"Особое мнение" Андрея Пржездомского

Андрей Станиславович Пржездомский является кандидатом исторических наук и многие годы занимался проблемой поиска культурных ценностей, утраченных во время войны. Проблеме утраченных культурных ценностей и их поиска посвящена данная программа.

В начале передачи гость рассказал достаточно романтичную историю о том, когда и как он впервые занялся поиском культурных ценностей. Эта тема стала ему очень интересной в 60-е годы прошлого века, когда появилась информация о том, что бывший гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох знает, где находится Янтарная комната. В то время он вместе с одним из товарищей по классу приняли решение поехать в Калининград (бывший Кёнигсберг), чтобы там заняться поисками этой самой Янтарной комнаты. Таким был первый шаг А. Пржездомского в его дальнейшей большой и основательной поисковой работе.

О Янтарной комнате говорили и писали больше, чем о любом другом культурном достоянии человечества за последние полвека. Почему ей оказывалось такое внимание? Потому, по мнению гостя, что это действительно яркое и талантливое произведение искусства, связанное с творчеством как немецких, так и российских мастеров. Янтарная комната своим существованием как бы пронизала развитие исторических отношений между Россией и Германией и вобрала в себя противоречия, которые существовали на протяжении многих веков между этими государствами. Ещё большую интригу данному вопросу придавали также её удивительное исчезновение и последующее постоянное появление новой информации о том, что ей кто-то где-то видел. Всё это создавало особый романтический ореол вокруг данного произведения искусства и являлось притягательным мотивом для очень многих поисковиков и экспедиций.

А. Пржездомский далее рассказал о судьбе Янтарной комнаты в годы войны войны, о первой версии, связанной с её гибелью и последовавшем вскоре опровержении данного предположения. По словам гостя, особый импульс началу поисков Янтарной комнаты придало прямое поручение И. Сталина заняться этим делом различным органам страны.

Касаясь вопроса реституции (возвращения) культурных ценностей, которые были получены в качестве трофеев во время боевых действий, А. Пржездомский особо подчеркнул, что история человечества такова, что по существу ни один трофей, который в результате боевых действий оказывался в руках победителя, никогда не возвращался побежденной стороне. Конечно, в истории были "приятные" исключения, но они представляли собой больше политические, имиджевые ходы, которые должны были продемонстрировать добрую волю победителя по отношению к побеждённому. В качестве примеров был назван возврат картин Дрезденской художественной галереи, которые в своё время были отреставрированы в Советском Союзе и возвращены ГДР, а также возвращение гражданином Германии одной из флорентийских мозаик, которая была элементом Янтарной комнаты, но которая была демонтирована в Царском селе одним из немецких мародёров, потомки которого устыдились, видимо, действий своего родственника.

В настоящее время, по мнению А. Пржездомского, даже добрые дипломатические взаимоотношения между государствами не создали такой ситуации, чтобы стороны начали добровольно отдавать друг другу культурные и исторические ценности, которые оказались в руках у каждой из сторон.

Говоря о своём личном отношении к реституции, А. Пржездомский сказал, что он является её сторонником, если при этом исходить из гуманистических соображений и говорить в предметно-историческом ключе. По его мнению, то или иное произведение искусства в конечном итоге должно найти своё место на родине, то есть там, где оно создавалось, где жили и творили создавшие его мастера, где оно выставлялось.

Конечно, в данном вопросе нужно набраться очень долгого терпения, чтобы острота прошлого противостояния и противоборства прошла, когда можно было бы довольно спокойно вести разговор о реституции. Сопоставлять же стоимость культурных ценностей с потерянными человеческими жизнями нельзя, ибо человеческая жизнь бесценна, а погибших людей в оккупации или во время боевых действий ничем не вернешь, никакими возвращёнными культурными ценностями.
Источник: Радио России

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.