Гендиректор НИИ гриппа : "Совет Федерации решил повернуться лицом к проблеме вакцинации россиян"

Все новости по теме: Грипп

Заболеваемость гриппом в России, по мнению специалистов, в 2004 году захватит до 20% взрослого населения страны. Всемирная организация здравоохранения прогнозирует появление в ближайшие годы нового антигенного варианта вируса гриппа, что может привести к развитию крупной пандемии с 4-5-кратным ростом заболеваемости и 5-10-кратным ростом смертности. Об этом говорили на заседании Совета Федерации России отечественные вирусологи, санитарные врачи и медики. На вопросы "Интерфакса" отвечает генеральный директор Санкт-Петербургского Научно-исследовательского института гриппа, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАМН Олег Киселев.

Олег Иванович, Ваше выступление и выступления других специалистов в Совете Федерации имело какой-то практический результат?

Самым главным результатом этого заседания можно назвать то, что Совет Федерации теперь решил повернуться лицом к проблеме вакцинации против гриппа, к подготовке действенного плана профилактических мероприятий и сформулировать ее правительству. Функция сенаторов состояла в том, чтобы поддержать нас, организовать конструктивное обсуждение на высшем уровне. Однако если под практическим результатом подразумевать финансирование, то о нем речь не идет.

В некоторых публикациях о вашем выступлении в Совете Федерации упоминалась "вакцина, активная против туберкулеза и гриппа". Что это такое?

Когда я говорил о вакцине против туберкулеза, я имел в виду то, на каком научном уровне - кстати говоря, очень высоком - находится проблема разработки отечественных противовирусных вакцин. Когда вакцине, скажем, противогриппозной, ученые придают дополнительные свойства - это свидетельство достижения высочайшего класса работ. Следовательно, нет никаких преград для того, чтобы завтра сделать на основе гриппозной вакцину против атипичной пневмонии, а это действительно необходимо. Гриппозные вакцины становятся базовыми, для того чтобы придавать им новые свойства. В данном случае на Совете Федерации я сказал об этом для демонстрации нашего искусства и владения предметом.

Также я говорил, что есть вакцины противораковые, которые создаются на той же основе. Эти работы активно ведутся в США. Главная проблема в том, что состояние нашей науки и научных производств таково, что, может быть, через два года нам с вами не о чем будет разговаривать и не с чем ездить в Совет Федерации. Мы тогда будем посвящать наши интервью тому, какая вакцина лучше - из Парижа или Амстердама.

Область научных разработок вакцин в России имеет 30-летнюю давность. Мы были первыми в мире, кто на высочайшем уровне разрабатывал вакцины. Сегодня наши вакцины находятся на хорошем уровне, они оригинальны, соответствуют современным требованиям, требованиям Всемирной организации здравоохранения. Но речь идет о том, что 15 лет подряд ни копейки не выделялось на это научным коллективам. Надо поддерживать отечественные заводы по производству вакцин, науку надо поддерживать.

Крайне незначительные средства были выделены благодаря Геннадию Онищенко на разработку средств против атипичной пневмонии. Прошла эпидемия - и ладно, никого это опять не беспокоит. Смысл заседания в Совете Федерации был следующий: нужно было дать понять, что грипп не "пройдет", и нельзя вопросы инфекционной безопасности страны бесконечно эксплуатировать так - "пролетели" одну проблему, "пролетим" и вторую, и третью. В коллективном заявлении московских и петербургских вирусологов было ясно изложено, что "птичий" грипп не "пройдет", он рано или поздно вызовет эпидемию.

И все-таки, когда в России можно ожидать пандемию "птичьего гриппа", передающегося человеку от человека?

Когда придет некий рекомбинантный вирус гриппа "птичьего" происхождения, который будет иметь очень близкие свойства с тем, который вызвал пандемию 1918 года. Конкретно - когда появится вирус, при генетическом анализе по структурной формуле имеющий три-четыре известных нам молекулярных признака.

В России ситуация с распространением гриппа на самом деле не такая уж плохая. Распространение эпидемии по нашей территории носит "блочный" характер: дальневосточный блок, затем Красноярск, Иркутск и Алтай. Далее Урал, средняя полоса России и Поволжье, и два мегаполиса - Москва и Петербург, которые нередко получают эпидемию из Европы через Калининград. Гигантские расстояния, гигантская территория нашей страны, и в общем-то пониженный уровень транспортных коммуникаций в последние годы (по сравнению, например, с Китаем, в наших аэропортах царит запустение) приводит к тому, что новые вирусы к нам приходят с запозданием примерно в год. Это нас спасает. Поэтому мне кажется, что, в отличие от других стран, мы сможем подготовиться к этой эпидемии, если нас совсем не задавят отсутствием финансов.

