Эвакуация превратилась в фикцию

Все новости по теме: Война на дорогах
В Калининграде эвакуация неправильно припаркованных автомобилей набирает обороты. В городе действуют уже три спецплощадки, куда доставляются задержанные машины. При этом расширяется противозаконная деятельность сотрудников ГИБДД и представителей организаций, осуществляющих транспортировку и хранение задержанных машин.

Обогащения для

Благое дело борьбы с пробками на улицах города и воспитание водителей в духе соблюдения ими Правил дорожного движения с помощью эвакуаторов оказалось пустышкой. От «общественно важного» мероприятия выиграли только те, кто имеет возможность погреть на этом руки и поправить своё финансовое положение.

Проанализировав деятельность Госавтоинспекции и городских властей по очищению улиц от стоящих где попало машин, якобы затрудняющих движение других ТС, и учитывая при этом поступающие в наш юридический центр жалобы и звонки автомобилистов, я пришёл к выводу, что эта работа носит отнюдь не целенаправленный и не систематический характер. Эвакуация «де факто» - это точечные наскоки, которые не преследуют цели создать на загруженных магистралях возможность бесперебойного и свободного проезда.

Так, с целью количественного результата по задержанию машин инспектор ДПС принимает решение «выдернуть» из ряда припаркованных с нарушением ПДД транспортных средств какую-нибудь одну непрезентабельного вида и состояния машину и увезти её, причём делает это не на центральных, а на менее загруженных улицах, где эти автомобили в общем-то не создают серьёзных препятствий. Увезя одну машину, эвакуатор почему-то не возвращается за следующей, а едет на следующую «точку», вместо того чтобы, приучая водителей, день за днём утюжить сначала одну улицу и лишь потом переходить к другой.

Такую картину можно наблюдать на Московском проспекте, улицах 9 Апреля, Профессора Баранова, Уральской, Пролетарской, хотя в это время брошенные машины стоят на ул.Черняховского неподалёку от здания областного УГИБДД, значительно сужая проезжую часть и затрудняя движение.

Некоторые инспекторы выполняют функции надсмотрщиков, помогая дельцам платных стоянок загонять к ним в «стойло» «железных коней» под угрозой их эвакуации. Особенно это видно на ул.Профессора Баранова (у торгового комплекса «Акрополь») и на ул.Уральской (возле «Меги»), хотя на этих улицах пробок не бывает. С усердием эвакуируют машины, припаркованные и на ул.9 Апреля, хотя там они мешают разве что таксистам, которые, кстати, тоже нарушают запрещающие знаки.

Не утруждая себя очищением проблемных улиц, инспекторы ГИБДД предпочитают «выхватывать» машины из «карманов» Московского проспекта – благо, одна из штрафстоянок расположена там же, неподалёку. Есть даже гаишники, которые вообще умудряются задерживать автомобили в тех местах, где стоянка разрешена!

Закону вопреки

В погоне за количеством задержанных автомобилей допускаются грубейшие нарушения законности при их задержании. Так, Правилами задержания ТС, помещения их на стоянку и хранения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2003 г., предписано, что задержание ТС может иметь место только в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявленного административного правонарушения.

Если автомобиль припаркован с нарушением ПДД и создаёт препятствие для движения других ТС, а водитель отсутствует, то только в этом случае инспектор вправе произвести задержание и эвакуировать автомобиль на спецстоянку, ибо тем самым он устраняет помеху в виде стоящего ТС. Если же в момент погрузки или уже когда автомобиль находится на эвакуаторе, но ещё не уехал, появляется водитель ТС, то инспектор обязан прекратить действия по дальнейшему задержанию автомобиля (так как само задержание предусматривает помещение автомобиля на стоянку – специально отведённое охраняемое место хранения). У водителя появляется возможность уехать самому, то есть причина задержания может быть устранена на месте. Уже имеются прецеденты, когда суды выносили решения в пользу водителей, если инспектор отказывался на месте вернуть машину, и признавали его действия неправомерными.

