Табуретки в микриках

Все новости по теме: Война на дорогах
То, что в нашем городе маршрутные микроавтобусы выделились в отдельную касту злостных нарушителей Правил дорожного движения, знают почти все. Езда наперекор всем нормам закона и морали на фоне и без того далеко не положительного примера со стороны остальных автомобилистов ведёт к удручающему итогу: ДТП с участием маршруток на дорогах города происходят ежедневно.

Проводимая в последние годы политика в области организации пассажирских перевозок в Калининграде практически уничтожила муниципальный пассажирский транспорт, а вместе с ним и соблюдение правил безопасности дорожного движения со стороны водителей автобусов. А совсем недавнее появление на дорогах города маршрутных микроавтобусов повлекло за собой массу негативных последствий.

Банкетки, пуфики и даже табуретки

Во-первых, увеличились показатели аварийности с участием данного вида пассажирского транспорта в связи с несоблюдением Правил дорожного движения. Это касается как прямых нарушений ПДД, так и косвенных. К последним относится установка дополнительных конструкций. Например, в салон добавляется одно-два кресла, причём образование новых сидячих мест происходит довольно кустарным способом. Некоторые водители додумываются до того, что ставят в микроавтобусе домашние банкетки, пуфики и даже табуретки – они и служат дополнительным посадочным местом. Естественно, делается это для увеличения выручки, при этом блокируются аварийные выходы, а значит, страдает безопасность движения и создаётся угроза для пассажиров в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

Ещё более распространённое нарушение в маршрутках – это перевозка «стояков», то есть стоячих пассажиров, что категорически запрещено, ведь в таком виде автотранспорта, как правило, нет ни поручней, ни перил. Однако пассажирам всё равно – лишь бы побыстрее добраться до места назначения, даже не задумываясь о собственной безопасности. А по сигналу водителя, заприметившего на горизонте строгого инспектора ГИБДД, «стояки» дружно приседают, превращаясь в «гномиков».

Что касается непосредственно нарушений «дорожного закона» водителями микроавтобусов, то здесь ничего нового нет. Почти нормой стало движение микроавтобусов по трамвайным путям с нарушением правил разметки, выезд на встречную полосу, обгон и поворот со второго ряда.

Нередко можно наблюдать и такую картину: к остановочным комплексам, особенно к тем, что расположены на Ленинском проспекте и улице Черняховского, подъезжает до десяти автобусов одновременно. В условиях повышенного скопления автотранспорта каждый водитель пытается проскочить вперёд, чтобы обойти конкурента. А благодаря меньшим габаритам и, как следствие, лучшей маневренности, водители микроавтобусов, ничтоже сумняшеся, тормозят чуть ли не посреди проезжей части, становясь во время высадки и посадки пассажиров помехой для движения другого транспорта. А ведь это административное нарушение, за которое предусмотрены штрафные санкции.

Так как наши микроавтобусы являются «маршрутными транспортными средствами», то и ездить они обязаны соответствующим образом, соблюдая правила остановки в положенных местах. Однако в реальности водители микриков тормозят по любому взмаху руки в абсолютно не оборудованных и не приспособленных для этого местах.

Обучение – побоку

Как оказывается, несоблюдение Правил дорожного движения водителями автобусов в большинстве своём связано с элементарным их незнанием. По закону, ежегодно любой водитель автотранспорта категории «D» должен проходить переподготовку, составляющую в общей сложности 20 часов. Профилактическая работа со стороны руководителей автопредприятий и лиц, ответственных за безопасность движения, проводится на низком уровне, она стала рассматриваться как неоправданная мера, требующая дополнительных расходов. А снижение качества преподавания повлекло за собой не только увеличение числа аварий с участием микроавтобусов, но и приток обоснованных жалоб и заявлений от пассажиров.

В Управление Госавтонадзора постоянно приходят письма с претензиями от населения к действиям перевозчиков. Но если раньше от граждан исходили жалобы, в основном касающиеся непредоставления социально незащищённым категориям льготного проезда, то в последние годы характер претензий изменился. Граждане возмущаются некорректным поведением водителей транспортных средств, нарушением ими правил перевозки пассажиров.

Догнать и перегнать!

Вне зависимости от плотности автомобильного движения водители устраивают состязания на дороге в погоне за как можно большим количеством пассажиров. Впоследствии гонки плачевным образом сказываются как на техническом состоянии самого транспортного средства, так и на работе нервной системы сидящих в салоне.

В биологии есть специальный термин – «фаготрофия», означающий пожирание организмами друг друга. В случае с микроавтобусами ситуация аналогичная. «Встречаясь» на дороге с «коллегами»-конкурентами, водители, не стесняясь пассажиров, начинают поливать друг друга нецензурной бранью. Дальнейший эмоциональный и нервный срыв тут же делает своё чёрное дело, и уже через пару-тройку минут водителю чудом удаётся избежать аварии на дороге.

