Новая схема распределения областных автобусных маршрутов не станет бременем для пассажиров

Распродать на аукционе права на договорное обслуживание пассажирских линий – такова суть задумки, родившейся в областном министерстве развития инфраструктуры. Эту идею в конце прошлой недели на совещании с членами Калининградского регионального автотранспортного союза (в КРАС входят 9 из 17 перевозчиков, обслуживающих областные маршруты) озвучил министр Александр Рольбинов.

Раньше автобусные маршруты в нашем регионе раздавались бесплатно. Но не абы кому, а участникам профильного конкурса, который раз в несколько лет проводили чиновники с администрации области вместе с представителями транспортной инспекции, ГАИ и других компетентных структур. Там каждому перевозчику-конкурсанту требовалось, в частности, доказать, что качество и количество его автобусов позволяет ему претендовать на тот или иной выгодный маршрут. Плюс согласиться на то, что в «нагрузку» к призу ему придется взять пару-тройку нерентабельных линий.

Кстати, и нынешние областные управленцы еще несколько месяцев назад публично заявляли о намерении провести подобный конкурс не позже июня этого года. Однако уже на носу – август, а объявления насчет соревнования (по правилам его должны публиковать за месяц до конкурса) до сих пор нет.

Аукцион позволит избежать упреков в «подсуживании» любимчикам – этот довод в пользу предлагаемой новации прозвучал на совещании из уст заместителя министра Игоря Кухты. Однако транспортников, вспомнивших о «честных» торгах по распределению автоквот, он не убедил. Впрочем, принять аукционную схему распределения в штыки «красовцев» побудила не только криминальная история с Саввой Леоновым. Их возражения, изложенные в письме Александру Рольбинову, таковы. Во-первых, чтобы компенсировать немалые деньги, потраченные на покупку выигранного лота, его обладателю неминуемо придется поднять «перевозочный» тариф. Во-вторых, никто не станет бороться за убыточные социально-значимые направления (они составляют, по меньшей мере, третью часть маршрутов). Следовательно, жители многих медвежьих углов области могут остаться без автобусной связи с Калининградом и районными центрами. Наконец, по мнению автоперевозчиков, задумка никак не вписывается ни в региональный закон о пассажирских перевозках с его конкурсным распределением маршрутов, ни в Гражданский кодекс РФ.

По информации президента КРАС Михаила Цуканова, после долгих и эмоциональных споров, участники совещания так и не пришли к общему знаменателю. В конце концов они договорились лишь взять на несколько дней тайм-аут для того, чтобы отточить аргументацию за и против аукционного распределения пассажирских маршрутов

А что думают об этой идее люди незаинтересованные, но вполне компетентные? По мнению начальника транспортного отдела мэрии Калининграда Андрея Носонова, ее едва ли стоит воплощать в жизнь. «Нужно учитывать, что регулярные пассажирские перевозки – бизнес, имеющий сейчас серьезную социальную нагрузку в виде убыточных линий. Если же реализовывать маршруты на аукционах, то эту нагрузку придется нести бюджету, – рассуждает Носонов. – К тому же возникнет резонный вопрос: куда будут потрачены средства, заработанные на торгах? Если на развитие транспортной инфраструктуры, то аукционный огород, согласитесь, и вовсе незачем городить. Куда проще, скажем, внести в условия конкурса пункт о том, что его победитель обязан инвестировать ту или иную сумму в остановочные пункты, диспетчерское обслуживание и другие обязательные элементы транспортной цивилизации».

Курирующий автобусные перевозки заместитель министра развития инфраструктуры Игорь Кухта в разговоре с корреспондентом «Калининградской правды», подчеркнул, что лично он всегда был сторонником чистого или бесплатного конкурса. По его словам, «монетизация» мероприятия – мера вынужденная.

- Тем не менее прошу от слова аукцион отойти, – начал свой комментарий Игорь Петрович. – Ведь мы продолжаем говорить о конкурсе. Но – с наличием финансовой составляющей. Мысль о ее необходимости возникала, когда пошли разговоры о келейном распределении маршрутов. Думается, конкурс с финансовой составляющей позволит избежать кривотолков насчет якобы предвзятого судейства. Чем он отличается от аукциона? Тем, что будет производиться жесткий отбор участников. По всей видимости, критериями этого отбора станут и история предприятий, и их оснащение. Только после того, как мы отберем достойных претендентов на маршрут, будут проведены торги. При этом убежден: в каждом лоте должен быть лишь один маршрут. Таким образом, мы и здесь уйдем от пресловутого человеческого фактора. Что же касается средств, которые будут собраны на торгах, то они, на мой взгляд, могут пойти на благие цели. В частности, на реконструкцию автовокзалов...

Замминистра не обошел стороной и острую тему возможных негативных последствий затеи. По мнению Кухты, новые правила конкурсной игры не приведут ни к образованию «ничейных» направлений, ни к росту цены на проезд: «Любой маршрут по своей сути – экономически обоснован. Следует лишь правильно разработать график движения транспортных средств. Проще говоря, вместо пяти автобусов пускаем три. Кроме того, совместно с перевозчиками мы проведем системный анализ маршрутной сети для того, чтобы выявить маршруты на грани убыточности. Такие будем совершенствовать в сторону большой динамичности и меньших затрат. Так что, без автобусного сообщения население не останется. При этом новая схема распределения маршрутов не станет бременем для пассажиров. На сей счет мы переговорили с перевозчиками. Они согласны не поднимать тариф в том случае, если лоты будут оценены в пределах разумного...»

Напоследок Игорь Кухта заверил, что подавляющее большинство перевозчиков одобряет идею конкурса с финансовой составляющей. И что он будет проведен в уже ближайшем сентябре.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.