СПИД в армейских погонах - в России и в США

С 31 августа по 2 сентября 2004 г. в Москве Министерство обороны США и Министерство обороны Российской Федерации провели трехдневный Российско-американский военный семинар по вопросам профилактики, диагностики и лечения ВИЧ и СПИДа среди военнослужащих.

Открывая встречу, заместитель главы дипломатической миссии США в РФ Дж.Байерли, представитель ООН в РФ по борьбе со СПИДом Б.Линдблэд, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, заместитель главного государственного санитарного врача РФ Л.Гульченко и другие выступавшие были едины во мнении: против угрозы ВИЧ/СПИДа мир должен объединиться. Этому посвящалась специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН. Проблему сотрудничества в данной сфере обсуждали на своей встрече Президент РФ В.Путин и Президент США Дж.Буш.
СПИД: будет ли лекарство?

СПИД может уничтожить значительную часть человечества до того, как специалисты обнаружат способ остановить эпидемию "чумы ХХ века"




Прошедший семинар - одна из реальных вех на пути этого взаимодействия. В течение трех дней были обсуждены все важнейшие проблемы, к решению которых в различных странах подходят по-разному. Это прежде всего обязательное или добровольное периодическое тестирование военнослужащих, освобождение от службы ВИЧ-инфицированных, соблюдение конфиденциальности при тестировании, совершенствование программ медицинского образования. Большое значение выступавшие придавали первичной профилактике, массовой разъяснительной работе среди военнослужащих, членов их семей и гражданского населения. Обо всем этом "Медицинской газете" рассказали после завершения семинара представители министерств обороны США и России.

Кстати, насколько в американском военном ведомстве придают значение охране здоровья армейского состава, говорит тот факт, что здесь существует высокий ранг заместителя министра обороны по здравоохранению. Этот пост занимает Дэвид Торнберг:

- Каждому военнослужащему США в рамках существующей военно-медицинской системы предоставляется объемный пакет услуг в сфере здравоохранения. Ими пользуются около 9 млн человек, из которых 1,5 млн - сами военные, члены их семей (включая детей), пенсионеры и их семьи. Действуют надежные системы: свои медучреждения (включая больницы), закупки медпомощи, в том числе через гражданские лечебные заведения.

Если спускаться по вертикали лечебных заведений, то вначале нужно назвать медицинские центры, больницы сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил. Они координируют работу других медучреждений в своих родах войск, к примеру находянаходящихся на бортах кораблей ВМС США, в батальонах сухопутных сил и т.д. Расходы на военное здравоохранение составляют примерно 27 млрд долл. Часть средств идет на поддержание инфраструктуры, значительные суммы расходуются на закупки медуслуг (включая услуги частных врачей), лекарств.

- Как в США организована профилактика ВИЧ-инфекции?

- Да, проблему нужно решать путем профилактических мер, лечением ее не исправишь. Нужны громадные инвестиции, создание вакцин и методов лечения. Необходимы очень широкие программы профилактики для усиленной борьбы с этим заболеванием.

У нас главное направление - просвещение во всех сферах, начиная с вопросов гигиены половых отношений: пользование презервативами, издание брошюр на эту тему и т.д. Важную роль играет и проводимое раз в два года тестирование военнослужащих, выявление тех, у кого положительный результат на ВИЧ. Но таких инфицированных мы не увольняем из Вооруженных сил США. Их меньше 0,5% от численности всех американских военных.

Напомню, что в США существует система добровольной службы в армии. Туда может вступить любой желающий. Но перед этим мы тщательно изучаем историю его болезни, тестируем и обследуем, в том числе на ВИЧ-инфекцию. При наличии положительного ответа путь на военную службу таким претендентам закрыт. Форму надевают только незараженные. Если затем они становятся ВИЧ-инфицированными, как я уже говорил, их не отчисляют, побеждает чувство сострадания. Парень будет лечиться, останется работоспособным и относительно здоровым. Не забывайте, что наши "зарекрутированные" молодые люди - очень ценный "материал". Мы стремимся сохранить их как можно дольше в этой роли.

- Знают ли их сослуживцы о постигшем коллегу несчастье?

- Мы очень чутко к этому подходим, существуют законы, касающиеся медицинской информации. Результаты тестирования на ВИЧ - привилегированная информация, она не для широкого распространения.

Как и заболевший другими опасными для здоровья болезнями, такой пациент будет проходить необходимое лечение в наших медицинских учреждениях. Тут важно, чтобы получивший ВИЧ-положительное заключение понимал значимость этого факта, его следует проконсультировать с целью свести до минимума риск передачи этой инфекции другим.

К счастью, она не передается при пожатии рук. Сложнее положение при ранениях и в других ситуациях, связанных с боевыми действиями. Поэтому ВИЧ-инфицированных военнослужащих назначают на такие работы, при которых риск передачи инфекции будет сведен до минимума.

Знают ли сослуживцы об инфицировании их коллеги? Знают, поскольку часто сами пострадавшие не держат эту информацию в секрете. Мы развиваем более широкий подход к этой проблеме, который способствует лучшему ее пониманию и исключает дискриминацию инфицированных. Ведь наши военнослужащие хорошо осведомлены о том, что существует солидный набор мероприятий, препятствующих распространению инфекции в их рядах.

