Литовский проект «Вильнюсский скоростной трамвай» объявлен приоритетным

Все новости по теме: Литва
Так уж сложилось, что за все время существования литовского государства в нём никогда не было не только такого вида городского транспорта, как конка, но и трамвая на электрической тяге.

И вот 15 января 2007 года у одного из трёх вильнюсских «небоскрёбов», в котором располагается столичная мэрия, появился необычный объект, ставший местом настоящего паломничества столичных жителей. Под сборным, из металлоконструкций, тентованным каркасом стоит иллюминированный макет суперсовременного трамвая в натуральную величину с открытыми дверями. Каждый из посетителей может войти в него, посидеть не только на пассажирских местах, но и в кабине водителя. Здесь же вниманию «пассажира» представлена аудио- и видеоинформация о самом трамвае и проекте «Вильнюсский скоростной трамвай».

Сам макет стоимостью в 350 тыс. евро Вильнюсской мэрии предоставил муниципалитет французского города Ницца, где он демонстрировался подобным образом жителям в период строительства линии скоростного трамвая. По условиям договора между мэриями двух городов макет предоставлен бесплатно с условием обязательного возврата владельцу.

Возле этого макета и состоялась наша беседа с Юрием Чекуришвили – директором филиала «Вильнюсский скоростной трамвай» муниципальной компании «Услуги сообщения». По его словам, впервые о проекте внедрения нового вида городского транспорта - трамвая, власти Литвы заговорили в1983 году. Тогда же было получено согласие Москвы на финансирование и реализацию проекта в Вильнюсе. Столичные жители должны были получить этот подарок к 2001 году, однако по известным обстоятельствам этого не произошло.

Благодаря инициативе и настойчивости мэра Вильнюса Артураса Зуокаса в 2003 году была начата проработка проекта «Вильнюсский трамвай». Власти французской Ниццы способствовали получению финансирования на техническое исследование и обоснование проекта. В качестве спонсора выступил Европейский банк инвестиций Люксембурга. В результате исследований у мэрии сформировалось решение о необходимости строительства двух линий (маршрутов «А» и «В») трамвайного сообщения, приспособленных для эксплуатации не простого, а скоростного трамвая.

Первая линия (маршрут «А») свяжет городской железнодорожный вокзал и центральную автобусную станцию с одним из самых отдалённых районов города «Сантаришкес», который известен тем, что в нём расположен самый крупный в Литве комплекс лечебных учреждений, где проходят специальное обследование, диагностику и лечение жители всех районов и городов Литвы. Этот маршрут протяженностью в 10,4 км с 16 остановками, не считая конечных, трамвай должен преодолеть за 27 минут со средней скоростью более 23 км/час. По расчётам, интервалы прибытия каждого следующего состава на остановку должны составлять 5 минут в часы пик и 10 минут в обычное время.

Вторая линия (маршрут «В») будет иметь ответвления, которые свяжут центр Вильнюса с двумя «спальными» районами – «Каролинишкис» и «Лаздинай». Интервалы движения составов такие же, как и на маршруте «А».

Первая линия скоростного трамвая должна быть введена в эксплуатацию через четыре года после принятия решения о строительстве. По оценке экспертов, на строительство и запуск в эксплуатацию маршрута «А» потребуется от 450 до 580 млн литов. Из них 130 млн литов предполагается использовать на сохранение и улучшение экологии окружающей среды, а также на перенос городских транспортных сетей, вызванный необходимостью прокладки трамвайных путепроводов.

Проект «Вильнюсский скоростной трамвай» прошёл экспертизу ЮНЕСКО. По заключению экспертов этот вид городского транспорта является самым экономичным и экологическим, превосходя по этим показателям даже троллейбус, не говоря уже о городских автобусах, такси и легковых автомобилях.

С учётом того, что в преддверии 2009 года, когда Вильнюс станет столицей европейской культуры, его мэрия обязалась направить инвестиции не только на модернизацию инфраструктуры городского транспорта, но и на здравоохранение, социальную защиту, обновление Старого города, образование и культуру, встал вопрос о финансировании такого крупного, объявленного приоритетным, проекта «Вильнюсский скоростной трамвай». Городские власти приняли решение объявить «тендер» на участие в реализации этого проекта с привлечением коммерческих компаний Евросоюза. Победитель тендера получит право не только на строительство трамвайных путепроводов и поставку подвижного состава, но и концессию на эксплуатацию трамвая сроком на 25 лет. Город берёт на себя обязанность, внести до 50 процентов средств, требуемых на строительство трамвайных линий. Победитель конкурса должен будет основать акционерное общество (оператор + строитель + производитель трамваев + город), причём город не сможет претендовать на контрольный пакет акций. Однако за городской властью останется право контроля над эксплуатацией трамвая по правилам, которые он установит со всеми вытекающими отсюда последствиями. Возврат инвестиций и получение прибыли концессионерами будут осуществляться только за счёт продажи проездных билетов пассажирам и мероприятий по улучшению эксплуатации путей и подвижного состава.

Как сообщил Юрий Чекуришвили, самым сложным моментом для реализации этого проекта является то обстоятельство, что сроки начала строительства напрямую зависят от высших властей Литвы. Предстоит большая работа по внесению поправок в соответствующие законы Литовской Республики. Это - закон о транспорте, кодекс путей, а также правила дорожного движения. Вильнюсская мэрия уже подготовила законодательные предложения по этому вопросу. Представители правящей коалиции Вильнюсского горсовета, основу которой составляют либерал-центристы, возглавляемые нынешним мэром Артурасом Зуокасом, большие надежды возлагают на поддержку вильнюсских избирателей на предстоящих 25 февраля 2007 года муниципальных выборах. Проголосовав за либерал-центристов, жители Вильнюса одновременно выразили бы свою поддержку проекту «Вильнюсский скоростной трамвай».
Источник: Калининградская Правда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.