ГИБДД пообещала исправиться

Все новости по теме: Война на дорогах
Как известно, не только водители нарушают действующее законодательство. В этом деле с ними солидарны и инспекторы ДПС ГИБДД, плохо знакомые с Кодексом об административных правонарушениях.

Что-то не так в гаишном царстве

В 2007 году председатель Общества защиты прав автомобилистов «Оса» Георгий Румянцев обратился в прокуратуру и УВД Калининградской области с письмом, в котором указал на систематические нарушения законодательства со стороны инспекторов ДПС ГИБДД. Приведу их неполный список.

1. Часто инспекторы ДПС производят эвакуацию автомобилей в присутствии водителей. Это противоречит ст.27.13 КоАП РФ и «Правил задержания транспортного средства и помещения его на стоянку...», где указано, что транспортное средство помещается на специализированную стоянку только в случае невозможности устранения причины задержания на месте.

При составлении протоколов задержания транспортного средства в качестве понятых вписываются заинтересованные лица – водители эвакуаторов и сотрудники спецплощадок или вообще указываются вымышленные лица, а иногда и вовсе только один понятой. Зачастую подписи понятых в протоколах попросту отсутствуют.

Увозя машины на штрафстоянку в присутствии водителей, инспекторы ДПС никаких процессуальных документов им не передают, а предлагают приехать в дежурную часть. Там, в нарушение административного законодательства, дежурными сразу выносится постановление по делу об административном правонарушении с наложением штрафа без составления протокола или выписывается постановление-квитанция о наложении штрафа – даже тогда, когда водитель не согласен с нарушением или взысканием.

Во многих названных процессуальных документах не изложено существо допущенного нарушения, не указаны ни норма права, ни то, какие дорожные знаки были нарушены, ни конкретное место нарушения.

Дежурные отказывают в выдаче разрешений на получение машин владельцам, которые эксплуатируют машины по доверенности, исполненной в простой письменной форме, требуя наличия доверенности, заверенной нотариусом, или приглашение собственника.

2. При документировании отказа от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения, в нарушение ведомственных нормативных документов МВД РФ, в протоколах об административном правонарушении не указываются основания, по которым инспектор ДПС пришёл к выводу о необходимости проведения медосвидетельствования, отсутствует два свидетеля, которые бы могли подтвердить факт отказа и имеющиеся признаки опьянения. В протоколе просто делается запись, что водитель управлял автомобилем и не выполнил законного требования о прохождении медосвидетельствования, тем самым инспектор нарушает требования ст.28.2 КоАП РФ.

Оформляя протокол об отстранении от управления пьяных водителей и не задерживая автомобиль, в нарушение ст.27.13 КоАП РФ инспекторы ДПС фактически позволяют им ехать дальше.

3. Массовое нарушение среди сотрудников ГИБДД имеет место при вынесении наказания на месте совершённого правонарушения, несмотря на возражения водителя, который оспаривает нарушение или сумму штрафа. Инспекторы одномоментно составляют протокол и постановление о наложении штрафа или постановление-квитанцию, а затем протокол, без дальнейшего направления его в группу разбора, чем нарушают права граждан и положения гл.29 КоАП РФ.

4. Имеют место многочисленные случаи досмотра транспортных средств без каких-либо законных оснований, без составления соответствующих протоколов и участия понятых.

5. Имеют место случаи изъятия водительского удостоверения или техталона без составления соответствующих протоколов, чем нарушаются требования ст.27.10 КоАП РФ. При составлении протоколов об административном правонарушении инспекторы ДПС часто отказываются вписать в протоколы по заявлению водителей свидетелей, мотивируя это тем, что они являются знакомыми, родственниками, сослуживцами, чем также нарушают права лица, привлекаемого к административной ответственности.

6. Как правило, при подаче жалобы вышестоящему должностному лицу или в орган на действия инспектора, жалоба гражданина рассматривается без его участия, чем нарушаются его права. В дальнейшем при обжаловании в суде это решение признаётся вынесенным с нарушением действующего законодательства и отменяется.

7. Имеют место многочисленные случаи, когда дежурные подразделений, забрав документы, обязывают водителей сразу оплатить штраф в сберкассе, выдавая им квитанцию с банковскими реквизитами. И только после оплаты возвращают документы и выдают законное постановление о привлечении к административной ответственности, чем грубо нарушают положения ст.32.2 КоАП РФ.

