Реформа ЖКХ продолжает шагать по калининградским ЖЭУ

На днях со стены здания на Советском проспекте, где располагается офис ЖЭУ-13, исчезла табличка с названием этого муниципального учреждения. Теперь там висит ее новенький аналог, на котором, помимо привычной трехбуквенной аббревиатуры, значится «Управляющая компания». Таков зримый результат жилищно-коммунальной реформы, в прошлом году широко разрекламированной федеральными, областными и муниципальными чиновниками. По поводу же других результатов злые языки в среде самих коммунальщиков говорят, что пока все свелось к смене вывесок. Соответствует ли эта неофициальная оценка действительности? На сей счет корреспондент «Калининградской правды» Андрей Горбунов пообщался с директором реформированного ЖЭУ (в Центральном районе областного центра оно в числе первых трансформировалось в управкомпанию) Олегом КИСЛЫМ.

- Олег Николаевич, в свое время в мэрии уверяли, что процесс превращения жилищно-эксплуатационных организаций в управляющие компании завершится к концу 2006 года. Однако это, по сути, проиcходит только сейчас. Долго раскачивались?

- Отнюдь. Сразу после того, как в декабре глава администрации района подписал постановление о создании на базе жилищно-эксплуатационных предприятий управляющих компаний, мы начали менять свой статус. Но это оказалось делом не простым и весьма хлопотным. В частности, потребовалось подкорректировать устав, оформить документы в налоговой инспекции, открыть счета в банке…

И вот на днях, наконец, получили новую печать и, таким образом, стали управляющей компанией не только юридически, но и де-факто…

- И что же изменилось по большому счету?

- Прежде всего то, что значительно расширилась сфера наших полномочий. Скажем, капитальный ремонт кровель и фасадов зданий, которым раньше занималась муниципальная служба заказчика, теперь – наша прерогатива. Мы должны и ход работ контролировать, и рассчитываться с их исполнителем – строительной фирмой, выигравшей подряд на конкурсной основе. Кстати, этот конкурс проводим не мы, а районная администрация. Она же перечисляет нам деньги на капремонт, которые по договору о субвенциях ей переводит мэрия.

Думается, нынешняя схема правильнее той, что была прежде.

- Но есть ли в штате вашего «окомпанившегося» ЖЭУ специалисты, способные квалифицированно оценить качество ремонта?

- Пока нет, но скоро будут. Один из наших работников проходит четырехмесячный курс обучения премудростям технического надзора. По его окончании он получит сертификат, дающий право выполнять надзорные функции.

- Не так давно услышал от одного из весьма высокопоставленных городских управленцев, что людям из многоквартирных домов следует привыкать к мысли о том, что им самим придется платить за ремонт фасадов и крыш. Неужели все к этому идет?

- Скорее всего. Насколько мне известно, кое-где в России такой способ финансирования капремонта уже практикуется. Но в Калининграде, где множество жилых зданий находятся в плачевном состоянии, на мой взгляд, было бы не по-человечески в одночасье переложить бремя расходов на плечи их обитателей. Тем более что в основном это – бабушки и дедушки, едва сводящие концы с концами.

Убежден, что власти не оставят пока горожан один на один с капитальным ремонтом. По крайней мере в течение нескольких ближайших лет.

Что же касается подведомственного нам жилья, то в этом году на его капремонт выделено 18 миллионов рублей. Одна часть этих денег будет потрачена на обновление фасадов на улице Юношеской и кровель на улице Комсомольской. Другая (около 10 миллионов) – на масштабный ремонт многоквартирного здания на пересечении улиц Горького и Озерова.

- Идя на встречу с вами, на стене одной из пятиэтажек наткнулся на объявление ЖЭУ о том, что жильцы обязаны срочно выбрать управляющую компанию. К чему такая спешка, ведь правительство позволило гражданам определяться до конца текущего года?

- Причина, по которой будоражим людей, – в том, что до сих пор нет ясности ни по одному из домов на нашей территории. Тому виной либо инертность населения. Либо скептическое отношение к реформе ЖКХ. Однако пока все наши попытки собрать жильцов из того или иного многоэтажного дома успехом не увенчались. В лучшем случае на встречу приходят пять-десять человек. А для кворума необходимо присутствие более половины собственников жилья.

Замечу: по большому счету инициатива здесь должна исходить от самих жильцов. Это они должны сформировать инициативную группу, пригласить на ее заседание представителей районной администрации и компании, с которой намерены заключить договор на обслуживание здания.

- Может быть, дело не клеится потому, что отсутствует возможность выбора из нескольких управкомпаний - как муниципальных, так и коммерческих?

- Думаю, что это существенная, но не единственная закавыка. К слову, еще в прошлом году некие коммерсанты хотели взять на обслуживание пятиэтажный дом на улице Озерова, но народ их предложение отверг. С тех пор структуры, желающие составить нам конкуренцию, себя никак не обозначали. Впрочем, не исключено, что они еще заявят о себе. Что будут пытаться обаять владельцев квартир, суля им золотые горы. Советую к этим посулам отнестись с долей скепсиса. Ведь частник может пообещать что угодно, а потом обанкротиться. И тогда деньги, которые он собрал с жильцов, пропадут. Но даже если самое страшное не произойдет, в дорогостоящий капитальный ремонт коммерсант, для которого главное – получать прибыль, вряд ли будет вкладываться.

Муниципальное же предприятие – это, по моему убеждению, какая-никакая гарантия стабильности. Может показаться, что я – тот самый кулик, который свое болото хвалит. Это не так. Увы, ЖЭКи, как их ни переименовывай, едва ли скоро начнут функционировать, что называется, без сучка и задоринки. Но они, как ни крути, обладают определенным потенциалом и способны совершенствоваться. А потому их не стоит списывать с коммунальных счетов. Возьмем, к примеру, нас. Еще не так давно многие улицы, за которые мы отвечаем, буквально тонули в грязи. Однако это не мудрено, ведь на 80 наших участков приходилось 30 дворников, треть которых были бабушками преклонного возраста, еще треть – любителями залить за воротник.

Сейчас же у нас везде чисто. Это следствие эксперимента, который мы на свой страх и риск затеяли в конце прошлого года. Мы передали обязанности по уборке всех участков вкупе с дворниками и соответствующим финансированием подрядчику. При этом себе оставили контрольные функции. Результат такого разделения труда оказался столь удачным, что теперь другие ЖЭУ перенимают наш опыт.

P. S. По данным управления ЖКХ местной администрации, в Центральный район пришли лишь две коммерческие управкомпании (всего же в городе их около трех десятков), которые берут на обслуживание только новые менее затратные дома. Сколько объектов недвижимости уже обзавелись частными или муниципальными «управдомами», в райадминистрации сказать затруднились. Нет такой статистики и в мэрии. Там лишь с грустью констатируют, что население обозлено на бюджетных коммунальщиков. И что такое печальное положение дел не может поправить даже внедренный в прошлом году принцип персонифицированного учета доходов и расходов, при котором коммунальные платежи с каждого конкретного дома должны тратиться только на его нужды.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.