"Хаммером" по губернатору

Все новости по теме: Правительство области
В Калининградской области - война между местным бизнесом и властью. Победителей, скорее всего, не будет

Популярный ныне конфликт между бизнесом и властью не обошел стороной Калининградскую область. Главной местной новостью стала публичная схватка губернатора Владимира Егорова и главы холдинга "Автотор" Владимира Щербакова, чье предприятие занимается сборкой автомобилей BMW, KIA и General Motors в Калининградской области. Эта ссора представляется знаковой для новейшей истории западного региона России: в ней отразились противоречия и проблемы, которые раздирают область на протяжении последних десяти лет.

О простоте нравов

Гром грянул в Калининграде в середине октября на заседании Международного клуба директоров под руководством академика Абела Аганбегяна. Руководители крупных предприятий СНГ поинтересовались, почему Калининградская область с ее режимом особой экономической зоны не поднимается выше 50 - 60-го места в рейтинге регионов России. Бывший зампред правительства CCCP, а ныне крупный бизнесмен Владимир Щербаков высказался с предельной прямотой: заместители губернатора проворовались и дискредитировали региональную власть, у администрации области нет не только внятной экономической политики, но и мозгов, регион развращен и с такой властью скоро может пойти на дно.

В ответ прорвало губернатора. На следующий день в "Калининградской правде" появилась его гневная отповедь: Егоров заявил о том, что вносит в областную Думу законопроект о лишении "Автотора" региональных льгот. Кроме того, он обещал, что потребует от компании через суд компенсацию морального ущерба, нанесенного калининградцам, в размере 10 млн. евро (по 10 евро каждому жителю), а также будет настаивать на лишении Щербакова должности почетного консула Греции в Калининградской области и исключении его из состава межведомственной рабочей группы по развитию области.

Вскоре на страницах той же газеты появилась большая статья под названием "Чемодан на колесах". Автор - Михаил Цикель, руководитель администрации Особой экономической зоны и один из замов губернатора. Именно на Цикеля и были направлены самые резкие высказывания Щербакова. В попытке утопить главу "Автотора" и его холдинг Цикель обозвал бизнес Щербакова "чемоданным": по его словам, завод в считанные дни может быть разобран и собран в другом месте. Вице-губернатору стало обидно, что компания, так и "не пустившая калининградских корней", не платит в местный бюджет практически никаких налогов, зато с радостью пользуется региональными привилегиями. Цикель припомнил Щербакову обещанные им и несостоявшиеся масштабные проекты строительства агрохолдинга и крупнейшего в России крахмального завода, обещания возродить Кенигсбергский замок и наладить совместно с поляками выпуск автобусов...

Таких публичных скандалов область еще не видела. Неудобно было за всех. И можно было бы ограничиться рассказом о том, как поссорились Владимир Иванович и Владимир Григорьевич, если бы ссора не влияла на инвестиционный климат в регионе. Даже противники "Автотора" признают, что компания стала для области визитной карточкой: без поездки на это предприятие до сих пор не обходился ни один прием официальных делегаций. И действительно, где еще в России собирают, пусть и "отверточно", американские "Хаммеры", корейские "КИА" и немецкие "БМВ"?

Ездят не на примусах

Первое, что поражает новичка, приехавшего на "Автотор", - это семейство фазанов, разгуливающее в вольере. Говорят, что птички появились тут по личному распоряжению Щербакова, любителя экзотики. Правда, главный технолог Герман Жойдь и председатель профкома Александр Шебалин с гораздо большей гордостью демонстрируют просторные цеха, отлаженные конвейеры и сходящие с них блестящие автомобили. Особая достопримечательность - местная столовая с небьющейся посудой: здесь комплексный обед за 40 рублей обходится сотруднику в 14 рублей 70 копеек, остальное доплачивает предприятие.

Средняя зарплата на "Автоторе" - 300 долларов. По местным меркам, сумма приличная. Но за нее еще нужно побороться: зарплата рабочего напрямую зависит от качества сборки, которую контролируют не только местные аудиторы, но и наблюдатели от зарубежных компаний-партнеров - KIA, BMW и General Motors (GM). С этого года по соглашению с GM на "Автоторе" стали выпускать "Хаммеры" - американские внедорожники. У "серых" дилеров эта модель стоит порядка 110 тысяч долларов, цена собранного "Автотором" 86,5 тысячи.

Для остроты ощущений меня сажают в грозного вида "Хаммер" цвета "лесной перламутр" и отправляют по испытательному треку. Это 117-й по счету "Хаммер", выпущенный "Автотором". За рулем 22-летний Виктор Горяинов, автосборщик. Огромным джипом он управляет легко и нежно, запросто ориентируясь в напичканной электроникой машине. Единственный повод для Витиной грусти - не попал на стажировку в Мичиган, в центр обучения General Motors: не дали визу.

Таких молодых и перспективных, как он, в компании работает много. И ссору в верхах здесь воспринимают болезненно потому, что "Автотор" - это сотни рабочих мест для калининградцев. "Что бы про нас ни говорили в связи с конфликтом, а мы своим производством гордимся, - говорит один из руководителей компании. - Мы же не примусы выпускаем, а автомобили мирового уровня". А на угрозы губернатора отнять льготы ответил: "Без них будет труднее - но мы проживем".

