Удастся ли приграничному Мамоново стать портовым городом?

Небольшое муниципальное образование, с запада омываемое водами не очень глубокого Калининградского залива, по всем вроде бы прикидкам не может претендовать на строительство там порта. Тем более что их в нашем регионе и так хватает. Балтийск, к примеру, рядом, да и до Калининграда недалеко. Однако именно на Мамоново «положили глаз» потенциальные инвесторы из Германии, выдвинув идею создания погрузочно-разгрузочного терминала по принципу «сухого порта».



От булавок до контейнеров

На этой неделе в бывшем Хайлигенбайле можно было видеть нескольких представительного вида немцев, деловито осматривавшихся по сторонам. Заглянули они и в администрацию Мамоновского городского округа. Встретились с его главой Олегом Шлыком. Как выяснилось, не в первый раз.

- Нет, это был не ознакомительный визит, - сказал он автору этих строк, едва иностранцы покинули его кабинет. – Нами уже проделана огромная работа. И она продолжается. Надеюсь на реальные результаты.

Немецкие бизнесмены, предположив, что наша область будет динамично развиваться как транспортный узел, решили сыграть на опережение. И предложили проект создания в Мамоново «сухого порта».

- В мире они существуют во многих странах, - пояснил Шлык. – И сейчас мы планируем нечто подобное разместить здесь.

Если вкратце, то идея заключается в том, чтобы создать развитую инфраструктуру вокруг существующей еще с немецких времен железнодорожной станции. С широкими возможностями для доставки, хранения и перегрузки самых разнообразных грузов – как говорится, от булавок до контейнеров – в разных направлениях.

Во многих европейских странах взяли курс на то, чтобы переместить основные грузовые потоки с автомобильных дорог на рельсы. И воздух чище, что приветствуют «зеленые», придерживающиеся мнения: железнодорожный транспорт – самый экологически чистый. И на автотрассах свободнее, безопаснее. Большие грузовые фуры или контейнеры могли бы в Мамоново загружаться на платформы и далее перемещаться по «железке».

- В Германии и Швейцарии, например, в таких грузоперевозках давно заинтересованы, - заметил Олег Васильевич.

Брызги шампанского

Насчет немцев и швейцарцев Шлык, судя по деловой информации, не ошибается. В этих странах стараются сократить количество грузовых автомобилей на своих дорогах. А Швейцария так уже много лет инвестирует миллиарды швейцарских франков на то, чтобы проложить в горах на востоке и западе два огромных железнодорожных тоннеля по 60 км каждый. И практически на нет свести транспортировку грузов по своим автотрассам.

Но при чем тут, спрашивается, маленький Мамоново? Особенно если учесть, что термин «сухой порт», по определению профессионалов, означает: такой порт непосредственно с морем не связан, но является как бы филиалом другого – «мокрого» в традиционном его понимании. Да еще вдобавок у нас железнодорожная колея советская, широкая – 1420 мм. А в Европе другой стандарт – 1350 мм.

И то, и другое, если вникнуть, существенной преградой на пути превращения Мамоново в портовый город, точнее - в грузораспределительный центр, не является. В Екатеринбурге, который от морей-океанов вовсе далеко находится, в конце минувшего года торжественно был открыт первый в России международный «сухой порт». Там заработал контейнерный терминал (для транспортировки и хранения железнодорожных и морских контейнеров), имеющий два железнодорожных пути да 17 платформ. А в перспективе – создание Евроазиатского логистического центра. Екатеринбург, без всякой иронии, стали называть портовым городом. На открытии тамошнего терминала даже кокнули – по морской традиции – бутылку шампанского.

Идея не нова

В Московской области не отказались от идеи создания «сухого порта» - терминального комплекса, работающего как сухопутный регулятор морских линейных перевозок, призванного ускорить оформление продвижения товаров. В Краснодарском крае уже в 2007 году планируют сооружать за счет ОАО «РЖД» свой «порт-регулятор», тоже «сухой».