В этом году мы снова предложили правительству документ под названием "Национальная программа защиты населения РФ от гриппа и ОРВИ". В разных редакциях мы представляли его последовательно в 1999-ом, 2001-ом, 2003-ем и в 2004-ом годах. Документ не проходил не потому, что был плохой, а потому что никто не хотел обсуждать его финансовую составляющую. То есть конкретные цифры заложены не были, но всем было понятно, что подписание этого документа потребует вложения средств, так как там были подсчитаны реальные потребности населения в вакцинации.

Вы, например, знаете, что в отдельные годы, например в Смоленске, болели гриппом до 75% детей? Что, у нас детей так много, что их не жалко? В программе был намек на то, что потребуется финансовая составляющая, особенно на вакцинальные кампании. Я пояснил ситуацию с этой программой руководителю нашей Академии наук, и руководство комитета Госдумы по здравоохранению, науке и образованию восприняло ее с большим энтузиазмом. Впервые программа за эти годы принята к серьезному рассмотрению, и пойдет в правительство, к премьер-министру.

Прогнозы отечественных специалистов по поводу эпидемии гриппа сезона 2004-2005 годов довольно оптимистичны. В то же время в США опасность этой эпидемии оценивают более мрачно - говоря о возможном количестве заболевших, называют цифру в 200 тысяч. Вы можете прокомментировать такую разницу в прогнозах?

Вообще в отношении мрачных прогнозов существует два варианта того, как их можно воспринимать. Первый - западные компании работают достаточно напряженно и иногда откровенно пугают население. В Англии несколько лет назад была такая "заказная" эпопея: телевидение показывало бегущих с носилками, якобы госпитали были забиты. Второй - в США каждый случай пневмонии во время эпидемии специалисты относят к гриппу, их статистический контроль очень сильно отличается от нашего. Грубо говоря, если я, не дай Бог, скончался во время эпидемии от пневмонии, случай все равно отнесут к гриппу, даже если вирус не будет выделен. Мы с коллегами долго это обсуждали, и я считаю, что это правильный подход.

Вирус гриппа отличается тем, что он чудовищно и очень быстро снижает иммунитет, и на этом фоне может развиться любая другая инфекция. Это же относится к другим респираторным инфекциям. Что касается количества жертв - если пациент попадает в американскую реанимацию, то у него 95% шансов вернуться домой. Во время эпидемии атипичной пневмонии в Америке не было ни одного смертельного исхода от этого заболевания, а больных-то было много. Это особенность американской медицины - акцентировать внимание на том, что заболевание может быть тяжелым, но при этом с высокой степенью вероятности гарантировать успех лечения.

Вы, наверное, согласитесь с тем, что вакцинация против гриппа у людей непопулярна и потому, что люди не могут разобраться в препаратах. Как правильно подобрать вакцину?

Я скажу больше - нашим людям невозможно ориентироваться даже в рекламе средств против гриппа. Навязчиво рекомендуются десятки не самых эффективных лекарств, причем акцент делается на симптоматическое лечение. Конечно, грипп создает очень неприятные симптомы, но они носят защитный характер. Если вы используете симптоматические средства, вы тормозите иммунитет, а вирус не убиваете. Можно бороться с симптомами как угодно, но при этом необходимо принимать противовирусные препараты. То же касается вакцин. Здоровый человек может применить любую, потому что все они проходят очень жесткий контроль.

Наши вакцины проигрывают импортным только в потребительских качествах - удобстве применения, упаковке и тому подобном. Люди, имеющие определенные заболевания и противопоказания к вакцинации, допустим, аллергия, бронхиальная астма, должны обязательно проходить первичный осмотр врача перед вакцинацией. Он гарантирует, что человек не находится в ранней стадии простудного заболевания. Потом надо собрать анамнез. Пациентам с ограничениями рекомендованы вакцины типа "сверхчистых", отличающиеся меньшей вероятностью осложнений, и субъединичные или сплит-вакцины. Дело в том, что некоторые вакцины содержат остаточный белок альбумин из куриного яйца, а это реальный аллерген.

В каких направлениях будет продолжаться работа вашего института?

Мы будем последовательно проводить работу над последними поколениями противогриппозных вакцин. Это заманчиво - так унифицировать практику, чтобы одна вакцина содержала дополнительные свойства. В следующем году, и я это гарантирую, мы доделаем вакцину от атипичной пневмонии. Сейчас мы видим, что техникой овладели и идем уверенно вперед. Моя мечта - внедрить все наши противовирусные препараты, которые мы разработали с коллегами-химиками, и создать новую серьезную технологию для спасения пациентов с уже запущенными формами гриппа. Цель института, по большому счету, состоит в том, чтобы в России от гриппа в будущем не умер ни один человек.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Интерфакс

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.