Правдолюб Рудников

Однако есть в Калининграде человек, для которого борьба со льготами "Автотору" стала делом принципа. Депутат облдумы Игорь Рудников издает газету "Калининградские новые колёса", которую калининградцы морщась, но читают: отчаянный правдолюб выливает огромное количество компромата и на власть, и на бизнес. На его счету - десятки судебных исков, многие из которых главный редактор проиграл. Судится Рудников и с Щербаковым: "мочить" "Автотор" так, как это делают в "Колесах", не позволяет себе ни одно местное СМИ.

- Когда говорят о Калининградской области как о "черной дыре", у меня в первую очередь возникает образ Щербакова и его холдинга "Автотор", - говорит депутат Рудников. - Владимир Иванович выстроил новую схему, по которой он провозит, минуя таможенные платежи, абсолютно новые и очень дорогие автомобили. Я считаю, что это контрабанда. Льготы у нас предоставляются под продукцию, произведенную в Калининградской области. А она подпадает под этот статус, если приращенная стоимость на территории области составляет не менее 30 процентов от стоимости товара. Но на "Автоторе" она едва доходит до 7 процентов. Легко подсчитать, что за 8 лет Щербаков недоплатил в местный бюджет около полумиллиарда рублей.

С Рудниковым можно поспорить, вооружившись статистикой самого "Автотора": за время существования предприятия инвестиции в него составили около 300 млн. долларов, а общая сумма налогов от проекта - около 1,65 млрд. рублей. По подсчетам самого Владимира Щербакова, на один рубль предоставленных льгот областной бюджет получил 23 рубля доходов. Именно этих льгот и пытается лишить "Автотор" Игорь Рудников, а теперь и Владимир Егоров. Первые результаты уже есть: в облдуме создана комиссия по пересмотру региональных льгот.

Спецнаказ

По словам Владимира Никитина, председателя областной Думы, все громкие производства, появившиеся в Калининградской области последнее время, развились благодаря предоставлению налоговых льгот. Это компания "ТелеБалт", выпускающая бытовую технику, завод холодильников "Снайге", предприятие "Калининградский деликатес": при условии инвестиций область освобождает такие компании от уплаты налогов в областной бюджет на срок окупаемости - как правило, это 5 - 7 лет. "Таких производств, как "Автотор", у нас немного, - говорит Никитин. - Это один из "флажков" области. Поэтому очень бы не хотелось, чтобы оно перестало существовать в регионе. Однако не думаю, что без льгот "Автотор" прекратит свою деятельность - это довольно самодостаточное предприятие".

Юрий Маточкин, председатель комитета по экономической политике областной Думы, говорит, что налоговыми льготами сегодня пользуются около 40 местных предприятий, но не все делают это эффективно.

- Часто льготы давались по принципу личных отношений и не работали, - объясняет он. - Но есть и положительные примеры. Например, мебельная фабрика Макса Ибрагимова, который благодаря льготам сумел развить производство и поднял долю маленькой Калининградской области до 6 процентов в общероссийском объеме мебельного производства. Что касается "Автотора", то налоговые льготы дали практически всем предприятиям холдинга. Думаю, это не совсем правильно. И этот вопрос скоро будет рассмотрен в рамках комиссии. Но у меня нет сомнений, что основному производству - автомобильному - льготы надо оставить.

Пока депутаты занимаются инвентаризацией льгот, конфликт Егорова и Щербакова находится в режиме дремлющего вулкана. Помощник президента Ястржембский, совершая "разведтур" по Калининградской области, посоветовал местной власти решать такие вопросы "в тиши кабинетов". Его наказ администрация прилежно выполняет: ссору в "красном доме" (так в народе называют здание обладминистрации) больше не комментируют и отсылают к газетным публикациям.

Однако тишины не получится. Административный ресурс, направленный против бизнеса, да еще накануне губернаторских выборов, может сослужить региону плохую службу. Антигубернаторские настроения и без того уже давно витают в туманном воздухе Калининграда. За восемь лет существования Особой экономической зоны в область так и не пришел ни один крупный западный инвестор. А региональные льготы, эффективные лет 10 назад, теперь служат не рычагом для привлечения инвестиций, а скорее дубиной для усмирения непокорных. Хорош в этом конфликте и бизнес, который за 8 лет существования так и не вышел на прибыли, позволяющие ему существовать без сомнительных льгот.

ЗАО "Автотор" действует в Калининградской области с 1996 г. С начала производства здесь собрано более 30 тысяч автомобилей. "Автотор" выпускает 12 моделей, среди которых BMW 3-й и 5-й серий, Kia Rio, Kia Sportage, Kia Magentis, Kia Carnival. C 2004 г. начато производство внедорожных автомобилей Hummer, Chevrolet TrailerBlazer и Chevrolet Taho. На автосборочных производствах "Автотора" работают 930 человек. На начало 2004 г. общий объем инвестиций в проект составил 283 млн. долларов. Общая сумма налогов - около 1, 65 млрд. руб. Комплектующие для сборки и готовая продукция завода освобождены от таможенных пошлин, а также не облагаются рядом региональных налогов. Сумма предоставленных "Автотору" льгот составила около 170 млн. рублей.
Источник: Московские новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.