Кто поднимет национальный флаг?

14 октября в Госдуме прошли парламентские слушания на тему "О состоянии и законодательном обеспечении развития морского и внутреннего водного транспорта России", инициатором которых выступил заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Виктор КЛЮС, до своего избрания владевший крупной судоходной компанией "Океанинтербизнес".

Наиболее острым вопросом заседания стала судьба законопроекта о создании Российского международного реестра судов, который способен решить главную проблему нашего флота - уход российских судов в офшорные зоны.

По словам заместителя министра транспорта Сергея АРИСТОВА, Минтранс РФ планирует внести этот законопроект в правительство в конце октября - начале ноября, однако в его согласовании сегодня отказывает Минфин. По мнению представителей последнего, принятие законопроекта приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет. Судовладельцы только разводят руками: поступлений, о которых говорит Минфин, Россия не получает и сейчас.

На сегодняшний день морской транспорт развивается достаточно быстрыми темпами. По прогнозам Минтранса РФ, перевалка грузов в российских морских портах возрастет в 1,9 раза - с 285,7 млн тонн в 2003 г. до 542 млн тонн в 2010 г. Только в первом полугодии текущего года грузооборот портов России увеличился на 42 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 175 млн тонн. Производственные мощности российских морских портов в прошлом году увеличились на 27,9 млн тонн за счет строительства новых перегрузочных комплексов в портах Махачкала, Мурманск, Восточный, Калининград и Приморск. Доля отечественных портов в переработке российских внешнеторговых грузов, перевозимых морским транспортом, с вводом новых перегрузочных мощностей в 2003 г. достигла 75%, а к 2010 г. в портах РФ предполагается переваливать до 90% российских внешнеторговых грузов.

Однако, несмотря на высокие темпы развития, в стране продолжает сохраняться ряд негативных тенденций, препятствующих развитию отечественного судоходства. Эти проблемы и пути их решения и стали основной темой состоявшихся в Госдуме парламентских слушаний.

Как отметил в своем выступлении Виктор Клюс, в условиях, когда право выбора грузоперевозчика принадлежит преимущественно иностранным партнерам, количество внешнеторговых грузов, перевозимых российскими судовладельцами, значительно сократилось, а ежегодные потери российского флота превышают $ 2,7 млрд. Дальнейшее неконтролируемое развитие ситуации создает реальную угрозу монополизации зарубежными судоходными компаниями транспортного рынка России, причем с самыми гибельными последствиями для последнего.

По словам Сергея Аристова, усилия, направленные на повышение привлекательности российских портов, не будут увенчаны успехом без надлежащего правового регулирования портовой деятельности. Но до сих пор все попытки транспортников предпринять что-либо в этом отношении ни к чему не привели. Один из самых актуальных вопросов в этой области, по словам Сергея Аристова, - принятие Федерального закона "О морских портах РФ", разработанного Минтрансом РФ.

"Концепция закона была одобрена Госдумой еще в ноябре 2002 г., однако закон до сих пор не принят", - отметила в своем выступлении председатель рабочего комитета Ассоциации морских торговых портов (АСОП) по коммерческо-правовым вопросам Марина МАЛЕНЬКИХ. По ее словам, в условиях отсутствия закона о портах портовики вынуждены основываться на законодательных нормах других организаций, что ущемляет их интересы. Очередные проблемы с прохождением законопроекта, по мнению замминистра транспорта, во многом связаны с реформированием вертикали власти.

Но еще большее сопротивление встретил проект ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты РФ в части, касающейся создания Российского международного реестра судов".

Данный законопроект предусматривает применение к зарегистрированным в Российском международном реестре судам особого налогового режима, создающего для них экономические условия, аналогичные действующим в зарубежных странах, где такие реестры уже созданы. Сейчас Россия контролирует 1,1 тыс. судов общим дедвейтом 11,9 млн тонн. А принятие этого закона, по мнению замминистра, позволит увеличить состав российского флота на 750 кораблей (зарегистрированных сейчас в других странах) суммарным дедвейтом 17 млн тонн и общей стоимостью около $ 13 млрд без привлечения бюджетных средств.

