Конференция по транспортировке химической продукции прошла в Литве

Особенности взаимодействия и партнерства участников перевозочного процесса стали главной темой для обсуждения на Международной конференции «Вопросы складирования, транспортировки и отгрузки минеральных удобрений и другой химической продукции», которая проходила с 28 сентября по 1 октября в г. Клайпеда. Организаторы форума — ЗАО «Инфохим», литовский концерн Achema Group и Российский союз химиков.

Место проведения конференции выбрано неслучайно. Клайпедский торговый морской порт — один из крупнейших незамерзающих портов Балтии. А порты сегодня — это своеобразные узлы, объединяющие практически все виды транспорта.

В работе конференции приняли участие более 60 представителей Литвы, России, Белоруссии и глубоко-континентального Узбекистана, заслушано 20 докладов.

Эдуардас Плаушка, генеральный директор стивидорной компании KLASCO, рассказал о перегрузочных мощностях и портовой инфраструктуре компании. На сегодня KLASCO имеет 5 терминалов при хорошо развитой припортовой инфраструктуре. Терминал жидких удобрений с глубиной причала 14 м служит для перевалки водных растворов карбамида и аммиачной селитры. Пять резервуаров, вместимостью 87 тыс. тонн оборудованы системой подогрева и рециркуляции удобрений, которая позволяет выгрузить закристаллизовавшийся продукт. Терминал сыпучих грузов включает две очереди. Первая (глубина у причала также 14 м) имеет 3 купольных закрытых склада емкостью по 20 тыс. тонн каждый, скорость погрузки на судно составляет 15 тыс. тонн в сутки, а скорость выгрузки железнодорожных вагонов — 6 тыс. тонн в сутки. Этот склад строился для минеральных удобрений, но пока используется под пищевые продукты.

Вторая очередь перевалки сыпучих удобрений, введенная в эксплуатацию в июле 2004 года, включает склад из 4-х отдельных секций по 30 тыс. тонн, оборудованный транспортером, обеспечивающим скорость погрузки на судно 1500 тонн в час. Однако эти уникальные перевалочные мощности, технические возможности которых были продемонстрированы участникам конференции в ходе экскурсии в Клайпедский порт, востребованы сегодня наполовину. О неиспользованных возможностях Клайпедского порта говорил и президент Ассоциации стивидорных компаний Литвы Алоизас Кузмарскис. Основная причина — повышающий тарифный коэффициент на перевозку химической продукции по российским железным дорогам в направлении прибалтийских портов из стран СНГ. Для таких государств как Белоруссия, Казахстан и Узбекистан, не имеющих выхода к открытым морям, российские ж/дороги — главный транспортный путь в сообщении с другими государствами. Конечно, проблема транзитных перевозок всегда имеет не только отраслевой аспект — она является частью экономической стратегии государства.

Однако тарифы ОАО «РЖД» создают проблемы не только для транзитных перевозок. Так, Валентин Колтунов, вице-президент Союза производителей и экспортеров калия и соли, заметил, что калийные удобрения, отгружаемые для производства сложных удобрений или тукосмесей, должны относиться согласно прейскуранту № 10-01 не ко второму, а к первому — сырьевому классу транспортируемой продукции.

Участники конференции сошлись во мнении, что к транспорту нужно относиться как к бизнесу. Литовские ж/дороги, об этом сообщил Юзас Сенута, поняли, что отсутствие элементарной гибкости в тарифных вопросах не способствует динамичному развитию Клайпедского порта. После скидок на тарифы для белорусских экспортеров минеральных удобрений (практически до уровня себестоимости) Белоруссия полностью отказалась от транспортировки своей продукции через Калининградский морской порт и выбрала более экономичный маршрут. Литовские ж/дороги готовы при пересечении границ ускорить и процесс доставки грузов.

Другим важным фактором, влияющим на конкурентоспособность того или иного маршрута, являются таможенные процедуры по оформлению транзитных грузов. Литва ввела упрощенный порядок таможенного контроля: накладные на перевозку грузов одновременно признаются таможенной декларацией. Более того, в своем выступлении Юнас Мишкинис, заместитель генерального директора Таможенного департамента при правительстве Литвы, подчеркнул, что литовская таможня готова стать партнером в бизнесе, а не только контролировать и взимать налоги. На это обратил внимание всех присутствующих Президент концерна Achema Gpoup Бронисловас Лубис.

Опытом по контролю за количеством и качеством удобрений, перегружаемых в морских портах, поделился Егидиюс Якубаускас (BSI Inspectorate). Как избежать загрязнений и повышения влажности удобрений? Каким образом снизить механическое воздействие на продукт и упаковку? И почему необходимо при погрузке минеральных удобрений применять гибкие трубы с каскадными насадками.

На конференции были затронуты и другие узкие вопросы: увеличение полезного объема транспортных емкостей, точность дозирования жидких продуктов, оборудование для упаковки и погрузки сыпучих материалов.

Конференция завершила работу. Ее участники проявили единодушие в том, что при решении проблем, связанных с транспортировкой химической продукции, необходимо учитывать интересы всех участников процесса. В настоящее время между игроками сформировавшегося на северо-западном направлении рынка морских перевозок (порты Вентспилс, Таллин, Клайпеда, Санкт-Петербург и Калининград) развернулась конкурентная борьба. А это значит, что производитель химической продукции может выбрать лучшие для него условия по основным критериям: кто вовремя и дешевле перевезет груз и более качественно обслужит.
Источник: RCCnews.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.