Калининградскую таможню хотят жестко реформировать

Сегодня складывается негативная ситуация, которая будет иметь для экономики региона печальные последствия.

Речь идет о возможной реорганизации всей таможенной структуры, действующей на территории области в течение нескольких последних лет. Дело в том, что еще в начале лета вышестоящее руководство местной таможни, расположенное в Санкт-Петербурге, - Северо-Западное таможенное управление (далее - СЗТУ) выступило с предложением реорганизовать таможенные органы в Калининградской области. Вероятнее всего, для решения этой специфической задачи руководство СЗТУ назначило на главную таможенную должность области - заместителя начальника СЗТУ по Калининградскому региону - полковника Владимира Кулешова, который до этого курировал на Северо-Западе страны экономические вопросы таможни. Как говорится, чужому было бы проще проводить эту болезненную для людей процедуру.

В чем суть реформы?

Сегодня в регионе три таможни - Калининградская, Багратионовская и Неманская. Руководит ими местная управленческая структура - Калининградский регион СЗТУ, контролирует Калининградская оперативная таможня, а всем необходимым обеспечивает Калининградский тыловой таможенный пост.
По замыслу реформаторов из Санкт-Петербурга, в Калининградской области следовало бы реорганизовать три имеющиеся таможни в две: присоединить Багратионовскую таможню к Калининградской. Находящиеся в подчинении Багратионовской таможни 4 таможенных поста можно было бы распределить между оставшимися таможнями.
Помимо этого предполагалось ликвидировать Калининградский регион СЗТУ. Его контролирующие функции следовало бы передать в Санкт-Петербург. Туда же планировалось передать и часть штатной численности должностей, сокращаемых в Калининграде и области.
В результате этих реформирований руководство СЗТУ рассчитывало «откусить» в свою пользу несколько десятков должностей от прежней штатной численности таможенных органов Калининградской области. Этими должностями намеревались усилить таможенные посты Выборгской и Балтийской таможен под Санкт-Петербургом.

Область против

Когда эти планы СЗТУ стали известны в Калининградской области, в регионе прокатилась волна скрытого недовольства не только среди таможенников, но и в бизнес-кругах, которые напрямую работают с этой федеральной структурой. Участникам внешнеэкономической деятельности стало ясно, что непродуманное реформирование не только нарушит выстроенную систему взаимоотношений «бизнес-таможня», но и станет серьезным препятствием для решения многих специфических вопросов, связанных с работой в рамках закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области».
Вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты Татьяна Палецкая однозначно заявила: «Сокращение количества таможенных органов Калининградской области, а также резкое уменьшение численности их личного состава будет иметь необратимые последствия для функционирования Особой экономической зоны в регионе».
По ее мнению, предлагаемые новшества внесут дезорганизацию в работу экономических структур Калининградской области, где много проблем, которые надо решать на месте, а не в кабинетах СЗТУ. Сроки принятия решений негативно скажутся на работе как самой таможни, так и участников внешнеэкономической деятельности. Тем более что практика работы бизнеса и таможни полна примеров, когда основные решения принимает не Санкт-Петербург, а Москва, где понимание «калининградских» проблем более глубокое, чем в СЗТУ.
«Региону не нужна таможня, которая будет по каждому поводу слать письма и телеграммы в СЗТУ, разжевывая при этом суть тех или иных вопросов, требующих срочного решения, - отметила Татьяна Палецкая. - Уже летом министр экономики регионального правительства Феликс Лапин официально заявил, что область будет выступать категорически против планируемой реорганизации».
Но вместо скандала с реорганизацией таможни область получила общероссийский скандал вокруг «Автотора». На его фоне любые действия руководства ФТС России, касающиеся реформирования региональной таможни, могли бы быть расценены неоднозначно. И потому на время вопрос о реорганизации выпал из поля зрения общественности области и сотрудников таможни.
На недавней встрече с журналистами заместитель начальника СЗТУ по Калининградскому региону полковник Владимир Кулешов откровенно заявил, что, несмотря на уникальность региона, «реформирование таможни области объективно необходимо. Однако в настоящий момент каких-либо распорядительных документов по данному поводу нет. Более того, вопрос о ее реорганизации не рассматривался на уровне ФТС России, где будет приниматься такое важное для Калининградской области решение».
При этом руководитель региональной таможни подчеркнул, что «вариантов реформирования много. Но все они должны учитывать специфику работы таможни в условиях Особой экономической зоны. Они настолько уникальны, что требуют индивидуального подхода в решении многих вопросов, в том числе на уровне СЗТУ и ФТС». Тогда же полковник Кулешов заявил (и это важно!), что «предлагал замкнуть региональную таможню непосредственно на Москву, на центральный аппарат ФТС России». Смелый шаг для чиновника, у которого непосредственные начальники в СЗТУ. Более того, он предположил, что «московское руководство не будет рубить сплеча в решении данного вопроса».

Томительное ожидание

В начале ноября региональную таможню облетел слух, что в Москве окончательно решено реформировать таможенные органы области, а соответствующий приказ появится в ближайшие дни. В Калининград был спущен протокол оргструктурной комиссии ФТС России, в котором предлагается создать в регионе одну таможню, замкнув ее на Санкт-Петербург. При этом управленческую структуру в Калининграде хотят полностью ликвидировать. А всего в регионе планируется сократить около 400 должностей… Эта информация стала шоком для простого таможенного люда.
Именно в Санкт-Петербурге предстоит разработать приказ, по которому местных специалистов будут «выжигать каленым железом». Калининградские таможенники вновь в томительном ожидании, ведь неизвестно, кому предстоит пройти через процедуру сокращения.
Такая неопределенность вокруг региональной таможни не нравится и губернатору Калининградской области Георгию Боосу. Ему постоянно приходится вмешиваться в различные спорные вопросы, которые один за другим возникают между таможней и региональным бизнесом. Вроде бы эти конфликты всегда - спор двух хозяйствующих субъектов. Но слишком много у нас в России условностей и тонкостей, которыми приходится заниматься региональной власти и лично губернатору. Так, по вопросу конфликта «Автотора» и таможни Боос встречался и разговаривал с высшим руководством ФТС.
Мнение главы области о предстоящей реформе региональной таможни в целом отрицательное. Это вполне объяснимо, так как губернатору не нужна весьма важная для экономики региона федеральная структура, которая не решает острых проблем, а лишь выполняет роль статиста. От всех уровней власти он требует прежде всего эффективной работы. Но сможет ли так функционировать после реформирования местная таможня - большой вопрос. Ситуация осложняется еще и тем, что задуманные реорганизация и сокращение сотрудников таможни выпали на период федеральных выборов - сначала депутатов Госдумы, а затем и президента страны. Однако многие в области надеются, что губернатор Боос, используя весь свой авторитет и так называемую «федеральную проходимость», докажет ФТС России, что эта затея смертельно опасна для региона.

От редакции. Когда материал готовился к печати, к нам обратились участники ВЭД, которые оформляют товары на Черняховском таможенном посту. Люди обеспокоены предстоящим реформированием. Поговаривают, что пост закроют. Газета «Страна Калининград» и еще десяток местных изданий печатаются в Вильнюсе, мы также проходим таможенное оформление в Черняховске. Если этот пункт ликвидируют, придется везти газеты и журналы через Советск. А это потерянное время, есть опасения, что тиражи попадут к читателям с большим опозданием…
Источник: Страна Калининград

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.