Юхан Муландер: Сточные воды из Калининграда губят экологию Балтики

Все новости по теме: Экология
Посол Швеции в РФ Юхан Муландер рассказал специальному корреспонденту "ИНТЕРФАКСА" Павлу Минакову о различных аспектах сотрудничества с Россией

Господин посол, как шведская сторона оценивает уровень торгово-экономического сотрудничества с Россией?

- Нас радует, что шведско-российские экономические связи развиваются так успешно. С 1999 года объем торговли вырос впятеро и достигает около 7,5 млрд. долларов в год.

Мы по-прежнему больше импортируем товаров из России, чем ввозим в нее. В 2006 году наш импорт из России составил почти 5 млрд. долларов, а экспорт - свыше 2,5 млрд. долларов. Основная доля нашего экспорта приходится на транспортные средства (легковые и грузовые автомашины, автобусы), химические продукты, а также телекоммуникационное оборудование.

Цифры указывают на большой неиспользованный потенциал. Экспорт в Россию составляет лишь 1,6% от общего объема шведского экспорта. Импорт - 3,5% от общего объема. Нашим компаниям надо засучить рукава!

Тем не менее, хочу подчеркнуть, что интерес шведских компаний к российскому рынку очень велик. Все крупные предприятия уже работают в России, Швеция представлена практически во всех секторах российского рынка. Среди последних крупнейших капиталовложений хочу особо отметить предприятие "Вольво" по сборке грузовых автомобилей в Калуге, на этот проект выделено 100 млн. евро. По планам, предприятие вступит в строй в 2009 году и будет собирать по 10 тысяч грузовиков "Вольво" и 5 тысяч "Рено" в год. Концерн "Скания" объявил этим летом, что тоже планирует строить завод в России.

"ИКЕА" - еще одна компания, много инвестирующая в Россию. На сегодняшний день компания вложила в Россию свыше 2 млрд. долларов и открыла 8 универмагов, совмещенных с торговыми центрами "МЕГА", по всей стране. Осенью этого года откроется еще три универмага с торговыми центрами.

Не могли бы Вы рассказать о предстоящих политических контактах между двумя странами?

- Швеция очень положительно оценивает наше политическое сотрудничество. Сегодня мы, в основном, взаимодействуем в рамках диалога ЕС-Россия. Ввиду предстоящих выборов в Государственную думу, мы решили не загружать конец этого года многочисленными двусторонними визитами.

Правда, в ближайшее время Москву посетит министр транспорта и связи Швеции Оса Торстенссон, которая проведет двустороннюю встречу со своим российским коллегой и поучаствует в шведско-российском семинаре на тему дорожно-транспортной безопасности. Кроме того, до конца года в Москву собирается приехать министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. Кстати, в июне успешно прошел визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Швецию.

Российская сторона заявила о возможности создания глобальной системы ПРО, в которою были бы включены, помимо стран НАТО, нейтральные государства, в том числе, Швеция. Как в Стокгольме относятся к подобному предложению?

- Швеция не получала такого предложения и не намерена входить в системы подобного рода.

Насколько плотно Швеция и Россия взаимодействуют в области экологической безопасности Балтийского моря?

- Балтика - наше общее море и общая забота. Наше сотрудничество с Россией пока, к сожалению, не дало желаемых результатов. Несмотря на крупные шведские инвестиции, связанные со строительством юго-западных очистных сооружений в Санкт-Петербурге, этот город остается одним из главных источников загрязнения Балтийского моря. Кроме того, несмотря на то, что Швеция активно выступает за модернизацию калининградских очистных сооружений, проект до сих пор не начат. Сточные воды, напрямую попадающие в Балтику из миллиона городских туалетов, губят экологию моря.

В рамках многостороннего сотрудничества Швеция также прилагает большие усилия, стремясь обратить внимание на бедственное положение Балтийского моря. В частности, Швеция предложила Международной морской организации присвоить Балтийскому морю статус "особо чувствительной зоны". В конце концов, в 2005 году, после многочисленных обсуждений, предложение было поддержано.

Думаю, для шведско-российского экологического диалога было бы полезно, если бы российский министр, отвечающий за охрану окружающей среды, встретился со своим коллегой в Швеции для обстоятельной беседы. Но, несмотря на неоднократные приглашения со шведской стороны, российский министр, к сожалению, так и не смог приехать с визитом. На такой встрече можно было бы обсудить не только вопрос очистных сооружений, но и последствия роста нефтяных перевозок в Балтийском море. Как я сказал в начале, при содействии наших российских коллег мы могли бы сделать куда больше для окружающей среды, в т.ч. для Балтийского моря. Надеюсь, этому вопросу отдадут приоритет и в России.

Согласно последней информации, газопровод Nord Stream решено прокладывать в 29 километрах южнее побережья страны. Будет ли Швеция требовать от реализующей проект компании Nord Stream AG провести повторную экологическую экспертизу строительства? Согласна ли Швеция на возможное присутствие кораблей российских ВМС и военизированной охраны для обеспечения безопасности трубопровода?

- Насколько мне известно, официального запроса от концерна Nord Stream пока не поступало. Вся информация о проекте ограничена сообщениями СМИ и пиар- акциями, которые проводит Nord Stream. Когда поступит официальный запрос, шведская сторона тщательно изучит его в строгом соответствии со шведским законодательством и международными обязательствами Швеции. В первую очередь, будет проанализировано влияние проекта на окружающую среду, причем будет выработана позиция и в отношении альтернативных путей. Пока же у нас нет позиции, так как нет конкретного предложения.

Есть ли основания предполагать, что введение Россией экспортных пошлин на древесину может стать тем вопросом, который Швеция поднимет при вступлении РФ в ВТО?

- Швеция всецело поддерживает желание России вступить в ВТО. Вступление России в ВТО благоприятно отразится на мировой торговле.

У Швеции крупная лесная промышленность, которая, как показывает наш опыт, может быть конкурентоспособной на мировом рынке только при условии наличия единых правил для всех конкурентов. По нашему мнению, нельзя создать лесную промышленность, способную конкурировать на мировом рынке, за счет введения вывозных пошлин.

Шведские предприятия вкладывают средства в любые страны, где, по их мнению, есть перспективы роста. Вкладываются средства и в Россию, но для принятия инвестиционных решений предприятиям важна предсказуемость.

Новые пошлины порождают неуверенность в инвестиционной надежности. Поэтому, на наш взгляд, вывозные пошлины на древесину не благоприятствуют притоку зарубежных инвестиций в российскую лесную промышленность.

Вывозные пошлины - важный вопрос и для ЕС, и для Швеции с ее крупной лесной промышленностью.

Мы считаем, что в рамках переговоров между ЕС и Россией по ВТО существует договоренность, не позволяющая вводить новые вывозные пошлины.

У ЕС, как и у Швеции, было много контактов с Россией по этому вопросу. Эти контакты продолжаются. Однако, мы считаем, что договариваться по этому вопросу должна в первую очередь Еврокомиссия.

Намерена ли Швеция включиться в так называемую арктическую гонку за право расширения своей экономической зоны в Северном Ледовитом океане?

- У Швеции нет территориальных претензий в этом районе. В целом Швеция придерживается мнения, что Северный Ледовитый океан должен быть свободной морской зоной.
Источник: Интерфакс

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.