Калининград превратят в "бестрамвайный" рай для маршрутных таксомоторов

Все новости по теме: Город
Через пару лет в областном центре днем с огнем не найдешь ни автобусов, ни троллейбусов, ни трамваев. Таков прогноз человека, что называется, собаку съевшего в сфере городских пассажирских перевозок. На чем базируется его пессимизм? Что нужно делать, чтобы этого не произошло? На эти и другие вопросы обозревателя «Калининградской правды» Андрея Горбунова ответил старейшина местного транспортного «цеха», член правления Калининградского регионального автотранспортного союза Михаил ЦУКАНОВ.

- Михаил Максимович, куда, по вашему мнению, катятся наши трамваи, троллейбусы вкупе с муниципальными и частными автобусами?

-В никуда. Полагаю, в Калининграде через два года вообще не останется транспорта общего пользования. Причем первыми вымрут муниципалы, дела у которых обстоят куда хуже, чем у частников. Судите сами. Двадцать лет назад, когда я возглавил транспортный отдел мэрии, на линию ежедневно выпускались примерно двести трамваев, сотня троллейбусов и 180 муниципальных автобусов. Сейчас же эти цифры таковы: 35, 27, 40. Но самое неприятное, что уже нет ни одного трамвайного вагона, который не подлежал бы списанию. Однако никакие меры по замене отслуживших своё трамваев на новые не принимаются. Более того, в этом году трамвайщики вообще остались без финансовой поддержки. Если в 2006-м МКП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» получило из городской казны 100 миллионов дотационных рублей, то теперь – дырку от бублика. В результате там начались серьезные проблемы с выплатой зарплаты...

Вообще, создается впечатление, что калининградский электротранспорт целенаправленно «топят». К примеру, в прошлом году чиновники дали команду начальнику МКП «ТТП» Ивану Кравцову заменить на улице Горького трамвай троллейбусом. Тот без предоплаты, исключительно под свое честное слово, взял у оптовиков материалы на сумму около 7 миллионов рублей, необходимые для обустройства контактной линии. Затем подчиненные Кравцова ударными темпами смонтировали оборудование. Чтобы начать работать и рассчитаться с поставщиками, оставалась формальность – получить распоряжение из мэрии об открытии нового троллейбусного маршрута. Однако проходят недели, месяцы, а этой бумаги нет. И когда она появится, неизвестно. Все, что говорят сейчас Кравцову, – жди. Вот он и ждет у моря погоды, рискуя дождаться судебных приставов...

- Не станет ли палочкой-выручалочкой для муниципалов слияние двух предприятий – трамвайно-троллейбусного и автобусного?

- Наоборот, это их еще быстрее добьет. Нельзя даже структурно объединять две разнопрофильные организации, одна из которых использует электричество и металлические колеса, другая – топливо и резиновые покрышки. А тут, насколько мне известно, речь идет не только о создании единого управленческого аппарата, но и о переезде автобусников на улицу Киевскую – туда, где располагается троллейбусное депо. Во всяком случае именно такая идея еще в прошлом году зародилась в мэрии. Убежден, что после ее реализации на муниципальном автобусном парке можно будет поставить крест. Машинам ведь необходима база – место для их обслуживания и ремонта. На Киевской такой свободной территории нет.

Думается, подлинная цель этой сомнительной задумки – освободить девять гектаров земли на улице Нарвской, которые занимает автобусное предприятие. Для кого? Этим, по идее, должны поинтересоваться в прокуратуре.

Раньше можно было бы предположить, что городские управленцы действуют в интересах частных автобусных компаний, в качестве арендаторов базирующихся на территории муниципального автопредприятия. Но теперь понятно, что это не так. Частников тоже подталкивают к пропасти: и областные чиновники, «забывшие» полностью рассчитаться с транспортниками за прошлогоднее обслуживание льготников, и их коллеги из мэрии, придумавшие так называемый социальный проездной билет...

- Будь он корнем зла, бизнесмены наверняка бы рвали на себе рубахи и кричали о грядущей катастрофе. Они же, наоборот, молча проглотили новацию...

- Во-первых, перевозчиков вновь женили без их согласия. Во-вторых, они попросту опасаются репрессий со стороны чиновников – боятся остаться без маршрутов. При этом все руководители транспортных компаний очень недовольны нынешним положением дел. Да и как можно быть довольным, если выручка от продажи социальных проездных и наполовину не покрывает расходы по перевозке их обладателей. Например, фирме «Балтавтолайн» в январе перечислили 700 тысяч бюджетных рублей. Нехитрые расчеты доказывают: этих денег не хватит на то, чтобы ежедневно перевозить в каждом из «балтавтолайновских» автобусов даже по одному обладателю социального проездного. Аналогичный расклад – и в прочих организациях. Почему предприниматели не сворачивают убыточный и бесперспективный бизнес? Они все еще надеются на то, что ситуация авось изменится к лучшему. А господа чиновники этим пользуются...

- Что, на ваш взгляд, может спасти транспорт общего пользования?

- Прежде всего – отказ от опасных планов объединения муниципальных транспортных предприятий и быстрое внедрение простой схемы: «Каждый пассажир полностью оплачивает свой проезд». К сожалению, в мэрии и областном правительстве предпочитают все оставить как есть. Так ведь проще. В частности, не нужно напрягаться в поисках средств на компенсацию перевозчикам существенной разницы между ценами льготного (400 рублей) и полноценного (900 рублей) проездных. Или же раскошеливаться на достойную, а не фиктивную монетизацию былой льготы.

По моему мнению, сейчас делается ставка на более мобильные и менее затратные маршрутные таксомоторы. Но они едва ли помогут полностью избежать транспортный коллапс. А о божеском тарифе и социальных маршрутах, если на улицах Калининграда останутся одни микрики, можно будет и вовсе забыть. Кстати, наши соседи это понимают. Они не только не отказываются от транспорта общего пользования, а, наоборот, всячески его поддерживают. Я убедился в этом, побывав недавно в Киеве, Минске и Вильнюсе и пообщавшись с представителями муниципалитетов. Их кредо: трамваи, троллейбусы и большие автобусы – для магистральных улиц, микрики – для узких улочек. Замечу, в столице Литвы, где отродясь не было трамвая, он скоро появится...

- Возглавь вы вновь транспортный отдел мэрии, с чего бы начали работу?

- Первым делом бы занялся маршрутной сетью. Точнее, ее оптимизацией. У нас ведь с маршрутными транспортными средствами – где густо, а где пусто. На одних улицах они плетутся друг за другом, на других же их приходится долго ждать. Но главное – я бы добился права самостоятельно принимать решения.

P.S. Автор и редакция выражают соболезнование Михаилу Максимовичу Цуканову в связи с кончиной его супруги.
Источник: Калининградская Правда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.