И все бы хорошо, но данный законопроект необоснованно критикует Министерство финансов РФ. По словам Сергея Аристова, Минфин в последнем письме от 11 июня 2004 г. отказал в согласовании законопроекта, несмотря на то, что ранее согласовал и завизировал его при первичном рассмотрении. По оценке Минфина, принятие данного законопроекта приведет к значительным потерям поступлений в бюджет от уплаты таможенных пошлин и к возникновению законодательного механизма для массового уклонения от уплаты таможенных платежей. Однако Аристов считает, что ссылки Минфина на потери таможенных платежей и НДС по транспортным судам, для учета которых и создается Российский международный реестр, необоснованы, поскольку Россия данные платежи давно не получает.

По словам председателя думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерия ЯЗЕВА, до конца октября комитет доработает и утвердит рекомендации в правительство. "Мы призовем правительство ускорить внесение законопроектов в Госдуму, - сказал он. - Прогнозировать их судьбу, конечно, сложно - все зависит от правительства. Хотя мы надеемся, что в правительстве не смогут игнорировать мнение профильного комитета и Госдумы". При этом Валерий Язев отметил, что в ближайших планах законодательной инициативы нет внесения этого закона в Госдуму.

Депутат Госдумы от Приморья Виктор Клюс в беседе с корреспондентом "ЗР" отметил, что самое сложное - сдвинуть дело с мертвой точки - уже позади.

- Я очень рад, что поданная мной идея начала воплощаться в жизнь. Усилий, поверьте, пришлось приложить немало. Вначале было выступление на заседании комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы. Коллеги приняли во внимание все мои доводы и приняли решение провести парламентские слушания. Решение комитета было утверждено постановлением Госдумы еще в мае, и только в октябре нам удалось собраться. К сожалению, главные докладчики, они же основные оппоненты собравшихся в зале, встречу проигнорировали. Нам так и не удалось выслушать мнения представителей Минфина и Минэкономразвития. Сегодня главными докладчиками должны были быть не я и не Сергей Алексеевич (заместитель министра транспорта Аристов. - Прим. авт.), а представители вышеупомянутых ведомств, к которым у судовладельцев и портовиков масса вопросов. Свою точку зрения мы изложили в информационном письме к парламентским слушаниям - все ныне существующие "болевые точки", и какие меры необходимо незамедлительно предпринять, чтобы России не потерять свой флот. Увы, подобное поведение уже становится системой. То же самое было и на расширенной коллегии Минтранса, когда председательствовавший премьер Михаил ФРАДКОВ вызвал представителя Минэкономразвития, а того в зале не оказалось. Вопрос повис в воздухе. Сегодня в схожей ситуации оказались участники парламентских слушаний. Диалога на этот раз не вышло - монолог. Монолог российских бизнесменов и парламентариев, стремящихся быть услышанными чиновниками. Тем не менее я верю, что своего мы добьемся.

- В своем выступлении вы подчеркнули, а выступавшие позже поддержали, что судовладельцам, в принципе, такой закон уже не нужен. Закон нужен России. Поясните.

- Действительно, закон прежде всего нужен государству. Чтобы Россия перевозила собственным флотом не 4% национальных грузов, как сейчас, а хотя бы 34%, как это делает Финляндия. Соответственно, и налоговые отчисления возрастут в разы. Вот передо мной журнал, изданный в 1913 г. В нем рассматриваются проблемы судоходства в 1910 г. Оказывается, спустя без малого сто лет они все те же. В то время российский флот перевозил 1/4 национальных грузов, сегодня -4%. "Это крайне плохо для народного хозяйства России", -цитирую из журнала. Если тогда не стеснялись произносить такие слова, почему мы сегодня остаемся в стороне? Не секрет, что большинство российских судоходных компаний, в том числе и "Совкомфлот", 100% которого принадлежит государству, и "Новошип", и Приморское морское пароходство, регистрируют свой флот в офшорах, сбрасывая практически все налоги. Россия на самом деле теряет очень много. Речь идет не только о налогах, но, к примеру, и о мобилизационном ресурсе. Флот под иностранным флагом в трудное для России время ведь может и не вернуться в наши порты. У него просто нет никаких обязательств перед российским флагом.

Я не драматизирую ситуацию, но она действительно патовая - российский флот нужно спасать. Работа под национальным флагом должна быть не только престижной, но и прибыльной.

По мнению большинства специалистов, проект закона все-таки будет принят - вот только неизвестно когда. А пока чиновники решают судьбу закона, угроза вытеснения российского флота на низкофрахтовые рынки и полной его потери становится все ближе.
Источник: Золотой Рог

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.