Калининградский аэропорт "Храброво" могут захватить военные

В четверг калининградские авиадиспетчеры, бастовавшие в прошлом году 4 раза, заявили о намерении начать новую акцию протеста, если им не погасят долги по зарплате. В ответ руководство пригрозило решить проблему кардинальным образом. Один из вариантов - место гражданских займут люди в погонах. Военные уже заявили, что готовы обеспечить безопасность гражданских полетов, если на то поступит приказ из Москвы.

Бессрочное профсоюзное собрание

По закону авиадиспетчеры отнесены к категории служащих, которым запрещены забастовки. Поэтому профсоюзы оказывали психологическое давление на руководство путем объявления голодовки, во время которой диспетчеры работают в обычном режиме. На этот раз диспетчеры намерены применить новую форму протеста: проведение бессрочного профсоюзного собрания, что может парализовать воздушное сообщение в регионе. Немного изменились и требования: речь идет не о повышении зарплаты, а лишь о погашении задолженности по сверхурочным часам.

"Эта сумма накопилась в течение года и в среднем составила по сорок тысяч на каждого работника, - говорит председатель профкома Олег Богданов. - Если в ближайшее время эти деньги не будут нам выплачены, в пятницу самолеты в "Храброво" сажать будет некому".

В "Аэрофлоте", "Пулково" и польской LOT, летающих в калининградском небе, предупреждения диспетчеров о возможном начале акции пока не получили. "Черная метка" поступила лишь в "Калининградавиа". "Эта ситуация не может не вызывать ничего, кроме раздражения, - говорит коммерческий директор "Калининградавиа" Вадим Трухин. - Кроме того, что систематические протесты вредят имиджу региона, реальные убытки несут авиакомпании, обслуживающие Калининград".

Директор филиала ФГУП "Аэронавигация Северо-Запад" Геннадий Антипин считает, что поводов для паники нет. "Вопреки заверениям профсоюзного лидера диспетчеры не приступили к завуалированной форме забастовки, аэропорт работает в обычном режим, - говорит он. - Компромисс, надеюсь, будет найден. Но даже если это не произойдет, безопасность полетов в "Храброво" будет полностью обеспечена. У нас для этого есть два варианта".

Раскрывать эти варианты Геннадий Антипин не стал. Однако Вадим Трухин приоткрыл завесу секретности. По его словам, не исключено, что место гражданских работников в одночасье займут люди в погонах. Такой вариант уже рассматривался, но пока еще не применялся. Вероятность подобного развития ситуации не исключают и в штабе Балтийского флота. "Мы уже моделировали различные ситуации, - говорит помощник командующего флотом Анатолий Лобский. - Военные готовы обеспечить безопасность полетов, но для этого нужен приказ из Москвы. К слову сказать, наши диспетчеры работают в не менее интенсивном режиме, чем гражданские, за гораздо меньшую зарплату. Денежное содержание старшего офицера диспетчерской службы не превышает семи тысяч рублей в месяц".

Гражданские диспетчеры в Калининграде уже не рискуют говорить о повышении зарплаты, которая за прошлый год выросла в полтора раза и составляет в среднем около пятнадцати тысяч рублей.

Забастовки континентального масштаба

В прошлом году всероссийские акции протеста диспетчеров, направленные на повышение зарплаты, не нашли поддержки у коллег-авиаторов. В мировой практике принято, что зарплата диспетчера не должна превышать 75% от ставки пилотов. В России же, в ряде регионов, они получают больше летного состава. По словам руководителя Государственной службы гражданской авиации Александра Нерадько, средняя зарплата авиадиспетчеров по России составляет 19.5 тыс. руб. и колеблется по регионам от 7 до 40 тыс. руб. Глава ГСГА считает, что протестные акции пагубным образом сказываются на экономике всей отрасли, создавая угрозу безопасности воздушных сообщений. Международная ассоциация воздушного транспорта уже высказывала озабоченность и даже наметила шаги по изменению маршрутов международных авиарейсов в облет российской территории в случае забастовки.

Российские диспетчеры переняли европейский опыт, где забастовки, которые также запрещены законодательством, - дело привычное. На прошлой неделе досрочно перестали бастовать французские диспетчеры, объявляющие об акциях протеста ежегодно. Наиболее масштабная акция в Европе, за последние годы, состоялась 19 июня 2002 года. Небо над континентом оказалось фактически парализованным. В общей сложности было аннулировано 1100 рейсов, десятки тысяч пассажиров не смогли вылететь из аэропортов. Ущерб европейских авиакомпаний оценивается в 18 млн. евро. В забастовке приняли участие авиадиспетчеры Франции, Греции, Италии, Португалии, Венгрии и Испании (здесь забастовка авиадиспетчеров совпала с общенациональной забастовкой). Во Франции был выполнен лишь каждый десятый рейс. Греция, Италия и Португалия отменили по 50 рейсов. В крупнейшем немецком аэропорту Франкфурта-на-Майне (при том что Германия не принимала участия в забастовке) было отменено 64 рейса. Бастующие тогда выражали несогласие с проектом Евросоюза "Единое небо", целью которого являются модернизация контроля за европейским пространством и унификация правил, регулирующих воздушное сообщение над Европой. ЕС заявляет, что проект "Единое небо" позволит сэкономить до пяти млрд евро ежегодно. Между тем он неизбежно приведет к сокращению числа рабочих мест и массовым увольнениям авиадиспетчеров.
Источник: АвиаПорт.Ру

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.