Свою оценку прошедшему семинару и состоянию профилактики ВИЧ-инфекции в Вооруженных силах России дал главный государственный санитарный врач МО РФ, заместитель начальника ГВМУ МО РФ, генерал-майор медицинской службы Павел Мельниченко:

- В России был впервые проведен столь представительный международный форум специалистов по профилактике и борьбе с ВИЧ-СПИДом. Думаю, что это хорошее начало для будущего сотрудничества, от которого выиграют представители прежде всего развитых государств. Хочу сразу внести ясность: мы согласились участвовать в таком широком международном обсуждении проблемы ВИЧ/СПИДа не потому, что они захлестывают ВС РФ или мы потеряли контроль над ситуацией. Наоборот, мы, специалисты-профилактики, дол должны упреждать надвигающуюся беду, а не принимать авральные меры, когда эпидемия выйдет из-под контроля. ВИЧ-инфекция отнюдь не самая главная проблема Вооруженных сил России, но ее нельзя оставлять в стороне.

- Много ли ВИЧ-инфицированных новобранцев ежегодно попадает в ряды Вооруженных сил России? И есть ли в нашей стране регионы, где проводят обследования призывников и при положительном ответе их оставляют дома?

- К сожалению, в нашей стране есть совсем немного регионов, где благодаря местному законодательству выделяются средства на превентивное обследование призывников на ВИЧ-инфекцию. Хотя, замечу, в рамках законодательства страны эта акция противозаконна, поскольку подобное обследование может быть проведено только с добровольного согласия человека.

- А какие это регионы?

- В свое время нас очень тревожила серьезная ситуация в Калининградской области. Но начиная с 1998 года, когда там стали проводить превентивное обследование, обстановку удалось стабилизировать, и оттуда в армию практически перестали попадать ВИЧ-инфицированные. Есть скептики, которые считают, что игра не стоит свеч, бесполезно проверять призывников: сегодня он здоров, а завтра - ВИЧ-инфицированный. В противовес мнению пессимистов примеры Калининграда, Москвы, Самары, Саратова и их регионов показывают, что, хотя это и не 100-процентный отсев, эффект есть.

- Значит, в какой-то мере есть смысл нарушать федеральное законодательство?

- Я выскажу только свое мнение: на этапе призыва следует обследовать группы риска - парней из неблагополучных семей, потенциальных наркоманов, лиц с неблагополучным анамнезом и т.д. Можно было бы взять на вооружение тот подход, который существует во многих странах, в первую очередь в США, когда по решению командира человека внезапно подвергают обследованию.

- Но там в случае положительного ответа на наличие ВИЧ-инфекции этого военнослужащего не увольняют.

- А мы тоже не увольняем. С момента появления первого ВИЧ-инфицированного в ВС РФ (1995-1996 гг.) зарегистрировано 2,5 тыс. человек, это всего 0,5% от числа ВИЧ-инфицированных в стране (официально зарегистрированных). Самое важное то, что среди военнослужащих по призыву или среди контрактников выявлены лишь ВИЧ-инфицированные, а не больные СПИДом.

- А для контрактников и других военнослужащих предусмотрены более суровые правила обследования?

- Согласно законодательству РФ у нас есть ряд декретированных контингентов, где обследования на ВИЧ проводятся обязательно. Это все лица, поступающие в высшие военные учебные заведения, доктора, имеющие контакты (практически, за небольшим исключением, все наши медики), военнослужащие-контрактники (при заключении контракта), военнослужащие - доноры крови.

В выступлениях на семинаре российских специалистов были затронуты важные аспекты, ситуация в ВС, существующая система противодействия распространению ВИЧ-инфекции, пути ее дальнейшего совершенствования. Были затронуты вопросы подготовки кадров, преподавания этой дисциплины в высших военно-медицинских и медицинских учебных заведениях РФ, просветительной работы среди военнослужащих, членов их семей и населения. Российские медики затронули многие клинические аспекты: новые методы диагностики, разработка тест-систем для скринин-гового обследования и др. Зарубежные коллеги с большим интересом воспринимали наши сообщения.

- Павел Иванович, за три дня работы семинара прозвучало много выступлений американских специалистов. Что бы вы позаимствовали из их опыта?

- Прежде всего, возможность проведения легального, внезапного обследования тех военнослужащих, которые вызывают подозрение у командования.

- Какую главную цель, по вашему мнению, ставили участники семинара и достигнута ли она?

- Самая главная цель, как мне видится, - отработать унифицированный набор приемов, удобных, адресных и действенных для военных медиков всех стран. Чтобы не приходилось бы изобретать велосипед в одиночку. Положительный опыт других, адаптированный к условиям конкретной страны, отработанный пакет приемов будут очень ценны. Тогда мы сможем не только поставить более-менее надежный барьер на пути ВИЧ-инфекции, но и, главное, сберечь немалые ресурсы, которые тратятся на решение этой проблемы.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Mednovosti.ru

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.