В России, пусть и не столь активно, как в Европе и Азии, но все же предпринимают в последние годы попытки строительства терминалов, где могли бы приниматься, храниться и формироваться контейнерные отправки. Питерцы в этом плане еще с 2000-х годов присматривались к Оренбургу – чтобы поставлять туда грузы из своих «мокрых» портов, перераспределять их и направлять в азиатские страны.

В известном по русской белоэмиграции Харбине, где давно существует «сухой порт» (экспортные грузы там проходят таможенное оформление и далее следуют транзитом), убеждают в целесообразности сотрудничества руководство приморских портовых структур Находки.

«Мокрые» ищут контакты с «сухими», и наоборот. Во французской Тулузе, удаленной от испанской Барселоны на 350 км, открыт, тем не менее, «сухой порт» каталонцев. И это один из 12 логистических центров Франции, имеющих международное значение. На железнодорожной ветке в Лилле еще в 1995-м стал функционировать контейнерный терминал Гаврского порта («мокрого»), который планирует создать еще несколько «сухих».

А в более близком, наверное, нам по духу и мировосприятию Казахстане, где загорелись идеей расширить масштабы проникновения на обширный китайский и другие азиатские рынки (там тоже европейская колея), стали прорабатывать этот вопрос. И, подыскивая подходящие аналогии, обратили, как ни странно, свои взоры на самый западный регион РФ. Более того – на приграничный с Польшей городок Мамоново.

Идут согласования

Есть, смекнули в Казахстане, примеры, где разнокалиберные железнодорожные колеи, в принципе, не проблема. В Польше вон существует линия с широкой колеей, проходящая вглубь этой страны из России, через Мамоново. А потом, в районе Гданьска, можно войти в европейскую транспортную систему с ее узкой колеей.

Казахстанцы, правда, не обратили свое внимание на то, что возможности бывшего Хайлигенбайля пока так и не используются в виде «сухого порта». Зато таким проектом заинтересовались немцы. По словам главы администрации Мамоновского городского округа, погрузочно-разгрузочный терминал планируется разместить на базе практически оставленного военными аэродрома. До землеотвода, впрочем, дело еще не дошло. Ведутся переговоры-согласования по поводу размещения терминала. В том числе и с ФСБ, ведь Мамоново и его окрестности – приграничная территория.

Если все эти вопросы будут положительно разрешены, то предприятие, которое возьмется за создание «сухого порта» в Мамоново, вполне сможет пополнить число резидентов нашей ОЭЗ – со всеми причитающимися в таком случае льготами.

К Мамоново приглядывались-приглядывались, а сейчас чуть ли не в очередь выстроились инвесторы – готовые раскошелиться и пока еще потенциальные. В апреле намечено начать строительство погрузочно-разгрузочного терминала совместно с поляками, завода по производству отопительных котлов – уже вместе с немецкой фирмой «Гетц». Совместная с германской компанией «Hipp» коммерческая структура получила архитектурно-планировочное задание на создание предприятия по производству детского питания, проведен конкурс на выбор подрядчика на его строительство – в апреле там начинаются работы.

На этой неделе, буквально в тот же день, когда с главой городского округа о перспективах создания «сухого порта» беседовали немцы, к Шлыку приезжали и другие бизнесмены, ведомые экс-губернатором Владимиром Егоровым. На их встрече речь шла опять же о возможностях перевалки через Мамоново грузов – удобрений, угля, сжиженного газа.

Реализуется крупный проект Мамоново-2 – Гжехотки. Еще один международный терминал…

Все эти и еще целый ряд проектов совсем недавно казались столь же нереальными, как, допустим, канатная дорога между Мамоновским городским округом и Балтийской косой (такую идею в прошлом году выдвигал Шлык). Но и от идеи пуска фуникулера глава пока не отказался.

Есть, конечно, проблемы с грузовым транзитом между нашей областью и «большой» Россией, что сказывается на грузообороте наших «мокрых портов». Но немцы, похоже, считают, что они решаемы. И методично обивают пороги наших властных структур.

Что же останется в сухом остатке? Может быть, и порт Мамоново? «Мокрые» у нас давно имеются. А тут, глядишь, и «сухой» появится. Вместе с шансом разбить-распить бутылку-другую шампанского по поводу этого события на берегах не очень глубокого Калининградского залива.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.