Что таят глубины морские...

Двадцать семь суток - со 2 по 28 сентября - продолжался очередной рейс научно- исследовательского судна "Профессор Штокман". С его борта специалисты МЧС России провели плановые работы по обследованию потенциально опасных объектов, затопленных в заливах архипелага Новая Земля.

Это уже третья подобная экспедиция за последние годы. Учеными и специалистами МЧС обследованы три залива, в которых располагались 2 комплексных захоронения твердых радиоактивных отходов и 7 отдельных крупных объектов, занесенных в реестр подводных потенциально опасных объектов.

- На борту судна была самая современная аппаратура, поэтому нам удалось выполнить объем работ не меньше, чем за все предыдущие экспедиции, - рассказывает старший офицер отдела проведения подводных работ специального назначения МЧС России капитан первого ранга Максим Владимиров. - С помощью специальной лаборатории мы нашли и обследовали 37 затопленных объектов, а подводными телеуправляемыми аппаратами - 7 объектов. Взято около 500 проб донных отложений и воды в непосредственной близости от затопленных объектов.

Максим Викторович умолкает и выжидающе смотрит на меня: дескать, достаточно? Но мне хочется знать больше, и я задаю один вопрос за другим: что за аппаратура, какие подводные объекты, каковы предварительные результаты экспедиции и так далее. Капитан первого ранга отвечает на каждый вопрос, но так же по-военному кратко:

- На борту было три подводных телеуправляемых аппарата: один большой автономный комплекс "Аква-ЧС", другой - среднего класса, "Морской лев" американского производства. С их помощью можно визуально определить наличие механических повреждений на объектах, обрастаний и всего прочего. Помимо этого, на "Аква-ЧС" был установлен гаммаспектрометр, который позволял в непосредственной близости, буквально уткнувшись в объект, замерять спектры гамма-излучения, то есть иметь достоверную оперативную информацию на момент измерения.

В числе найденных и обследованных объектов - три затопленных судна (то ли баржи, то ли лихтеры), подводная лодка, хаотичные захоронения стандартных контейнеров с отходами (куб со стороной 1 метр). По мнению исследователей, все это затапливалось со времени создания атомного флота и до конца 90-х годов, когда была подписана Конвенция о запрещении захоронения в морях радиоактивных отходов.

На картах, по которым работали специалисты и ученые, были обозначены места захоронений потенциально опасных объектов. Казалось бы, все заранее предопределено. Однако не зря говорят, что морские глубины таят много неизвестного.

- С помощью гидролокатора в одном из заливов нашли семь объектов, о которых мы ничего не знали, - сообщил на мой очередной вопрос Максим Викторович. - Будем запрашивать информацию у соответствующих ведомств, которые могут быть собственниками этих объектов.

О результатах экспедиции говорить пока не приходится: материалы отправляются на лабораторные исследования в Москву. В конце года будет подготовлен отчет и направлен в Правительство РФ.

Потрудившись в арктических водах у восточного побережья Новой Земли, судно "Профессор Штокман" по дороге в порт приписки - Калининград - зашло в Архангельск. Во время нашей беседы портальные краны района Экономия разгружали стандартные контейнеры, окрашенные в серебристо-серый цвет, и устанавливали их на автомобильные платформы. В этих больших ящиках - все исследователь-ское оборудование, а также материалы и пробы.

- Еще несколько лет назад мы экипировались (и разгружались) в Питере. Однажды попробовали работать через ваш порт, и нам понравилось, - улыбается мой собеседник. - Спокойное тихое место, все делается без суеты.

Из разговора с Максимом Викторовичем я узнал, что в составе экипажа есть женщина-штурман. Я поднялся на мостик. Молодая симпатичная женщина трудилась над картой, приводя в порядок документы. Чуть позже, закончив оформление материалов экспедиции, она отнесла их капитану и вернулась в рубку.

Мы разговорились. Третий помощник капитана Надежда Кучеренко в подобных экспедициях участвует не первый раз. В Архангельске до этого побывала дважды, когда исследовали на "Профессоре Штокмане" Белое и Баренцево моря. Когда стала штурманом? В 2000-м году закончила Калининградский мор-ской колледж и получила диплом судоводителя.

- До этого я тоже ходила в моря - правда, радиооператором первого класса, - улыбается Надежда Борисовна, - так что у меня две морские специальности. В Кар- ском море побывала впервые. Считаю, что экс-педиция удалась: у нас была очень хорошая команда, хороший научный состав, и мне было очень интересно работать с ними. Маршрут прокладывали, руководствуясь секретными картами МЧС - после завершения экспедиции у нас их сразу забрали...

Карское море было спокойным, и только на обратном пути судно сильно потрепали шторма. Однако, по словам третьего помощника капитана, небольшой компактный "Профессор Штокман" обладает хорошими мореходными качествами и неплохо держит удары стихии. Теперь ему, как и всему экипажу, предстоит небольшой отдых в Калининграде, а затем - новые походы.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Моряк Севера

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.