Лечим сказкой

«Жил-был зайчик, который всего боялся. Однажды он шел по лесу и увидел волка. Испугался, побежал и увидел нору. Забился в нее, волк ушел, а зайчик выйти обратно боится»…
Эту грустную сказку сочинил 5-летний мальчуган. Психолог сразу же поставил диагноз: у малыша паническая боязнь общения с другими детьми, страх темноты. И поможет ему избавиться от этого сказкотерапия.
Сказкотерапия - это возможность решить эмоциональные и личные проблемы ребенка и с помощью той же книжки скорректировать их.
- У каждого ребенка есть страхи, - говорит психолог Иван Котва. - Кто-то боится темноты, собак или воды. Есть дети, у которых страх перед детским садиком. А родители силой их туда ведут, даже не сделав попытки разобраться, почему ребенок плачет, боится общения с детьми. А это чревато. Страх со временем может перейти в болезнь. Сказки помогают без особых усилий все эти проблемы ребенка решить.
Психологи предлагают сказки сочинять. Ребенку говорят: «Представь, что ты попал в волшебный магазин. Выбери три сказочные вещи». Малыш берет волшебную палочку, сапоги-скороходы, ковер-самолет, скатерть-самобранку и так далее. А потом уже просят сочинить сказку с этими предметами.
- Если ребенок сочинил сказку с хорошим концом, как правило, у него никаких проблем нет. Если у сказки плохой конец, в ней присутствуют страшные герои - волк, Змей Горыныч, Баба-яга, - тут родителям стоит поволноваться, - продолжает Котва. - Ведь «у кого что болит, тот о том и говорит». А страшные образы и есть психологические проблемы ребенка, которые надо победить. Ничего сложного в этом нет. Пофантазируйте с малышом, что нужно сделать, чтобы сразить Горыныча. Достать меч-кладенец, подружиться с тем-то и тем-то сказочным героем. Волка важно покормить, и он перестанет быть злым, а с Бабой-ягой вообще надо подружиться. Малыш все это сочиняет, проговаривает, и в голове у него в этот момент щелкает, в сознание закладывается информация о том, как можно победить свой страх.
Есть еще такой вариант: предложите малышу распределить сказочные роли среди родных. И если мама окажется Бабой-ягой, а папа Злым Серым Волком, то здесь уже надо задуматься, почему вы у собственного дитя ассоциируетесь именно с этими персонажами.
- Сказка - метафорична, своими образами она повторяет нашу жизнь, - говорит психолог. - Герой ребенка научится дружить, не бояться, а следом за ним, придя в детский сад, ваш малыш уже не будет реветь в углу, а тоже сделает попытку с кем-нибудь подружиться. У каждой сказки обязательно должен быть счастливый конец. Кстати, знаете, чем закончилась история о бедном зайчике? Сидел он сидел один, и вдруг в норку залез медвежонок. «Ты чего, - спрашивает, - здесь сидишь?» «Я боюсь», - отвечает зайчик. «И я боюсь», - признался медвежонок. А через некоторое время говорит: «А чего мы с тобой вдвоем тут сидим, давай лучше дружить и больше никого не бояться»!
Полезное чтиво

Какие сказки ребенку полезно читать?
- Русские народные, - говорит Иван Котва. - Ведь они ближе всего нашему менталитету. В них добро побеждает зло, через труд герои находят счастье.
Контролировать импульсивность поведения помогают сказки, где есть дорожный камень - «Направо пойдешь - коня потеряешь, налево - себя». Такие сказки учат детей задумываться над своими поступками. Среди авторских сказок я бы посоветовал «Винни-Пуха», она учит детей социальным отношениям. Добрая и хорошая сказка «Золушка». Вне конкуренции сказки Александра Пушкина, написанные с народных.
«Вредные» книжки

До сих пор помню, как я в детстве рыдала над сказкой Андерсена «Девочка со спичками» про малышку, замерзшую на улице в канун Нового года.
- Такие сказки лучше читать в среднем школьном возрасте, - продолжает Иван Котва. - Авторские истории очень сложны для восприятия детей, ведь когда сказочник писал их, он вкладывал в них какие-то свои взрослые эмоции. Если у вас гиперактивный мальчик, то не рассказывайте ему «Колобка» и «Кота в сапогах». Слишком самостоятельные и активные герои, ребенок может им подражать. Вообще я бы посоветовал родителям читать только те сказки, которые им самим нравились в детстве. И заодно поинтересуйтесь у ребенка, кто из героев ему больше нравится - вдруг окажется отрицательный образ. Возможно, что все проблемы ребенка, с которыми вы боретесь каждый день, скрываются именно в подражании ему.
Зачем нужно народное творчество?

Сказка простым и доступным языком рассказывает ребенку о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под интересными историями.
Без лишних сложностей сказки прямо и доходчиво, на ярких примерах объясняют ребенку, что быть плохим - значит действовать себе во вред, а быть хорошим правильно и выгодно. Положительного героя всегда ждет награда - полцарства, принцесса или на худой конец сладкий пряник. При этом сказки вовсе не приучают ребенка к мысли, что хорошим быть легко и ему все достается просто так.
Сказки щедро делятся с ребенком надеждой и оптимизмом. Какие бы трудности ни стояли перед сказочными героями, они их обязательно преодолеют своим трудолюбием, добротой, щедростью и умом.
Если у ребенка плохие сны
Эту проблему тоже поможет решить сказкотерапия. Заранее, перед сном, вместе с сыном или дочкой придумайте чудесный сон на ночь, а утром попросите рассказать, а еще лучше нарисовать то, что ребенок увидел. Рисунок с хорошим сном повесьте над кроватью, а с плохим - порвите и выбросите, пообещав, что этот сон малышу больше не приснится.
Источник: Газета "Страна Калининград"

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.