Тем не менее в нарушение действующего законодательства и при прямом попустительстве со стороны руководства областного УГИБДД, инспекторы ДПС зачастую эвакуируют автомобили в присутствии водителей. При этом никаких документов о задержании им не дают и отсылают в дежурную часть УГИБДД, где провинившегося штрафует уже другой инспектор, допуская тем самым нарушение административного права. Только после этого выдаётся разрешение забрать машину со стоянки. Если же водитель оспаривает факт нарушения ПДД, то ему приходится сидеть и ждать несколько часов приезда инспектора, который задержал его автомобиль, чтобы тот составил протокол и вынес постановление, что также противоречит Кодексу об административных правонарушениях. В итоге водители получают безграмотные в юридическом плане процессуальные документы, где в протоколе не указывается конкретное место нарушения, а фигурирует только название улицы. Зачастую в протоколе задержания вписывают в качестве понятых заинтересованных лиц из числа водителей эвакуатора и сотрудников стоянки, а то и просто вымышленных людей, или ограничиваются записью только об одном понятом, хотя по закону их должно быть два.

А некоторые инспекторы умудряются привлекать водителей даже по тем статьям КоАП РФ, которые не предусматривают задержание автомобиля! И до всего этого безобразия нет дела непосредственным начальникам этих горе-служивых. Особенно в этом отличается городской батальон ДПС УГИБДД. Но есть ещё одна, более криминальная сторона этой медали.

Корысти ради

Водители эвакуаторов и инспекторы ДПС смекнули, что на деле задержания ТС можно хорошо заработать, и ситуацию с появлением автомобилиста стали использовать в своих, корыстных целях. Естественно, каждый водитель, видя, что его «железного коня» могут увезти, начинает уговаривать инспектора этого не делать, предлагая расплатиться на месте. Последний советует договориться с водителем эвакуатора, у которого своя такса - 500-1000 рублей, в зависимости от обстоятельств и наличия денег. Если названная сумма всех устраивает, владелец получает свой автомобиль, при этом инспектор или не составляет никакого протокола за нарушение ПДД, или для отвода глаз рисует «липу» с наложением штрафа в 100 рублей.

Как потом делятся деньги, можно только догадываться. Автору этих строк не раз приходилось наблюдать вышеописанные операции. А на уместные замечания по поводу этого беспредела следовал, как правило, незамысловатый ответ вроде: кто же ещё будет платить за бензин, работу, потраченное время и т.д.

В своё время я, предвидя такие ситуации, предлагал директору одной из стоянок решить этот вопрос законным путём - через соответствующие инстанции, то есть установить стоимость только затрат по загрузке-разгрузке эвакуатора и обеспечить водителей эвакуаторов компактными кассовыми аппаратами, как, например, в торговых киосках, или надлежащими квитанциями. Тогда бы деньги поступали по назначению, а не в карманы предприимчивых дельцов.

Что касается деятельности самих штрафных стоянок, то там процветает махровый произвол в отношении автомобилистов. Так, в нарушение нормативных правовых документов, стоянки не работают в круглосуточном режиме, из-за чего водители не имеют возможности забрать свои автомобили сразу после устранения причины их задержания и вынуждены переплачивать за хранение. В случае причинения вреда автомобилю сотрудники стоянки отказываются составлять соответствующий акт. На двух стоянках отсутствуют кассовые аппараты, чем нарушается налоговое законодательство. Время возврата машины в квитанциях не указывают.

Владельцам, которые эксплуатируют ТС на основании доверенности в письменной форме, автомобили не выдают, требуя присутствия собственника или оформления доверенности нотариусом. Этой же незаконной позиции придерживаются и все дежурные ГИБДД, не выдавая разрешений таким владельцам.

Видимо, назрела необходимость вмешаться в эту деятельность областной прокуратуре и руководству УВД области, иначе нарушения будут расти, как снежный ком.

Георгий Румянцев, член Общественной палаты Калининградской области и областной комиссии по безопасности дорожного движения, руководитель юридического центра «Автоправо–ОСА» , "Авторынок Калининграда", №35 от 4.09.2007

Дополнительную информацию можно получить по тел. 77-91-37

От редакции: водители, пострадавшие от незаконных действий инспекторов по задержанию ТС и необоснованно привлечённые к административной ответственности, могут рассказать об этом нашим читателям.
Источник: Авторынок Калининграда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.