8. Часто инспекторы ГИБДД незаконно привлекают граждан к административной ответственности. Так, по ч.2 ст.12.2 КоАП РФ они это делают в отношении водителей, которые управляют транспортными средствами с одним государственным регистрационным знаком или когда знаки не установлены в определённых местах, а находятся в салоне или в багажнике в связи с поломкой бампера. Также по этой части привлекают к ответственности водителей, которые не зарегистрировали автомобили в установленный 5-дневный срок. Несмотря на разъяснения Верховного Суда РФ по квалификации данного состава административного правонарушения имеющихся судебных решений судов г.Калининграда, которые квалифицируют такие правонарушения по ч.1, ст.12.2 и ч.1 ст.12.1 КоАП РФ, инспекторский состав ГИБДД продолжает допускать нарушения законности, заставляя водителей оплачивать пятитысячный штраф.

9. Получило распространение привлечение к ответственности по ч.2 ст.12.15 Кодекса с наложением штрафа в сумме 2000 рублей водителей, которые в нарушение ПДД паркуют свои автомобили на краю тротуаров, заезжая на них с проезжей части, но при этом не осуществляя дальнейшего движения по тротуарам или пешеходным дорожкам. Согласно ПДД, они нарушают правила остановки или стоянки, но не ездят по тротуарам. Уже имеются судебные решения, которыми отменены незаконные постановления о наказании водителей. Сами же гаишники, кстати, свои служебные и личные машины паркуют на тротуарах, когда несут службу на дорогах.

Замечания приняты

Прокуратура Калининградской области отреагировала на данное письмо. Начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, старший советник юстиции Ю.М.Сафонов сообщил, что «доводы, изложенные в обращении, нашли своё подтверждение, в связи с чем начальнику ГИБДД области вынесено представление с требованием о недопущении подобных нарушений впредь и привлечении сотрудников ГИБДД к дисциплинарной ответственности».

В ведомстве государственной дорожной инспекции не стали отрицать сей факт. Начальник ГИБДД по Калининградской области полковник милиции Ю.Д.Казаков на письмо господина Румянцева ответил так:

«С целью недопущения нарушений действующего законодательства в административно-применительной деятельности с личным составом ГИБДД ГРОВД области... проведены занятия по изменениям, внесённым в КоАП РФ Федеральным законом №210-ФЗ... С учётом недостатков и недоработок, имевших место при оформлении административных материалов, управлением ГИБДД для сотрудников ДПС ГИБДД разработаны и направлены методические рекомендации по исполнению требования Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 года №759 и приказа МВД РФ от 19 декабря 2004 года №187 о порядке задержания транспортных средств.

Выдача транспортных средств, задержанных и помещённых на охраняемую стоянку за нарушение ПДД, осуществляется оперативным дежурным с учётом предъявляемых документов, в том числе доверенности, оформленной в простой письменной форме (п.1 ст.185 ГК РФ) с правом распоряжения (управления) и пользования транспортным средством.

Дополнительно разъясняем, что, в соответствии с требованием административного законодательства, при согласии водителя с допущенным административным правонарушением, уполномоченное административное лицо оформляет предупреждение либо налагает административный штраф в виде постановления-квитанции. В случае несогласия водителя в совершении административного правонарушения сотрудником составляется протокол об административном правонарушении (ст.28.6 КоАП РФ).

На основании вышеизложенного и в целях недопущения случаев нарушений при осуществлении правоприменительной деятельности ГИБДД, прошу Вас в дальнейшем указывать конкретные факты для их рассмотрения и принятия решений по существу».

Как видим, руководство ГИБДД не собирается слепо отстаивать честь мундира, а обещает направить свои усилия на обучение своих многочисленных сотрудников действующему законодательству. В соответствии с просьбой господина Казакова отныне, чтобы улучшить работу ГИБДД, жалобы по работе инспекторов ДПС следует направлять в письменном виде в Управление ГИБДД по адресу: 236040, г.Калининград, ул.Черняховского, д.52.

Господин Румянцев советует также отсылать копии жалоб в прокуратуру Калининградской области (236029, г.Калининград, ул.Горького, 4) и в редакцию газеты «Авторынок Калининграда» (236000, г.Калининград, ул.Коммунальная, 4), где он сможет ознакомиться с их содержанием и представить конкретные факты руководству УГИБДД.

Надеюсь, что диалог между ГИБДД и общественностью позволит в полной мере наладить работу инспекторов ДПС, а нарушителей дорожных правил с большим основанием привлекать к административной ответственности.

В будущем наша газета совместно с Георгием Румянцевым планирует открыть рубрику «Гаишные приколы нашего городка», в которых будет даваться оценка тем или иным действиям со стороны инспекторов ГИБДД.
Источник: Авторынок Калининграда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.