Путеводитель: Калининград

Путешествуем на запад от Москвы, в бывший Кёнигсберг - ныне Калининград.

На Белорусском вокзале сажусь в фирменный 29-й. Он отправляется в два часа дня. В поезде есть разные вагоны. Обычное купе стоит 1400 рублей, но можно ехать с большим комфортом в купе экономкласса с дополнительными услугами - такой билет обойдется в 1700 рублей. Спальный вагон бизнес-класса стоит 3700. В калининградском поезде есть очень приличный вагон-ресторан.

Поезд номер 149 из столицы отправляется вечером, в двадцать минут восьмого, в семнадцать часов следующего дня вы на месте. Обычное купе в этом поезде стоит дешевле - около тысячи рублей. Купе с услугами - 1200.

Железнодорожный путь до Калининграда проходит через две границы - белорусскую и литовскую; пограничный контроль занимает не более получаса.

До 1 января 2005 года в Калининград можно ездить по российскому паспорту, потом будет необходим загранпаспорт - таково компромиссное решение властей. Итак, пройдя благополучно две границы, я прибываю в Калининград.

Калининград - русский город с немецкой историей, до 1945 года - земли Восточной Пруссии. Но до того, как город стал называться Кенигсбергом, он поменял много названий, в зависимости от того, кому принадлежали эти земли. Известно его польское название - Крулеветц и литовское - Каралаучус. Когда-то здесь владычествовал Тевтонский орден, правил король Фридрих Вильгельм, был пущен первый в Германии трамвай и жил философ Иммануил Кант. Кёнигсберг означает "королевская гора", а Крулеветц - "город короля", ныне это град Калинина - председателя Президиума Верховного Совета СССР; город назвали в честь Калинина сразу после его смерти в 1946 году.

В отличие от большинства российских городов, здешние достопримечательности сосредоточены не в самом центре, а на окраинах. А если в центре - то по большей части в глубине кварталов. То есть идешь, допустим, по одной из центральных улиц Ленина, сворачиваешь в переулок - и попадаешь в европейский дворик бывшей восточно-прусской столицы.

В Калининграде такая странная эклектика - советской урбанистики и средневековой готики и барокко. Кенигсберг очень сильно пострадал во время бомбежек в 1945 году. Впрочем, в Калининграде все равно есть что посмотреть.

Самый известный из архитектурных шедевров - Кафедральный собор, построенный в 13-м столетии, - к счастью, уцелел. Он находится на небольшом острове Кнайпхоф. Большой и красивый католический храм уже много лет реставрируют, и внутрь попасть очень сложно. В собор встроена могила Канта - это уже много лет дает острословам повод для своего рода парадоксов: дескать, немецкий философ похоронен у себя на родине, а могила его в СССР. Кстати, этот самый известный "кенигсбергец" несколько лет был подданным России - он присягал на верность императрице Елизавете в восемнадцатом столетии, когда русские войска заняли город.

В Калининграде огромное количество старинных ворот: бранденбургские, королевские и т.д. Когда-то город был окольцован древней стеной с многочисленными бастионами и башнями. Советская бомбардировка уничтожила не всё... А свидетели войны превращены в весьма оригинальные музеи. Вот, например, обычный вход в подвал и простенький воздуховод, и не догадаешься, что это бывший блиндаж коменданта Кенигсберга Отто Ляша и что именно тут был принят договор о капитуляции.

Калининград вообще богат на непростые экспозиции. Чего стоит только пришвартованное судно "Витязь" - некогда громадный научный корабль, а сегодня большой музей. Памятником советской архитектуры является не достроенный в 60-е - 70-е Дворец советов - над городом возвышается устрашающая громада из серого камня. В древности на этом месте был королевский дворец...

Из Калининграда обязательно стоит увезти в подарок янтарь - его здесь много, обработанного и нет. Янтарные украшения - в каждой лавочке и художественном салоне.

Город уютный, спокойный, много небольших хороших гостиниц, кафе и ресторанов - для отдыха отличное место. Покидаю Калининград с сожалением...

Фирменный поезд номер 30 уезжает в десять утра. Сажусь в купе экономкласса: дополнительные услуги - дополнительный комфорт. В столице я утром следующего дня.
Источник: Радио "Маяк"

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.