Кроме того, прописанный и санкционированный Комитетом строительства и транспорта маршрут для микроавтобусов нередко самовольно меняется самими водителями. В погоне за большей выручкой, дабы сэкономить время и объехать заторы, они сворачивают на абсолютно неведомые дорожки: на улицы с односторонним движением либо не предназначенные для проезда транспорта размером с микроавтобус. Это создаёт сложности для проезда другим автомобилистам, которые вынуждены или «пятиться», или же стоять и бесполезно терять время в ожидании, когда же нарушитель сдаст назад. В нашем городе излюбленным местом для таких манёвров считается район магазина «Акрополь» и далее улица Подполковника Иванникова с выездом на ул.Черняховского. Пойманному за такое нарушение выписывается штраф.

Незакреплённые сиденья

Что касается технического состояния микроавтобусов, то оно явно оставляет желать лучшего. Нужно отметить, что в нашем городе для проверки технической пригодности транспортных средств ежедневно курсирует экипаж ГИБДД, направляемый отделом технического надзора, – он и выявляет неисправности в автомобильных средствах передвижения. Если бы пассажиры узнали обо всех поломках и неполадках микроавтобусов, то они испытали бы настоящий шок.

Так, например, при первой же проверке в одном из микроавтобусов обнаружилось, что передние пассажирские сидения вообще не закреплены, а ручной тормоз не работает! Или, не дай бог, на дороге произойдёт неприятная ситуация и нужно будет оказать первую помощь – Вы открываете аптечку, любезно предоставленную водителем, и обнаруживаете, что срок годности лекарств уж год как истёк.

Халатное отношение водителя к своему автобусу во время движения усугубляет аварийную ситуацию на дороге. К примеру, на вопрос, заданный стражами порядка одному из водил, почему у его автобуса горят фонари заднего хода во время движения вперёд, тот ответил: «Я первый раз на этой машине, кнопочку не могу найти, сейчас позвоню начальству и спрошу, где она».

Справедливости ради отметим, что среди огромного числа водителей, наплевательски относящихся к закреплённым за ними микроавтобусам, есть такие, которые могут и умеют заботиться о своих «железных конях». Но, как я уже отметила, это скорее исключения из общего правила.

Не нарушишь – не заработаешь!

Говоря о работе микроавтобусов, нельзя не затронуть вопрос об общем развитии инфраструктуры и городской автобусной маршрутной сети. С одной стороны, она отличается чрезвычайной плотностью. А в плане организации и формирования является абсолютно хаотичной и перегруженной. В городе, по сути, движение пассажирского автотранспорта сводится к одной главной ветви, так называемой оси «север-юг»: Центральный рынок – пл.Победы – Ленинский проспект – ул.Киевская – ул.Олега Кошевого. Головной боли добавляют пригородные маршрутные автобусы, перемещающиеся по центру, и снующие тут и там микроавтобусы.

Для сравнения, ни в одном европейском городе не существует такого понятия, как «маршрутное такси», в качестве которого используются микроавтобусы. Однако наш город, претендующий на звание европейского, ими перенасыщен. Каждый месяц решением мэрии г.Калининграда открываются новые маршруты микроавтобусов, которые только усугубляют дорожную обстановку в городе. Количество новых выпускаемых на линию микроавтобусов растёт в геометрической прогрессии. Соотношение числа маршруток за последние два года таково: если в 2006 году в день выезжало около 192 транспортных средств данного вида по 21 маршруту, то к концу 2007-го уже 298 рейсовых микроавтобусов следовало по 27 маршрутам. Тем более, что 13 маршрутов городских автобусов и микроавтобусов дублируют друг друга, создавая лишь «пробки» на дорогах и сумятицу на остановочных пунктах.

Вопрос о нецелесообразности и бессмысленности такого количества автобусов, в первую очередь частных, в центре города стоит давно, причём на уровне местного руководства. Однако власть предержащие пока не в силах дать ясного ответа и решения по поводу проблемы коммерческих перевозок. Видимо, пока они не ощутят на себе всей «прелести» езды на общественном транспорте, решение этого вопроса так и останется висеть в воздухе.

С определённой периодичностью сотрудники ГИБДД устраивают проверки автобусов. Но никакие угрозы, штрафы и принуждения не заставляют водителей соблюдать ПДД. Вся проблема в том, что они надеются на пресловутое авось. На все вопросы и замечания сотрудников ГИБДД водилы лишь бесхитростно парируют: «Не нарушишь – не заработаешь!»

P.S.: За оказанную помощь в освещении затронутой проблемы выражаем благодарность начальнику отдела технического надзора, дознания и административной практики областного УГИБДД Сергею Кульбеде, а также сотрудникам отдела – Алексею Топольницкому и Александру Будвитису.
Источник: Авторынок Калининграда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.