ПАСЕ за мораторий на Д6?

Все новости по теме: Экология
Вчера вечером в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) закончились специальные слушания по вопросу безопасности эксплуатации месторождения Д6, расположенного недалеко от Калининграда, на шельфе Балтийского моря, в 22 км от объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО Национального парка "Куршская коса".

Докладчик комитета по экологии ПАСЕ, французский сенатор Даниэль Гуле
(Daniel Goulet) высказался за введение моратория на добычу нефти на
месторождении Д6 до устранения всех проблем, касающихся экологической
безопасности его эксплуатации.

Месторождение разрабатывается российской нефтяной компанией ЛУКОЙЛ; первая партия сырой нефти, 34000 т., была отправлена на экспорт в октябре 2004 г. Инвестор вкладывает в разработку месторождения 120 миллионов долларов. Экологическая безопасность проекта вызывает серьезные сомнения у российских и зарубежных экологов.

Инициатором обсуждения проблем, связанных с Д6, в июле 2003 г. стала группа депутатов ПАСЕ от Дании, Латвии, Германии, Швейцарии, Литвы, Польши, Швеции, Австрии и Великобритании. Депутаты потребовали обсудить на заседании ПАСЕ международные и экологические проблемы, связанные с эксплуатацией Д6. В обращении депутатов указывается на опасную близость нефтедобычи к Куршской косе, объекту всемирного наследия ЮНЕСКО и подчеркивается, что в случае аварии на Д6 возникнет угроза для морских и прибрежных экосистем Балтийского моря.

Экологическая комиссия ПАСЕ провела расследование ситуации, связанной с экологической безопасностью добычи нефти на месторождении Д6, результатом чего стали специальные слушания комиссии ПАСЕ с основным докладом французского сенатора Даниэля Гуле, посетившего Калининград и Литву ранее в этом году. Среди прочих материалов о Д6, на слушаниях были представлены материалы группы "Экозащита!", в том числе доклад «Анализ природных и техногенных факторов, усугубляющих последствия аварийного разлива нефти на месторождении Д6».

После обсуждения доклада и всех высказанных аргументов, касающихся безопасности добычи нефти на Д6, докладчик высказался о необходимости введения моратория на добычу нефти на месторождении Д6 до устранения всех проблем, касающихся экологической безопасности его эксплуатации.

Напомним, что вопросами безопасности добычи нефти вблизи от Куршской косы, объекта международной охраны, озабочена не только Европа - в 2003 году знаменитые актеры и писатели России, среди которых Стругацкий, Олег
Басилашвили, Даниил Гранин, обращались к Президенту России с просьбой
содействовать сохранению Куршской косы в связи с планами добычи нефти на месторождении Д6.


Справка:

Месторождение Д6



Нефтяное месторождение «Кравцовское» (Д6), расположено на континентальном шельфе Балтийского моря, в 22, км от Куршской косы, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Месторождение Д6 было открыто в 1983 году. Морские глубины в этом месте составляют 27-30 метров. Разведанные запасы месторождения могут превышать 24 млн. тонн.

Обустройство начато в 1986 г. (установлен один опорный блок платформы),
однако, 1987 г. в результате пробного бурения в море попало около 70 тонн
нефти, работы были приостановлены.

Лицензия на право разработки месторождения выдана Министерством природных ресурсов дочернему предприятию нефтяного концерна «ЛУКОЙЛ», ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефтегаз.

Инвестор вкладывает в разработку месторождения 120 миллионов долларов.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы на проект получено 09.01.2003. Добыча нефти начата в июле 2004 г.; первая партия сырой нефти отправлена на экспорт в октябре 2004 г.



Позиция группы "Экозащита!" по Д6:


1. Проект добычи нефти на Д6, расположенном в 22,5 километрах от побережья Куршской косы, несет потенциальную экологическую угрозу
международного уровня, в особенности для национального парка Куршская коса, объекта международной охраны, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

2. В связи с планами удвоения добычи нефти после введения в эксплуатацию платформы на Д6 и, соответственно, увеличения перевалки нефти через нефтяной терминал, принадлежащий ЛУКОЙЛу, увеличивается риск загрязнения нефтью Вислинского залива, и, соответственно, акватории Балтийского моря.

3. В случае аварии на нефтедобывающей платформе, находящейся вблизи литовской границы, нефтяное пятно может достигнуть литовских государственных вод и побережья. Документация проекта не предусматривает никакой деятельности, связанной с трансграничным переносом нефтяного загрязнения и реализации международной Конвенции по трансграничному переносу.

4. В проектной документации максимальной аварий сочтена потеря контроля над одной скважиной. Согласно описанию проекта, рабочих скважин будет 21. Наиболее тяжелым вариантом аварии следует считать разрушение платформы и потерю контроля над всеми скважинами. Этот сценарий никогда не рассматривался компанией и, следовательно, к ликвидации последствий такой аварии компания не готова.

5. План ликвидации аварийных разливов рассчитан на условия с хорошей
погодой в светлое время суток и будет неэффективен в условиях шторма,
интенсивных осадков, плохой видимости.



Угрозы устойчивому развитию Калининградской области



Максимальным ущербом, который может быть вызван максимально возможной аварией, следует считать утрату Куршской косы, чья экономическая ценность должна быть подсчитана и внесена в оценку рентабельности проекта.

В проекте не учтены потери в рыбодобывающем комплексе, связанные с утратой части 26-го промыслового подрайона, в котором располагается Д6, что означает потерю не только рыбы, но и нескольких сотен рабочих место даже в случае безаварийной деятельности платформы.

В проекте не учтены потери, связанные с потерей рекреационно-туристической привлекательности региона; под угрозой находится развитие устойчивого туризма, в том числе реализация Федеральной Программы развития курортов и туризма Калининградской области на 2003-2010 гг.
Источник: МиК

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.