он появлялся, его прощали. Он постоянно пытался выпрыгнуть из сюжета. Допустим, ему режиссер поручает по сюжету просто перейти улицу по переходу. Там перехода не было, мы его сами нарисовали, он должен был просто переходить эту зебру. А Федор останавливается и говорит: «Слушай, Рома, а давай я здесь встану, раскину руки и громко запою. Так громко, что птица от испуга нагадит мне на лоб».

Или другой случай, уже из жизни Ивана Охлобыстина. Когда он сообщил, что его жена ждет очередного ребенка (а их у него куча, я уже сбился со счета), мы спрашиваем: «А кого вы ждете, мальчика или девочку?» Он отвечает: «Нюансы меня не интересуют».



Сериалы сохранили кино

- Вы написали сценарии фильма «Времена не выбирают», сериала «Линия защиты», «Неотложка», «Подари мне жизнь» и «Сонька Золотая Ручка». А каким образом вы пришли к телесериалам?

- Российского кино многие годы просто не существовало. Была некая тлеющая система, где люди, среди которых было очень много талантливых и известных, просто приходили в Госкино за деньгами, им по старой славе давали деньги, а они снимали фильмы, которые негде было прокатывать. Единственный, кто на этом выигрывал, был исполнительный продюсер, который из сметы фильма вынимал свои деньги. Зритель во всей этой истории был совершенно лишним. Но кино не может существовать без зрителя. И единственное место, где зритель был - это телевизор. Я знал, что если я напишу «Подари мне жизнь» как киносценарий, то его никто не увидит. А если я то же самое порежу на 8 частей, назову сериалом и продам, как сериал, то это купят мгновенно. И действительно, купили мгновенно. Позвонили мне через две недели после того, как я поставил точку. Судя по рейтингам, его увидели 15 миллионов человек.

- Чем сейчас занимаетесь?

- В данный момент у меня одновременно выходит несколько работ и одновременно пишется несколько сценариев - фабрика работает. Мое любимое дитя сейчас - роман о том, как наших современников, двух ребят, не слишком хорошо управляемая ими машина времени забрасывает в прошлое. И они попадают в ленинские времена, во времена Ивана Грозного, во времена Новгородского вече. И многие события, которые там происходят, - результат общения наших ребят с политиками того времени. Ну и, конечно, там разворачивается своя личная душераздирающая история. Я не случайно выбрал формат романа, несколько книг уже вышло по моим сценариям. Существует же такая система, когда по сценарию издательство преобразует текст в литературу. Но так преобразует, что лучше бы не трогали. А книга, которую я пишу, мне дорога.



ИЗ ДОСЬЕ «КП»

РЕЗНИК Эдуард, автор сценариев:

2006 - «Адреналин», 12 серий, «Форвард-Фильм», в производстве.

2006 - «Репродукция», 4 серии, студия «АТВ», в производстве.

2006 - «Убить Гитлера», 8 серий, «Ментор-Синема», в производстве.

2006 - «Подкидыши», по собственной идее, киносценарий, «Студия Слово», в производстве.

2006 - «Туда, где живет счастье», по собственной идее, 4 серии, «Вектор-Фильм». Сценарий - номинант конкурса «Российский сюжет-2004».

2005 - «Клиника», 8 серий, «Хорошо Продакшн», в производстве.

2005 - «Дорогой мой человек», экранизация трилогии Ю. Германа, 24 серии, «Новый Русский Сериал», в производстве.

2004 - «Олигарх с Большой Медведицы», 8 серий, «Феникс-Фильм», в производстве.

2004 - «Плата за любовь», по собственной идее, 12 серий, студия «ДомФильм».

2003 - «Аэропорт», 30 серий, студия «Новый Русский Сериал».

2003 - «Подари мне жизнь», по собственной идее, 8 серий, студия «Фаворит-Фильм».

2002 - «Сонька - Золотая Ручка» - документально-игровой, 52 минуты, киностудия «Белая Ворона.

2001 - «Времена не выбирают» - 8 серий, «Новый Русский Сериал».

2000 - «Линия защиты», сериал, студия «Новый Русский Сериал».

2000 - «Неотложка», сериал, «НТВ-Кино» и другие.
Источник: КП - Калининград

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.